4. 1. 3. Зачистка жизненного пространства от корен

4.1.3. Зачистка жизненного пространства от коренного населения - от индейцев, "демократическими" ружьями и голодом "свободы".

*****

 (На фото: одна из многочисленных гор черепов бизонов. Американцами, за плату от правительства США, были ПОЛНОСТЬЮ уничтожены бизоны - около 60 млн особей, что лишило индейцев своего традиционного источника пищи и привело к голоду и массовой их гибели).

*****

        Кто поверил американцу, тот покойник.
                Индейская заповедь.

*****

      „Во время заселения нынешней территории Америки было убито где-то 100 млн. индейцев. Оккупанты совсем не считались с хозяйскими правами и племенными интересами индейцев и буквально с самого начала объявили им войну на истребление. Конечно, вооруженные луками и стрелами, индейцы не могли достойным образом противостоять оккупантам. В вооруженных схватках на одного убитого оккупанта приходились многие десятки индейцев. Расправившись таким образом с мужчинами, колонисты нападали на индейские селения, где оставались только женщины, дети, старики, и безжалостно убивали их. Те индейские племена, которые оккупанты не могли уничтожить силой оружия, они истребляли подлостью и коварством. Самыми распространенными методами в этом роде были продажи индейцам одеял, зараженных черной оспой или другими страшными болезнями, а также отравленной водки. Захватив земли, принадлежавшие индейцам, оккупанты объявили их, коренных жителей, иностранцами. По законам США (действовавшим вплоть до 1924г.!)”
               
                Ди Браун "Схороните моё сердце у Вундед-Ни" (1970г.)

*****

       Как можно оправдывать белых, возразит кто-то, ведь поселенцы посягнули на суверенные земли индейцев? Я думаю, читатель вместе с нами теперь может ответить, что постановка вопроса некорректна. Поскольку не было у индейцев суверенных земель. Пусть даже некоторые из племен действительно проживали на той или иной территории довольно длительное время. Не было у индейцев самого понятия о суверенности. Ирокезы выгнали со «своей» земли оджибве, те выгнали племя сиу. Между этими народами войны шли сотни лет. Вторые считали, что имеют на землю такое же право, что и первые. Но точно также и поселенцы полагали, что имеют право на эту землю. И были убеждены, что им, а не язычникам помогает Бог, вручая в их руки эту землю.

     Коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ богобоязненных и человеколюбивых христиан не заставил себя долго ждать...  Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное "с любовью" физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.

      Индейское сопротивление в Северной Америке (без учета истории Мексики) продолжалось около 370 лет! Первая исторически зафиксированная попытка европейцев завоевать часть североамериканской территории состоялась в 1521г., когда испанский первооткрыватель Флориды Хуан Понсе де Леон решил захватить полуостров. В бою с местными индейцами его экспедиция была разгромлена, де Леон погиб. А последней датой «индейских войн» считается 1890г., ознаменовавшийся резней индейцев при Вундед-Ни. К тому моменту индейцы степных резерваций предприняли последнее, мирное усилие, чтобы сохранить свою культуру и духовную идентичность. Эта масштабная акция протеста вошла в американскую историю как Пляска Духов. Но после Вундед-Ни она пошла на убыль. К 1890г. сдались и последние группы партизан-апачей на юго-западе США. Между этими двумя датами - летопись беспрецедентного геноцида, направленного не просто против отдельных племен, а против всего коренного населения целого материка!

      Сегодня для большинства жителей мира слово «американец», или янки, означает нечто нехорошее. При этом в первую очередь такое отношение вызвано действиями правительства США и настоящим разбоем, который постоянно вела и продолжает вести армия этой страны. Сегодня в этой стране живет около 300 миллионов человек или 4% населения Земли, которые потребляют половину всех добываемых на планете ресурсов и порождают 74% всех психопатов-убийц, что позволяет получить представление о достаточно плачевном психическом состоянии представителей этой нации. Это можно объяснить тем, что в XYII-XYIII столетиях на этот континент англичане массово свозили своих уголовников.

      Европейцы избавлялись от лишних ртов, отправляя нищих в Новый Свет. Переселенцев становилось все больше и они заселяли все новые земли, хотя у них уже и были хозяева. На территории Северной Америки в XYII веке жили около 150 млн человек. Причем коренные народы Северной Америки жили в настоящей гармонии с миром, не загрязняя и не уничтожая природу. Это была особая цивилизация, основой которой была духовность. Этих наивных и верных традициям людей называли индейцами. В своей жизни они руководствовались принципами чести и морали...

