6. Не все хотели подписывать первое письмо

НА СНИМКЕ: А.И. Бурштейн, канд. ф.-м. наук, президент клуба "Под интегралом"


Анатолий Бурштейн не стал подписывать письмо. Он объяснил причину своего решения в очерке «Реквием»:

… Когда однажды вечером ко мне заявился поздний гость, чтобы ознакомить с текстом петиции, я весьма разочаровал его, вернув документ неподписанным.
Он ушёл, а на другой день у меня собрались лидеры клуба, входившие в чрезвычайный комитет. У президента не было права приказывать, но я употребил весь свой авторитет, чтобы убедить их воздержаться от подписи.

Я говорил им, что мы стоим не перед моральным, а перед политическим выбором.
Подписать циркулирующее негласно письмо – значит дать повод считать, что «Интеграл» – это лишь видимая часть айсберга. Ну, а если есть невидимая, то уж ясное дело: находясь в подполье, она вынашивает тайные замыслы. Я говорил, что стоящие во главе общественной организации не имеют право выражать своё личное мнение. Хотим мы этого или нет, но мы ответственны за доверившихся нам членов клуба, которые ни сном, ни духом не ведают о происходящем и у не уполномочивали нас распоряжаться их судьбами, никого не спросясь.

А то, что судьбы могут быть сломаны на этом, не исключалось. Увы, некоторым казалось в тот вечер, что я сгущаю краски, да и мне самому на исходе 1967 г., не очень-то верилось, что такое может случиться, но считаться с этой возможностью я был обязан. А год спустя Серёжа Андреев – мой поздний гость, погибший впоследствии под высоким напряжением в ИЯФе, – пришёл ещё раз, чтобы пожать руку за дальновидное решение. Ах как были разочарованы иные наши «радетели», не найдя под петицией подписей большинства интегральских лидеров, даже скрыть этого были не в силах. Не инспирировать «Интегралу» заговор, не раскрутить «коллективки» с международными связями! <...>

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/07/485 


Рецензии