2. Ландау исполнилось 60 лет

9 января академику Льву Давидовичу Ландау, может быть, самому гениальному учёному XX века исполнилось 60 лет.

После страшной аварии, в которую он попал по дороге из Москвы в Дубну на Дмитровском шоссе, в результате многочисленных переломов, кровоизлияния и травмы головы Ландау находился в течение 59 суток в коме.

Выдающиеся физики всего мира приняли участие в спасении его жизни. Лекарства доставлялись самолётами из Европы и США.

Тогда Ландау удалось спасти, но после аварии он не смог заниматься научной деятельностью, хотя постепенно возвращался к своему нормальному состоянию и в 1968 году был близок к возобновлению занятий физикой.

Газеты писали об этом, и мы с волнением следили за его состоянием, понимая какого выдающегося учёного теряет человечество. Многие из нас изучали физику по его многотомному уникальному курсу теоретической физики (совместно с Е.М. Лифшицем).

К сожалению, 1 апреля 1968 года, через несколько дней после операции на кишечнике он умрёт от закупорки артерии оторвавшимся тромбом.

Основные его работы лежат в области квантовой физики, но он «внёс фундаментальный вклад» и в другие области физики и считается легендарной фигурой в мировой науке.

Ландау родился в Баку, учился в еврейской гимназии и бакинском университете, а потом был переведён в Ленинградский университет, физическое отделение которого он и закончил в 19 лет, став аспирантом академика А. Ф. Иоффе.

Уже 1926—1927 годах Ландау публикует свои первые работы по теоретической физике и сразу вносит фундаментальный вклад в квантовую теорию.

С 1929 по 1931 год Ландау был послан Наркомпросом для продолжения образования в Германию, Данию, Англию и Швейцарию. В Берлинском университете он встречался с Альбертом Эйнштейном, в Геттингене посещал семинары Макса Борна, затем в Лейпциге встретился с В. Гейзенбергом. В Копенгагене Ландау работал с Нильсом Бором, которого с тех пор считал своим единственным учителем. В Кембридже – познакомился с П.Л. Капицей, который работал в Кавендишской лаборатории.

Командировка субсидировалась Наркомпросом только шесть месяцев, дальнейшее пребывание было продолжено на стипендию от Рокфеллеровского фонда, полученную по рекомендации Бора.

Работая в Копенгагене у Нильса Бора, Ландау постоянно общался с выдающимися и молодыми, как он сам, физиками — Гейзенбергом, Паули, Пайерлсом, Блохом, Вигнером, Дираком. В это время он выполнил классическую работу по диамагнетизму электронного газа (диамагнетизм Ландау) и (в Цюрихе совместно с Р. Пайерлсом) — по релятивистской квантовой механике.

Весной 1931 года Ландау вернулся в Ленинградский физтех, но не остался там работать из-за каких-то разногласий с академиком А. Иоффе и переехал в Харьков, где в1932-1937 годах возглавлял теоретический отдел Украинского физико-технического института (УФТИ) и одновременно заведовал кафедрой теоретической физики на физико-механическом факультете Харьковского механико-машиностроительного института. В 1935 году Ландау возглавил в Харьковском университете (ХГУ) кафедру экспериментальной физики.

После увольнения в феврале 1937 года из Харьковского университета и последовавшей за ним забастовки физиков Ландау принял приглашение Петра Капицы занять должность заведующего теоретическим отделом только что созданного Института физических проблем (ИФП) и переехал в Москву. После отъезда Ландау органы НКВД разгромили УФТИ и арестовали иностранных специалистов А. Вайсберга и Ф. Хоутерманса, а в августе-сентябре 1937 года арестовали и вскоре расстреляли физиков Л. В. Розенкевич (соавтора Ландау), Л. В. Шубникова и В. С. Горского (т.н. «дело УФТИ»).

В апреле 1938 года Ландау в Москве редактирует написанную М.А. Корецем листовку, призывающую к вступлению в «Антифашистскую Рабочую Партию» для свержения сталинского режима, в которой Сталин называется фашистским диктатором, в «своей бешеной ненависти к настоящему социализму» сравнявшимся с Гитлером и Муссолини.

Текст листовки был передан антисталинской группе студентов ИФЛИ для распространения по почте перед первомайскими праздниками.

Органы госбезопасности раскрыли это дело, и утром 28 апреля Л.Д. Ландау, М.А. Кореца и Ю.Б. Румер были арестованы за антисоветскую агитацию  [1].

В тюрьме Ландау провёл год и был выпущен благодаря письму Нильса Бора и вмешательству Капицы, взявшего Ландау «на поруки».