       И все же: почему настолько трагически сложилась именно судьба индейцев? Почему на протяжении нескольких столетий «два мира, два образа жизни» так и не научились сосуществовать? Почему борьба между двумя культурами должна была закончиться полным поражением одной из них - культуры индейцев? Почему североамериканские колонизаторы так настойчиво стремились буквально стереть коренное население с лица земли? Причина проста и очень сложна одновременно: абсолютная духовная и нравственная несовместимость белых и индейцев, полное несовпадение их мировоззрений. Чтобы понять весь трагизм этой исторической ситуации, необходимо вникнуть в систему религиозных и моральных ценностей коренных жителей Северной Америки.

*****

        1. Захват континента белыми людьми.

       Процесс вытеснения и фактического уничтожения индейцев легче себе представить и понять, если рассмотреть, как он проходил в тех основных районах континента, которые мы выделили в качестве основных районов распространения культур. От индейцев фактически очищали район за районом; как только белые заканчивали в одном, они переходили к другому. Начали с северо-восточной части атлантического побережья; именно этот район стал первоначальной ареной борьбы индейцев с белыми. Затем борьба перенеслась в район Великих озер и северную часть Америки; после этого – на юго-восток и во Флориду. Затем последовали Калифорния, северо-западное побережье, район Большого Бассейна и, наконец, район Равнин.

      Именно в такой последовательности, шаг за шагом, белый человек захватывал позиции на континенте, либо уничтожая при этом коренное население, либо загоняя его на узкую полосу чужой и негостеприимной земли, малопригодной для проживания.

       Давно это было, говорите и нравы были другими?!! Получите от своих современников!!!

      1938г. оседлые индейцы крупнейшего в Америке мирного племени чероки, жившие в принадлежавшей им по соглашениям с Конгрессом автономной территории, были выселены силой из своих деревень в штате Джорджия и отправлены пешком на Запад, в Оклахому, без провизии и имущества. Чероки имели свою письменность, газеты, самоуправление, больницы и школы, то есть, по сути, были не менее цивилизованным народом, чем американцы; Конгресс и Верховный Суд США признал их законное право на земли - но это им не помогло. Почти половина чероки погибла на пути в Оклахому, который они назвали "Дорога Слез".

     По данным переписи 2010г. сегодня в США живут 2,9 млн индейцев, что на 147 млн меньше, чем в XYII в. Общая площадь резерваций составляет примерно 2% от общей площади страны. В них живут около миллиона индейцев. 2% земли – именно столько сейчас оставили настоящим коренным американцам.

      2. Европейский подход.

      Переселенцы из Европы руководствовались совершенно другими принципами. Это были в основном протестанты, которые ставили материальное выше духовного. Главное – выгода. Выкачать, забрать, украсть, убить – для достижения выгоды допустимы любые средства. Добравшись до девственных земель Северной Америки, каторжане, преступники, авантюристы и немногочисленные порядочные люди несли «цивилизацию». Это ведь они открыли Америку – значит, они тут будут хозяйничать. То, что здесь уже есть хозяева, никого не волновало, ведь ради выгоды можно все.

      Уничтожение индейцев сопровождалось непередаваемой гнусностью и цинизмом, на которые только способны души преступников, проституток и бродяг (а кто еще мог покинуть свой дом, чтобы отправиться на край Света – только те, кому нечего было терять). Все 300 лет построения США сопровождались выкупом скальпов – одним из главных источников заработка европейского уголовного сброда, осваивавшего новый континент. Убивали коренных американцев не только с помощью пороха. В ход шли и более изощренные методы. Например, индейцам приносили в дар одеяла, которые смачивали в выделения больных оспой. Полное уничтожение бизонов (а их было около 60 млн!) лишило индейцев своего традиционного источника пищи.

       Индейцев уничтожали, ведь эти гордые люди отказывались быть рабами. Когда начали привозить негров из Африки, то геноцид индейцев вышел на совершенно чудовищный уровень. Многие племена сражались отчаянно, но европейцы побеждали в этой необъявленной войне, ведь у них было современное оружие.

       3. Законодательное начало геноцида коренного населения, индейцев – ружьями и голодом.
    
