Ночь музеев. Первые шаги

(Заметка относится к первому опыту проведения этой удивительной акции)

Итак, давным-давно, еще до летних отпусков, произошло в музейном мире событие под названием "Ночь музеев". Пушкинский Дом благоразумно не участвовал в этой затее. А вот Военно-медицинский музей ринулся в сие действо с редким энтузиазмом.
"Всем быть на местах в девять вечера - отбой в семь утра!" - "Так точно!" - что-то в этом роде прозвучало за неделю до "ночи". И вот, личный состав "на местах", как было велено. Я вхожу в музей и с ужасом вижу, что на месте таблички "экскурсионно-лекторское бюро", на двери гордо сияет свеже-отксерокопированная бумажка: КАБИНЕТ ВРАЧА. "Началось" - проносится в голове. Открываю дверь: так и есть! Весь личный состав в белых халатах готовится всю ночь измерять давление, рост, вес и объем легких. Старший научный сотрудник Гарибян, который в обычное время лихо отгадывает кроссворды из всевозможных бесплатных газет, которые нам впихивают по утрам в метро, на этот раз увлеченно сдирает ростомер со стены. "Юля, помогите мне!" - "А что Вы собираетесь сделать?" - "Оторвать и приклеить заново" - "Зачем?" - "Может, так будет лучше?" Отрываем. Переклеиваем. "Нет, давайте повесим как было" Отрываем. Вешаем как было. Старший научный сотрудник Гарибян счастлив.
Открывается дверь: всем в залы, народ начинает подъезжать! И действительно, народ начал подъезжать. И было его много. Очень много. Слишком много для такого небольшого музея, как Военно-Медицинский. Уже потом, по билетам, удастся подсчитать, что за ночь музей посетило 3500 человек. Для сравнения - Петропавловская крепость приняла 7000. И если сравнить возможности обоих музеев, то станет понятно, какой ужас мы пережили. Люди стояли на улице, огромная очередь тянулась к Загородному проспекту. Люди мерзли (ночи были еще холодные), а мы как могли, пытались их рассортировать. Многие взяли с собой детей (самое время! пусть отпрыск просветится.)
А самое интересное, что зайдя в музей, они из него уже не выходили. На улице продолжали фанатично ждать своей очереди новые партии ночных экскурсантов, а те, кому удалось прорваться и прослушать экскурсию, жаждали еще посмотреть фильм про дрессировку обезьян и послушать лекцию про гомеопатию. Я отчетливо помню свое удивление, когда в 5 утра люди начали активно задавать вопросы после прослушеной лекции.Это лишний раз подтвердило талант Анны Юрьевны Волькович, которая и в пять утра сумела рассказать о гомеопатии так, что заставила проснуться пригревшуюся в теплых креслах актового зала и тихо засыпающую аудиторию слушателей.
 Любопытным оказалось и то, что практически ни один посетитель в ту ночь не пропустил кабинета врача. Все, от мала до велика, рвались в кабинет с одной только целью - узнать здоровы ли они! Несчастная Галина Алексеевна (научный сотрудник, автор множества статей о истории медицины), не побоюсь этого слова, как проклятая всю ночь измеряла давление. Около четырех утра она сдалась, и, закрыв кабинет на проветривание, поднялась в экспозицию выпить кофе. Она же поведала нам о двух наиболее часто задаваемых вопросах. К нашему неисчерпаемому удивлению на первом месте оказался вопрос, способный ввергнуть музейного работника в кому:" А УЗИ вы делаете?" Второй вопрос составил достойную партию первому:"А гинеколог у вас принимает?"
К счастью, мне таких вопросов в ту ночь не задавали. Только один юноша спросил с дрожью в голосе: "А если мне скажут, что у меня всё плохо?" - "Да не бойтесь Вы так - порекомендуют бросить курить и все" - "А если всё будет плохо?" - "Ну, тогда ...в любом случае бояться Вам нечего - больница через дорогу." - "Вы меня утешили!" - "Это наша работа."
Еще одного юношу я поймала за попыткой взлома двери, ведущей в фонды. "Послушайте, зачем Вы это делаете? Вы правда считаете, что мы от Вас скрываем что-то важное?" - Ничего не ответил юноша, только опустил глаза долу, да побрел смотреть музей.
Где-то к трем часам ночи, публика потихоньку стала слетать с тормозов. Некая дама, в зале Великой Отечественной войны, крикнув, что она врач, решительно стала забираться на подиум, на котором была установлена инсталляция, демонстрирующая полевой госпиталь. Удержать ее удалось с трудом. Буквально через минуту, то же самое попытался сделать мужчина средних лет. Когда он уже занес ногу, я, решив, что с ним я точно не справлюсь, от отчаяния зашипела ему в ухо: "Может, не стоит??!!" - "Почему??" - "А вдруг, сбудется?"(операционный стол, накрытый белой простыней так и манил к себе, видимо, напоминая о крепком сне, пусть даже и под наркозом, люди хотели спать.Ну, или хотя бы полежать.) "А ведь и правда!" - воскликнул мужчина. Поблагодарив меня,он пошел рассматривать витрину, посвященную изобретению пенициллина, больше в ту ночь желающих полежать на операционном столе не было.
Зато было другое. Мы как раз взяли тайм-аут, когда в комнату сотрудников вошла растерянная Светлана Николаевна Обрезан (Зав.экскурсионным бюро): "Не могу больше!!" - "Что такое?" - "Я была в Анатомическом театре, там один парень все стоял и трогал руками макет трупа (силиконовая модель женщины, якобы погибшей в автокатастрофе с открытыми ранами и переломами костей - безумно дорогой макет - прим.авт.) "И что?" - " Он долго трогал ногу, а потом облизал свои руки!" - "Сильно!" - "Не то слово, может, он некрофил?" - "Не исключено"
Ночь тянулась нескончаемо долго. В изнеможении, сотрудники готовились к очередной экскурсии.И вдруг, в окне забрезжил рассвет. В то утро он был прекрасен: розово лиловые краски осветили небо. "Рассвет, скоро они все уйдут!!!!" - "Да..." - сказала я, - "А знаете, мне кажется, все это мероприятие следовало назвать совсем по-другому...."ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА!" - вот что это такое! Тарантино Forever!
Не даром, уже перед самым выходом из музея, один посетитель лет двадцати пяти обернулся ко мне и спросил: "А в обычное время вы работаете?" Честно скажу, я опешила. "Нет, в обычное время мы не работаем. Как только стемнеет, так и выползаем." Что я могла сказать?
Ранним утром, в шесть часов, я вышла из музея. Отпустили пораньше домой, к дочке. Нежные лучи солнца освещали улицы. Рассвет! Спасительный рассвет! Солнце, как же мы тебя ждали этой ночью!

2009.


Рецензии