Игра Джокера - Joker Game

АНИМЕ "ИГРА ДЖОКЕРА": ХВАЛЕБНАЯ РЕЦЕНЗИЯ С КУЧЕЙ КРИТИКИ
(рецензия написана в июне 2016)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 7 из 10.

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

«Игра джокера» - аниме не слишком выдающееся, и тем не менее оно заслуживает внимания и даже похвалы.

У аниме «Игра Джокера» есть одна серьезная проблема: его создатели так и не решили, что же они снимают — психологическую драму про шпионов или приключенческий шпионский боевик. Разница принципиальная. В психологической драме на первом месте психология героев, их судьбы, их истории, их внутренний мир. Шпионский же боевик сосредоточен непосредственно на операциях, на играх разведки/контрразведки. Совмещать жанры можно, однако делать это надо с умом и смешивать пропорционально. В «Игре джокера» создать баланс жанров не получилось.

А начинали-то за здравие. В первых двух эпизодах психология и приключения переплетены удачно. Перед нами команда персонажей, отдельными штрихами намечены их характеры, ведутся рассуждения о психологии шпиона: с чем приходится сталкиваться разведчику в чужой стране и какой тип людей подходит для такой работы. В качестве иллюстрации – операция по разоблачению иностранного агента. Показаны противоречия внутри японской армии, влияние личных мелочных амбиций на важные политические решения. Короче, full house для хорошего анимационного кино.

А дальше каждый член «Агентства Ди» отправляется со своей миссией в разные уголки мира. С третьей серии аниме «Игра джокера» строится по принципу «один эпизод — одна история». Все бы хорошо, но тут начинается тот самый дисбаланс жанров. Со шпионским боевиком все отлично: сюжеты динамичные, операции остроумные, интрига сохраняется до последних кадров. Иногда попахивает бондианой – но куда ж без этого!

А вот с психологической драмой – беда. Ее нет. Нам так ничего и не расскажут об агентах Ди, о причинах, по которой они стали шпионами. Мы почти ничего не узнаем про их шпионские будни на чужбине, про их мысли, чувства. Ну, нет и нет. Только вот зачем тогда нужны первые два эпизода с пространными рассуждениями о «людях-монстрах», своих среди чужих, о вечных одиночках и т. п.? Зачем классический сёнэновский опенинг с вереницей персонажей, о которых в итоге мы так ничего толком и не узнаем?

Хотите сделать психологическую драму про шпионов? Отодвиньте подробности спец.операций на второй план и сосредоточьтесь на судьбах агентов. Кратко расскажите их историю, объясните, почему они стали шпионами, и дальше показывайте все операцию их глазами. Собственно, так сделаны первые два эпизода, 10-й (где иностранный агент пытается разузнать о прошлом подполковника Юки) и последний 12-й эпизод.

Решили делать шпионский боевик? Ограничьтесь рассказом про подполковника Юки, который, весь из себя такой умный, продвинутый и нетипичный, подготовил замечательный отряд агентов. И потом в начале каждой серии показывайте нового агента, но без обещания более близкого с ним знакомства. Пусть он будет проводником, с помощью которого мы насладимся всеми смачными подробностями очередной остроумной игры разведок.

Но «Игра джокера» безуспешно пытается усидеть на двух стульях: четыре эпизода сняты как психологическая драма, все остальное – крепкий шпионский боевик.

По отдельности эти составляющие сделаны очень хорошо. Но, слепленные в единый сериал, абсолютно сбивают с толку. Потому что зритель должен понимать, что он собственно смотрит. Торт – это вкусно. Бифштекс – это вкусно. Но если лопать бифштекс, заедая его кусками торта, легко заработать несварение желудка.


ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ

А теперь миска меда в кастрюльку дегтя. Нужно ли смотреть «Игру джокера»? Безусловно, да. Это аниме не станет золотой классикой. Однако оно заслужило свою порцию внимания благодаря свежести темы, внятному сюжету, четкой структуре, ярким второстепенным персонажам и великолепному подполковнику Юки. На фоне бесконечных штамповок про демонов, школьников и большие сиськи, а также претенциозных недоделок вроде «Gangsta», появление даже весьма средненького, но по-настоящему серьезного, реалистичного сериала – это мед и праздник для всех анимешников.

Сюжеты «Игры джокера» продуманные, хорошо прописанные, эпизоды динамичные, смотрятся на одном дыхании.

Агенты Ди весьма серенькие, а вот второстепенные персонажи яркие и запоминающиеся.


НЕ УБИВАТЬ, НЕ УМИРАТЬ

Хотя события «Игры джокера» происходят в нашей реальности в конкретный период времени и в конкретных странах, это аниме нельзя воспринимать как учебник истории. «Все события и персонажи вымышлены» – далее по тексту. Мысль, вроде бы, очевидная. Но ведь нашлись же уникумы, которые всерьез возмущались исторической недостоверностью тарантиновских «Бесславных ублюдков». Так что на всякий случай еще раз оговорюсь: «Игра джокера» – не историческая хроника. Но это аниме вдохновлено реальными историческими обстоятельствами, так что там определенно есть, над чем поразмыслить.

Надо понимать, что действие японского аниме происходит в период Второй мировой войны, где Япония воевала на стороне Германии. Этот скользкий момент в «Игре джокера» очень умело смягчен. Фашистская Германия показана без капли симпатии. В одном из эпизодов зрителю напоминают, что в Первую мировую войну Япония и Германия были по разные стороны баррикад, и для многих участников новой континентальной бойни с тех пор ничего не изменилось. И самое главное, «Игра джокера» – не про Вторую мировую войну. Это аниме про шпионов, конкретно – про группу, подготовленную блистательным подполковником Юки, который со своими убеждениями стоит поперек горла многим японским воякам.

Юки – самый харизматичный герой «Игры джокера». Он умен, хитер, хладнокровен, независим. Словом, прекрасен. Его философия и суть конфликта с японской армией помогает понять психологию японцев предвоенных лет и периода Второй мировой войны. Тотальный милитаризм, культ самурайства, идеал воина-камикадзе, принцип: «умирай и убивай, не задумываясь». В противовес этому подполковник Юки проповедует противоположную идею: по возможности не убивать и не умирать. Убийство и самоубийство – худший выход для шпиона. В «Игре джокера» явно показано, что подобного рода гуманизм разумен и ведет к победе, в то время как старые идеалы, принцип «убей или умри» раз за разом терпят фиаско.


Рецензии