       Полтора века назад Авраам Линкольн пообещал каждому американцу четверть квадратной мили свободной земли на Западе. Это обещание воплотилось в знаменитом Гомстед-акте - революционном документе, который не только содействовал развитию фермерства, но и решил судьбу коренного населения Североамериканского континента - индейцев.

      После окончания гражданской войны на территорию Великих равнин - плодородной степи за рекой Миссисипи - хлынула волна переселенцев, желавших получить земельный надел. Единственное препятствие для колонистов заключалось лишь в том, что «свободные территории» с давних времён были заселены индейскими племенами.

      К тому времени большинство жителей Великих равнин входили в племенной союз народов сиу. Историки считают, что до прихода европейцев предки сиу жили в предгорьях Аппалачей и возле озера Мичиган. Наступление европейских колонистов, методично захватывавших землю под плантации табака и хлопка, вынуждало коренных жителей континента постепенно отступать на запад. Уже к периоду войны за независимость США от многих индейских племён восточного побережья оставались лишь названия на географических картах. Такое развитие ситуации сторонники колонизации поясняли неспособностью «дикарей» интегрироваться в цивилизованное общество. Объективности ради стоит сказать, что отцы-основатели США пытались найти справедливое решение индейской проблемы. Так, Джордж Вашингтон предлагал приобщать коренное население к современным методам земледелия и ткачеству.

     В конце XVIII - начале XIX века «пять цивилизованных племён» юго-востока США достигли в этом значительных успехов. Наиболее «продвинутыми» оказались чероки, которые перешли к оседлому образу жизни, стали жить в современных домах, с успехом занимались скотоводством, земледелием и ремёслами. В 1825г. вождь чероки - Секвойя - утвердил на совете племени оригинальную слоговую азбуку, а через 3 года начал издавать на родном языке газету «Чероки Феникс». Кроме того, индейцы «пяти цивилизованных племён» создали первую в США сеть бесплатных школ со своими учителями. Богатые чероки владели плантациями, вели аристократический образ жизни и так «цивилизовались», что завели сотни чернокожих рабов. Позднее это племя разработало свою конституцию и свод законов, начало выбирать правительство во главе с верховным вождём.

     Успехи индейцев на поприще цивилизации обеспокоили «бледнолицых» соседей. В начале 1830-х годов власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на «пустующие земли» к западу от реки Миссисипи. Землю чероки скупили по 50С за акр, а продавали за тысячи долларов. Во время принудительной депортации 1838-1839 г.г., которая получила название «тропы слёз», погибли тысячи «краснокожих» - преимущественно старики, женщины и дети. Однако до президентства А. Линкольна проникновение колонистов на Великие равнины ограничивалось договорами правительства США с местными индейскими племенами. Взамен они не должны были мешать сообщению с тихоокеанским побережьем, где ещё в 1840-е годы началась «золотая лихорадка». Кроме того, экспансия на Великие равнины до поры до времени сдерживалась противоречиями между южными и северными штатами.

      Объединение страны в результате гражданской войны и Гомстед-акт дали новый импульс к захвату земель. Ещё до окончания военных действий по указу президента А. Линкольна развернулось строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Восток и Запад страны. Её прокладку индейское население Великих равнин встретило настороженно, поскольку прекрасно понимало все последствия. Массовый наплыв колонистов из-за Миссисипи означал конец традиционного образа жизни на территории, где индейцы чувствовали себя свободными людьми. Если в 1843г. по Орегонскому тракту, ведущему через равнины на Запад, прошло всего 900 человек, то полтора десятилетия спустя по нему передвигалось более 50 000 переселенцев ежегодно.

       Строительство трансконтинентальной железной дороги открывало на Запад широкие ворота. Племенной союз сиу, который возглавлял вождь племени лакота Ситтинг Булл (Сидящий Бык), был встревожен происходящим, а отдельные отряды индейцев начали совершать набеги на строителей железной дороги, которые вторгались в охотничьи угодья. Несмотря на то, что в Вашингтоне говорили о желательности компромисса, сами белые переселенцы и особенно военные были настроены решительно. Командующий армией США Уильям Т. Шерман заявил о том, что «индейцев невозможно обратить к цивилизации», и настаивал на применении силы. Другой герой гражданской войны, командир 7-й кавалерии Джордж А. Кастер называл индейцев «красными нигерами» и сообщал жене в письмах, что «убивает время, убивая индейцев». Он полагал, что армия легко разгонит дикарей.

