Кузнец

КУЗНЕЦ.
В теплый серый летний день мы на велосипедах ехали в соседнюю  деревню в километре от нашей. Дорога была укатана машинами и блестела,как асфальт, в полях созревали хлеба, пели высоко жаворонки.Впереди показалась деревня замыкающая,горизонт с полоской леса на дальнем берегу .Справа вдоль дороги пестрело колхозное стадо,как бабский цветной платок.Пастух громко кричал,эхом раздавался его голос по всей округе.Погода поскучнела стал накрапывать дождь. Мы решили заехать в кузницу и там укрыться от непогоды.

 Это низкое грязное строение с большой трубой и кучами разного мусора вокруг было нам знакомо.Мы часто там рылись и находили разные металлические диковинные предметы.  Возле кузницы на ржавой бочке сидел кузнец Колька Ермаков. Широкий, с высокой грудью мужик, с лохматыми масляными волосами. На больших жилистых руках были ссадины, порезы. Лицо болезненно перекошено, в рытвинах, с добрым блеском в глазах. Говорил мало с остановками. Речь была напряженной и тягучей,он как бы конфузился,извиняясь за свой вид. Увидев нас он нахмурился, откинул голову назад и засмеялся так громко!- «Чаво рабят дождя испугались?"- Присаживайтесь,отдохните немного, за день то чай устаёте,крутить педали в пустую.

-Он скрестил тяжелые руки на коленях.- Вона наблюдаю за вороной, умная птица! -Он повернул голову в сторону двери и крикнул напарнику.- Не налягай,отдохни маленько,присядь,успеется,день то длинный.-Напарник засучив рукава,что то выковывал на наковальне стуча небольшим молотком искоса поглядывая в нашу сторону. Колька достал папироску,закурил, глубоко затянулся, пустил дым по полу.-Досадливо покачал головой,скреб грудь тяжелыми пальцами и заглядывал нам в глаза.-Завидую я собакам, курам, птицам, живут не напрягаются.-Промолвил он ,сморщив лицо от удушливого дыма. Послышался топот кобылы и женские звонкие голоса вдали. Во все горло орал петух в соседнем дворе. Дождь прошёл, очистилось небо. В деревне стало тихо, почернели избы, воздух стал мягким,чистым,насыщен ароматами далеких лесов.

Колька достал из сумки ломоть черного хлеба и шматок сала. Налил из поллитровой бутылки до краев стакан самогонки и пригубил, потом с остановками медленно выпил,крякнул.-Ладно прошла! -И насмешливо посмотрел на ворону.-Ишь где квартеру себе нашла.-Показывая нам место у забора, где топталась на месте ворона.-Птица божья всё понимает!- Он кинул ей кусочек хлеба,грязными масляными руками.-Привязалась, поди, смотри на нее. Так и люди привязываются друг к другу.Тоскуют, когда разлучаются.Но люди хуже птиц.-Он привстал,стал ходить по кузнице.-А тебе говорят бунтовать не позволяется,сказано не работать,стало быть не работать!-Сказал он повысив голос на напарника и медленной походкой стал ходить туда сюда.

Он своим прямодушием напоминал мне человека из прошлого.-Люди жульничают и грызутся, как собаки.-Он встал отряхнулся, пошел к верстаку, взял молоток и пошел к наковальне.-Жизнь наша каторга,петля!В молодые годы,тогда жизнь ливнем проливным шла,а сейчас нет.- Стал проворно работать, выделывая кузнечные кренделя.-Слилась она жизнь в один рабочий день,просвета божьего не видим.Учитесь ребятишки,а то будете, как я каторжанином,работающий за отражение в пыльном зеркале.Каково я сказанул!Дрянь советска власть,ничего она нам не дала,окромя пут на ломовую работу.

-Он громко засмеялся,вытирая руки о штаны, полез в карман за очередной папироской.Поднял голову и сказал"Я то когда был молодой то,подкову разгибал,гвоздь кулаком заколачивал,так то вот,а что я имею в этой жизни,кроме крыши над головой,а так гол,как сокол!"Приветлив он был с мальчишками,добродушный и мы уважали его.-Ну ладно,езжайте ребятишки,а то и правда у меня дела.-Сказал Колька,махая нам рукой.После выпитого стакана он стал разговорчивее и охотным стал рассказчиком .Мы проворно сели на велосипеды и покатили по скользкой укатанной дороге, вымеривая каждое движение, что бы не упасть. Дорога уходила белой лентой в даль, тишина была кругом.


               (Анатолий Котов)


Рецензии