26 апреля 1939 года Капица писал в письме к Л. Берии:

«Прошу освободить из-под стражи арестованного профессора физики Льва Давидовича Ландау под моё личное поручительство. Ручаюсь перед НКВД в том, что Ландау не будет вести какой-либо контрреволюционной деятельности в моем институте, и я приму все зависящие от меня меры к тому, чтобы он и вне института никакой контрреволюционной работы не вёл. В случае, если я замечу со стороны Ландау какие-либо высказывания, направленные во вред Советской власти, то немедленно сообщу об этом органам НКВД».

Два дня спустя, 28 апреля 1939 года было подписано Постановление НКВД СССР о прекращении дела в отношении Ландау с передачей его на поруки.

Ландау был восстановлен в ИФП, сотрудником которого он оставался до самой смерти.
Реабилитирован Ландау был только 23 июля 1990 года, когда уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления.

После освобождения Ландау П.Л. Капица и В.А. Фок составляют характеристику Ландау для предоставления её в АН СССР.

– Ландау непременно нужно провести в члены-корреспонденты, и я надеюсь, что это удастся, — пишет Капице В. А. Фок.

Ландау избирают в академики в 1946 году, минуя ступень члена-корреспондента.
В 1943—1947 годах Ландау профессор кафедры физики низких температур физического факультета МГУ.

В 1945—1953 годах Ландау участвовал в советском Атомном проекте.

За работу в этом проекте он был удостоен трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1953) и был награждён орденом Ленина (1949), а в 1954 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1955 году подписал «Письмо трёхсот», которое содержало оценку состояния биологии в СССР к середине 1950-х годов и критику Лысенко и «лысенковщины».
В 1955—1968 годах Ландау – профессор кафедры квантовой теории и электродинамики физического факультета МГУ, где он читал курсы лекций: «Механика», «Теория поля», «Статистическая физика».

Говоря о Ландау, нельзя не рассказать о его жизнелюбии. Единственной не физической теорией Ландау была теория счастья. Он считал, что каждый человек должен и даже обязан быть счастливым. Для этого он вывел простую формулу, которая содержала три параметра: работа, любовь и общение с людьми.

Он был неистощим на шутки и выдумки. Приведу текст из Википедии об этом:

Помимо науки, Ландау известен как шутник и выдумщик. Его вклад в научный юмор довольно велик. Обладая тонким, острым умом и прекрасным красноречием, Ландау всячески поощрял юмор в коллегах. Он породил термин так говорил Ландау, а также стал героем различных юмористических историй. Характерно, что шутки не обязательно связаны с физикой и математикой.

По Ландау, девушки делятся на красивых, хорошеньких и интересных. У хорошеньких – нос слегка вздёрнут, у красивых – он прямой, у интересных – носы «ужасно большие».

Классификация наук по Ландау: науки бывают естественные, неестественные и противоестественные.

По воспоминаниям В.Л. Гинзбурга «самой красивой из существующих физических теорий» Ландау называл общую теорию относительности, хотя большая часть работ самого Ландау выполнена в области квантовой физики.

Он же вспоминает, что у Ландау квалификационная шкала физиков была логарифмической, то есть физик класса 1 сделал в 10 раз больше физика класса 2 и т. д.

Пятый класс был отведён патологам, то есть тем, чьи работы Ландау считал «патологическими».

Из физиков 20 века только Эйнштейн имел наивысший класс: 0.5. Бор, Гейзенберг, Шредингер, Дирак, Фейнман и некоторые другие имели класс 1. Себя Ландау сначала определил в класс 2.5, потом перевёл в класс 2 и затем в класс 1.5. Гинзбургу достался класс 3.

Сам Ландау подчёркивал, что оценивать физиков надо «по достижениям», а не по другим признакам, таким как владение теоретическими методами (чем славился сам Ландау), объём знаний, учебники или ораторское искусство.


___________

Примечания:

1. Ландау был выпущен под поручительство Капицы, а вот Румер отбыл свой срок - 10 лет полностью.

Когда я писал в первой части книги "Мой Академгородок, 1968" о жизни Саши Горбаня, я понял, что он считает, что КГБ предложило профессору Румеру поручиться за него. как в 1938 году это сделал Капица (Саша отказался назвать имя профессора, но догадаться было нетрудно). И если бы Румер поручился, Саша бы остался в Университете. Но Саше сказали, что Румер отказался.

Я не верю этому - зная хорошо Юрия Борисовича Румера, я исключаю такой вариант.
скорее всего, чей-то изощрённый ум (не знаю, где - в КГБ или НГУ), зная о поручительстве Капицы, придумал этот иезуитский ход, чтобы бросить тень на Румера, который считал, что Саша станет вторым Ландау, а заодно и опорочить Румера в глазах Саши Горбаня.

Сашу, разбирали на расширенном заседании комитета комсомола НГУ, и он в соответствии с решением комитета был исключён из комсомола и отчислен из НГУ.

Впоследствии Ю.Б. Румер послал Саше в Омск "две хорошие книжки". вряд ли бы он мтал это делать, если бы отазался от поручительства.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/04/65   


Рецензии