     Однако, несмотря на самоуверенность янки, воинственные сиу оказались достойными противниками. Избегая открытых столкновений, они развернули в прериях партизанскую войну, нанося болезненные удары в самых неожиданных местах. Армия, одержавшая победу в гражданской войне, оказалась неповоротливой и неэффективной в борьбе с индейскими отрядами. Потери росли, а усмирить индейцев не удавалось. Наконец, в 1868г. власти США запросили перемирия. На переговорах в форте Лереми, несмотря на протесты Ситтинг Булла, подвыпившие вожди племён подписали договор о создании резервации, в которую вошли священные для сиу Черные горы. Однако военных стычек это не остановило. И тогда руководство американской армии решило изменить тактику. В 1869г. строительство трансконтинентальной железной дороги было закончено - это означало, что появилась возможность быстро перебрасывать войска и снаряжение. Кроме того, военные решили подорвать продовольственную базу индейцев и предложили провести... массовый отстрел бизонов. Современные исследователи сходятся в том, что на Великих равнинах в то время паслось около 60 млн. этих животных. Охота на бизонов для индейцев прерий была основным источником пропитания. Из бизоньих шкур они делали одежду, жилища и лодки, а из костей - домашнюю утварь и орудия труда. В ход шёл даже навоз, используемый в качестве топлива. Не случайно индейцы сиу, жившие на Великих равнинах, почитали бизона как священное животное.

     Массовая резня бизонов началась в конце 1860-х годов и принимала самые различные формы. Уже вскоре в восточных штатах появилась заманчивая реклама: «Добро пожаловать в страну бизонов! Приезжай на поезде и убивай буйволов!». За шкуру бизона давали приличную плату - половину зарплаты фабричного рабочего. Толпы безработных устремились на Запад для участия в невиданном сафари. Более того, на отстрел бизонов власти США стали приглашать охотников из Европы.

     Стреляли животных под охраной американской армии, чтобы на охотников не напали индейцы. Участники этой вакханалии позднее вспоминали, что стволы ружей раскалялись так, что их приходилось остужать водой, а при её отсутствии - собственной мочой. Некоторые профессионалы своего дела убивали по 300 голов в день. Однако абсолютным рекордсменом стал легендарный Буффало Билл (Бизоний Билл) - Уильям Ф. Коди, который за несколько месяцев погубил 4 280 бизонов. В результате огромные стада животных, из-за которых останавливались поезда, стали исчезать.

       Прерии от горизонта до горизонта были завалены гниющими тушами, а охотники забавы ради складывали из бизоньих черепов гигантские пирамиды. Ситтинг Булл и его соплеменники были потрясены. «Земля отравлена кровью, - с горечью сказал вождь, осматривая ужасную картину побоища. - И это мы дикари?». В то же время генерал Филипп Г. Шеридан, получивший широкую известность как автор популярного высказывания «хороший индеец - мёртвый индеец», хвалил охотников за то, что они уничтожают продовольственные запасы жителей прерий. «Охотники за бизонами, - говорил генерал, - за последние два года сделали гораздо больше для решения проблемы индейцев, чем вся наша регулярная армия за 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, если угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Звучит почти невероятно, но этот же вояка, выступая в Конгрессе США, предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность их варварского промысла. Неудивительно, что к концу XIX века на территории прерий вместо 50 млн. особей насчитывалось всего 500 бизонов. Стойбища индейцев охватил голод, численность их племён пошла на убыль, а боевой дух был подорван.

      Террор голодом оказался эффективным оружием. Истребление бизонов и строительство железных дорог лишь на время приостановилось в 1873г., когда Америку охватил жестокий экономический кризис. Для того чтобы оживить финансовую систему США, президент Улисс С. Грант издал распоряжение искать золото. К несчастью индейцев сиу, месторождение этого металла было обнаружено в Чёрных горах, на территории их резервации. Конфликты с золотоискателями вновь привели к войне, в ходе которой воины Ситтинг Булла наголову разбили злостного врага индейцев Дж. А. Кастера. Сам лихой кавалерист был убит в бою. Эта победа вызвала большой резонанс, но оказалась последней для индейцев. Некоторое время Ситинг Булл вместе с соратниками скрывался в Канаде, а после возвращения судьба свела его с Буффало Биллом.

      В конце 1860-х Буффало Билл познакомился с популярным писателем и журналистом Эдвардом Джадсоном, который под псевдонимом Нэд Бантлайн многотысячными тиражами издавал россказни покорителей Дикого Запада. Громкая слава истребителя бизонов и индейцев круто изменила жизнь Буффало Билла. Только за один год его книжные гонорары составили $6 000 - огромные по тем временам деньги, а завороженное население Небраски избрало меткого стрелка членом законодательного собрания штата. Однако ещё больше славы Бизоньему Биллу принесло театральное представление, сценарий которого написал всё тот же Нэд Бантлайн. Премьера состоялась 16 декабря 1872г. на сцене одного из театров Чикаго.

       Во время зрелища по сцене прыгали загримированные под индейцев актёры, а Буффало Билл и другой герой - Дикий Билл Хикок укладывали их выстрелами из револьверов, произнося высокопарные монологи. Зрелищность и новизна шоу покорили американскую публику, и Буффало Билл стал артистом, разъезжая по городам и весям США. Летом 1876г., когда по стране разнеслась весть о поражении Дж. Кастера, Буффало Билл на время оставил театр и вновь отправился охотиться на индейцев.

       В поединке он убил индейского вождя по имени Жёлтая Рука и снял с него скальп. «Подвиг» был описан в американской прессе, что сделало охотника ещё более популярной личностью. После возвращения с войны Бизоний Билл организовал супершоу «Дикий Запад», с которым ездил до самой смерти. В ходе этого зрелища на открытой арене носились стада бизонов, преследуемые краснокожими охотниками, под гром барабанов и воинственные кличи они исполняли жуткую «пляску скальпов», почтовый дилижанс отчаянно спасался от бандитов, ковбои укрощали диких мустангов, а лучшие стрелки стреляли из всех видов оружия с завязанными глазами.

     Шоу «Дикий Запад» с громоподобным успехом шло в США и выезжало на гастроли в Европу: в Великобританию, Францию, Италию, Германию и Россию. Для пущего эффекта Бизоний Билл пригласил для участия в шоу «убийцу Кастера» - Ситтинг Булла. К тому времени престарелый вождь, вернувшийся из Канады, отсидел в тюрьме и проживал в резервации. На представлениях он просто присутствовал, сидя в пышном головном уборе из перьев, каждое из которых означало убитого врага. За это Ситтинг Булл получал по $50 в неделю. Так трагедия коренных жителей Великих равнин превратилась в театрализованный фарс и коммерческое предприятие.

     Геноцид коренных жителей США сегодня признаётся рядом американских учёных. Некоторые из них, например историк Дэвид Станнард, называют гибель миллионов индейцев «американским Холокостом». При этом они приводят многочисленные факты откровенных расправ - массового отравления вином, сожжения деревень вместе с жителями, умышленного заражения чумой и оспой. Упоминают они и различные документы.

     Так, в 1825г. Верховный суд США сформулировал «доктрину открытия», согласно которой право на землю принадлежит тем, кто её «открыл». На основании этой доктрины в 1830г. был принят закон о переселении индейцев на «пустые» территории. Позднее коренных жителей постановили водворять в резервации. Не скрывают обличители геноцида и того, что белые скупали индейские скальпы, в том числе скальпы женщин и детей. Такие решения принимали законодательные собрания нескольких штатов, в частности Новой Англии: в Северной Калифорнии в 1855г. за голову краснокожего давали по $5; в округе Техама за ту же «работу» платили меньше - всего 25C. Регулярная армия США не раз проводила «зачистки» территорий и насильно сгоняла индейцев в специальные резервации, где голод и антисанитария убивали сотни тысяч краснокожих. Чаще всего признаётся и умышленное истребление бизонов с целью создания искусственного голода. Однако большинство американских исследователей при пояснении «депопуляции» коренного населения континента предпочитают воздерживаться от термина «геноцид». При этом они ссылаются на то, что в основном индейцы гибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, которые невольно занесли на Американский континент европейские колонисты. Кроме того, противники «теории геноцида» настаивают на том, что настоящей целью белых было не истребление коренного населения, а просто захват земли. Если индейцы подчинялись, поясняют они, то нередко получали выкуп, и никто их не убивал. Одним словом, злого умысла, а тем более геноцида, вроде и не было.

      Первые серьезные контакты европейцев с индейцами состоялись в первой половине XVI в. В 1534г. французская экспедиция во главе с Жаком Картье исследовала район вдоль реки Святого Лаврентия; в 1539г. Эрнандо де Сото провозгласил власть испанской короны во Флориде; в 1540г. Франсиско Васкес де Коронадо совершил поход по юго-западным районам континента. После этого проникновение европейцев значительно ускорилось. Первое английское колониальное поселение было создано в Роаноке в 1585г., правда, этот первый опыт успеха не имел; Хуан де Онато основал испанское поселение в Нью-Мексико в 1598г.; в 1607г. была основана колония в Джеймстауне; в 1608 г. был возведен Квебек; в 1620г. на американской земле высадились «плимутские пилигримы»; а в 1626г. губернатор Новой Голландии купил за $24 остров Манхэттен. Ввиду больших размеров американского континента и ограниченного количества прибывших европейцев, индейцы в течение столетия с момента появления белого человека в Америке не усматривали в этом какую-либо угрозу для себя и не чинили белым каких-либо препятствий. До середины XVIII в. большинство индейцев вообще ничего не знало о существовании на континенте европейцев; до них лишь доходили слухи о появлении белого человека. Отношение к европейцам было доброжелательным и даже дружеским, взаимоотношения установились вполне хорошие, а когда возникали определенные трения, они сглаживались тем, что, как казалось, на такой бескрайней земле найдется место для всех.

       До американской революции индейцы считали, что в случае необходимости продвижение белого человека может быть остановлено и его влиянию будет положен предел, несмотря на обладание им огнестрельным оружием и лошадьми. Иногда казалось, что белым нужна лишь ограниченная территория и их аппетиты не будут расти бесконечно. В 1763г. был издан указ короля Георга III, согласно которому никто из его подданных не имел права проникать на земли, расположенные к западу от Аппалачей; и хотя, ввиду все более активного проникновения европейцев на восточную часть континента, опасения индейцев возрастали, к 1776г. европейцы не продвинулись далее реки Огайо; индейцы были уверены, что им удастся остановить белого человека на этой естественной границе и не допустить его дальнейшего проникновения вглубь континента.

      Накануне американской революции влияние европейцев на юго-востоке ограничивалось линией побережья Флориды и Луизианой, а также несколькими укрепленными поселениями во внутренних районах континента. Что касается юго-запада, то испанцам, в результате восстания индейцев пуэбло в 1680г., пришлось уйти на территорию Мексики; их колониальное поселение в Аризоне также прекратило существование из-за враждебного настроя индейцев. Что же до тихоокеанского побережья, то там европейцами было открыто всего лишь несколько скромных религиозных миссий. В течение всего XVIII столетия индеец рассматривался европейцами не как враг, а как союзник. Одни племена воевали против французов на стороне англичан, другие – против англичан на стороне французов. Европейцы щедро платили за поддержку. Племена получали часть военных трофеев; индейским вождям присваивали звание полковника или бригадного генерала английской армии, им давали награды, делали подарки, назначали пенсии. Вождей племен приглашали в Лондон и Париж, где их представляли коронованным особам; приезд обставлялся пышно, старались всячески польстить самолюбию гостей. Если европейцы активно воевали друг с другом, чем можно было выгодно воспользоваться, какую же опасность они могли представлять для индейцев?

      С образованием Соединенных Штатов ситуация коренным образом изменилась. Белый человек больше не был колонистом; это был гражданин молодого, энергичного, уверенного в себе государства. Белые люди были объединены, у них была общая идея и цель, для достижения которой они сомкнули свои ряды. Несмотря на временные неудачи и некоторые превратности судьбы, как то война 1812г. и Гражданская война, они постоянно наращивали силу, численность и ресурсы, которые вскоре достигли такого уровня, что индеец был просто не в состоянии сколько-нибудь серьезно противостоять белому человеку. Численность белых все росла, и им нужна была земля индейцев. Индеец мог пытаться оказывать сопротивление, даже добиваться время от времени отдельных успехов, но окончательный результат был все равно очевиден и не вызывал сомнения. Последние два столетия были для индейцев временем невиданных потрясений и смятения. Они прошли через эпоху тяжелейших и мучительных испытаний, от которых только теперь начинают оправляться, но шрамы и рубцы у них останутся навсегда. Гордость и самобытность индейцев были растоптаны. Их согнали с тех бескрайних территорий, которые они всегда считали своим домом, и заперли на чужой для них земле. Из хозяев всего, что они видели вокруг себя, они превратились в тех, чье положение хуже, чем у самого презренного раба. Когда чернокожие начали обретать свободу, краснокожие начали ее терять.

       История падения индейцев является сложной и запутанной. Конечно, как и большинство перемен в человеческой истории, это стало следствием войн и кровопролития. Сыграли свою роль и вероломство, и предательство, и массовая резня, а также голод и болезни. Но активные военные действия представляли собой только часть общей картины. Индейцы также пытались оказать пассивное сопротивление, используя нормы права, дипломатию, заключение вынужденных союзов. С 1778г., когда делавары заключили договор с Соединенными Штатами, дававший им надежду обрести какую-то форму государственности, и до 1868г., когда США достигли договоренности с неперсе, было заключено 370 договоров и соглашений между США и отдельными индейскими племенами, и все они были нарушены и фактически расторгнуты в одностороннем порядке. Индейцам, как они сами говорят, пришлось идти по «тропе нарушенных договоров». Они не могли тягаться со своим противником ни в военном деле, ни в искусстве переговоров. Однако вина за всю ситуацию лежит не только на белых. Индейцы также не выполняли договоров, убивали женщин и детей, мучили и пытали пленных. Многие индейцы сотрудничали с белыми. Одни делали это искренне, веря слову белого человека, считая его цивилизацию более высокой по сравнению с собственной или же видя в признании власти белых единственный шанс индейцев к выживанию. Другие просто вели себя как квислинги. Они сотрудничали с белыми за деньги, распродавали принадлежавшие племени земли в корыстных целях, использовали поддержку белых во внутренней борьбе за власть. Бессовестно и постыдно вел себя не только белый человек; и нельзя забывать, что на всем протяжении этого мрачного периода среди белых были люди – государственные деятели, военные, писатели, священнослужители и даже сами переселенцы, – которые пытались не допустить развития событий по тому ужасному и отвратительному сценарию, по которому они развивались, и мужественно поднимали свои голоса в защиту индейцев. Их было немного, не так много, как должно было бы быть, и их усилий оказалось недостаточно, чтобы остановить грязный поток алчности и истерии; но они мужественно выступили против этого, и о них всегда надлежит помнить.

     С самого начала наибольший ущерб индейцам наносили белые переселенцы. Решающую роль всегда играла степень воздействия белых жителей окраин на центральные власти. У переселенцев на местах были свои газеты, свои продажные и фанатично настроенные политиканы, наконец, у них были избирательные права (индейцы получили американское гражданство только в 1924г., а избирательные права – лишь в 1948г.). Центральное правительство хоть и провозглашало человеческие ценности и гуманизм, но на деле руководствовалось ими крайне редко; оно было слишком слабым и трусливым, чтобы противостоять столь активному и шумно выражаемому групповому влиянию с мест. И справедливости ради следует отметить, что у центрального правительства было много других проблем, не связанных с индейцами.

      До того как президентом стал Эндрю Джексон, центральные власти еще придерживались какого-то уровня порядочности и приличия по отношению к индейцам. Джордж Вашингтон, участвовавший в молодости в индейских войнах и друживший с некоторыми вождями индейцев сенека, проводил традиционную для него открытую и разумную политику. Джефферсон же, наоборот, разочаровал. Существовала очень большая разница между его заявлениями на посту президента о необходимости уважать свободу и независимость людей и тем, что он писал на бумаге и делал на практике. Именно он был инициатором программы перемещения, а фактически выселения индейцев. Как отмечается в книге «Перемещение индейского племени чоктавов», Джефферсон призывал официальных лиц, занимавшихся делами индейцев, «применять обман и запугивание», и, как отмечает автор, «реализация этих указаний привела к тому, что индейцев стали сгонять, как скот».

      Предложенное Джефферсоном перемещение индейцев, которого он так активно добивался и так ревностно пытался реализовать на практике, было очень трудно остановить или хотя бы смягчить в условиях шовинистического угара, последовавшего за войной 1812г. В этой связи следует особо отдать должное Джону К. Келхауну, молодому военному министру при президенте Д. Монро, который в течение восьми лет, с 1817г. по 1825г., противодействовал антииндейским усилиям поселенцев пограничных районов и их представителей. Будучи вынужден по долгу службы осуществлять перемещение индейцев, он старался, насколько возможно, максимально оттянуть его практическое осуществление, а когда это уже стало невозможно, то делать все максимально гуманно. Именно Келхаун организовал в 1824г. Ведомство по делам индейцев, которое возглавил полковник Томас Б. Мак-Кенни, ставший первым уполномоченным по делам индейцев. С 1824г. по 1830г. это ведомство пыталось проводить на практике просвещенную и гуманную политику, предложенную Келхауном; однако все эти усилия были сведены на нет, когда в 1830г. президентом США стал Э. Джексон. Это был по натуре воинственный человек, он уже продемонстрировал жестокость по отношению к индейцам, когда был генералом американской армии. Именно он положил начало той практике, когда выбранный президент раздает должности старым друзьям и приятелям, и это неизбежно привело к тому, что решение вопросов, от которых зависела жизнь индейцев, оказалось в руках земельных акул-спекулянтов, тупых «жлобов» и откровенных эксплуататоров. В 1830г. Джексон подписал Закон о перемещении индейцев, который предусматривал немедленное выселение индейцев с родных мест и перемещение их на запад от Миссисипи. С этого момента и вплоть до 1890г., не считая короткого перерыва в связи с Гражданской войной, худшие и наиболее реакционно настроенные военные и гражданские официальные лица осуществляли линию на беспощадное подавление и истребление индейцев, что привело к быстрому и трагическому концу.

      
      4. Итак, напоследок о кровожадных упырях-американцах... факт от очевидца...

      146 лет назад государством САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты) было совершено одно из самых известных и кровавых преступлений против коренных жителей Северной Америки - индейцев. Тогда произошла так называемая "Бойня Бэкера" - уничтожение индейской деревни племени блэкфут (черноногих). Событие это произошло 23 января 1870г. на реке Марайас. Вот как описывает этот день Джеймс Шульц, в книге “Моя жизнь среди индейцев”. Человек этот действительно более 20 лет прожил на Диком Западе среди индейцев: ”Полковник Бэкер вполголоса сказал своим солдатам короткую речь, приказывая сохранить хладнокровие, бить наповал, не щадить врага. Затем он скомандовал: «Огонь!» Разыгралась страшная сцена. Накануне многие из индейцев этого лагеря ушли к холмам Суитграсс-Хиллс на большую охоту на бизонов. Поэтому, кроме вождя Медвежья Голова и нескольких стариков, некому было отвечать на выстрелы солдат. Первый залп солдаты направили по низу палаток; этим залпом они убили и ранили множество спящих. Остальные кинулись вон из палаток – мужчины, дети, женщины, многие с младенцами на руках, но они тут же падали под выстрелами. Медвежья Голова, размахивая бумагой, удостоверяющей, что он вполне достойный человек и дружественно относится к белым, побежал к команде, стрелявшей с обрыва; он кричал солдатам, что бы они прекратили стрельбу, умолял их пощадить женщин и детей. Он упал, простреленный несколькими пулями. Из четырехсот с лишним душ, находившихся в это время в лагере, уцелело лишь несколько человек. Когда все кончилось, когда добили последних раненых женщин и детей, солдаты свалили в кучи на опрокинутые палатки тела убитых, домашний скарб и дрова и подожгли их. Я побывал на этом месте несколько лет спустя. В высокой траве и среди кустарника белели уже обглоданные волками и лисицами черепа и кости безжалостно перебитых людей. «Как они могли это сделать? – спрашивал я сам себя много раз. – Что за люди эти солдаты, которые хладнокровно расстреляли беззащитных женщин и невинных детей?» В их оправдание нельзя даже сказать, что они были пьяны; не был пьян и командовавший ими офицер, не грозила им и никакая опасность. Хладнокровно, умышленно, спокойно прицеливаясь, что бы бить наповал, они перестреляли свои жертвы, добили раненых, а затем попытались сжечь их тела. Но я не буду больше говорить об этом. Подумайте обо всем этом сами, и попытайтесь найти подходящее имя для людей, учинивших это.”

      Так цивилизованные американцы принесли демократию полтора века назад «диким индейцам».

     Кому они принесут её завтра? Об этом моя история ниже…


Рецензии