техника безопасности
Прораб со звеньевым разговаривали о чём-то возле бытовки. С четвёртого этажа было хорошо видно, как звеньевой, очень эмоционально размахивая руками, убеждал начальство. Оно периодически поглядывало вверх.
Наверху звено вычищало строительный мусор, после всех - и монолитчиков, и каменщиков, поднимаясь этаж за этажом, попутно монтируя выносной наружный мусоропровод. Сейчас народ перекуривал и обсуждал-обмусоливал животрепещущую тему: сумеет ли договориться звеньевой о другой - высокооплачиваемой работе. Стараясь при этом не маячить с сигаретами в окнах.
Но начальство смотрело выше окон четвёртого этажа. На крыше двадцатипятиэтажного дома, по улице Петрозаводской, между станциями метро "Водный стадион" и "Речной вокзал", должен был быть декоративный козырёк по проекту. Затык состоял в двух пунктах.
Первое - никто в бригаде ничего подобного раньше не делал.
И второе - чтобы сделать работу требовались: "болгарка" - углошлифовальная машина и перфоратор - то, чем обычно во время ремонтов шумят соседи. Свободные инструменты на объекте отсутствовали. Покупать новые на один подряд прораб отказался.
Прохор Самоваров чертежи читает, нивелиром* пользоваться горазд, циркулярку подключить - запросто, направление вращения диска поменять - легко, потому что на стройке не первый день. И даже не второй. И за строполя краном зарулит так, что с первого раза груз, как надо, на любую, самую крохотную, захватку* положит. По всем статьям оказался Прохор в звеньевых не случайно. Наблюдая за телодвижениями нынешнего бригадира и слушая, что о нём за глаза говорят, особого стремления выбиваться в начальство не проявляет. И на своём месте хлопот достаточно.
В выходные дни полазил Прохор по нескольким строительным рынкам, потёрся среди людей, поспрашивал "что - почём хоккей с мячом" и на Выхино взял бошевского "болгарина" и скиловский перфоратор. Всё одно для дома брать хотел, чуть погодя. А так - всё звено пару месяцев делом будет занято. Мусор по этажам собирать тоже надо конечно, но зарабатывать же приехали. Так начальству и сказал.
Для прораба подобный поворот событий оказался приятно неожиданным. Потому что эту задачу по любому следовало решать. Теперь оставалось определиться с первым пунктом.
Нашему мужику главное увидеть - как сделано. Если работа физически выполнима - мужик приноровится и, по образу и подобию, ещё лучше сделает. Всё звено на служебном автобусе вывезли на похожий объект, где присутствовал уже готовый козырёк. Мужики ходили, смотрели, качали головами, цокали языками. Трогали болты, которыми листы плоского шифера были прикреплены к металлическому каркасу, сваренному из профильных уголков. И опять качали головами. Ветрище на высоте семьдесят метров парусами пузырил рабочие куртки и штаны, ероша волосы под касками. У имевших волосы в наличии.
По завершении осмотра звено собралось возле прораба. Тот вопросительно смотрел на Прохора, которому предстояло подтвердить готовность к работе. Решить за всех.
- Беремся, по-любому!
Прораб достал мобильник и сделал звонок.
- Необходимый материал частично на объекте есть. Завтра-послезавтра завезут недостающее. Приступайте!
Малая механизация - кран "Пионер", грузоподъемностью до пятисот килограммов, не был жёстко закреплен на крыше. Потому что мягкую кровлю уже положили. Отсутствие закрепления являлось грубым нарушением ТБ. Однако это никого не останавливало.
Зачаленная пачка шифера потихоньку поднималась вверх. Жужжание электромотора усыпило бдительность рабочего, держащего пульт управления. При подъёме груза на крюке до ограничителя движения, установленного на стреле крана, возникал опрокидывающий момент. А учитывая, что станина механизма была не закреплена жёстко...
Крюк уперся в ограничитель. Жужжание перешло в визг. Раскачивающийся груз мотнул стрелу вбок. Две из четырёх лап станины приподнялись. Люди без команды бросились в стороны от заваливающегося назад "Пионера." Ту-духхх! Железо, обдирая мягкую кровлю, обрушилось всей тяжестью на перекрытие, к счастью никого не зацепив. Обошлось!
Шустро отцепили пачку. Отсортировали треснувшие листы. Перевернули кран в исходное положение. Перекурили это дело. Сделали оргвыводы. Поднимать строго половину от предельной нагрузки крана. И работа продолжилась своим чередом.
Козырёк треугольного сечения устроен наподобие крыла самолета, только объёмнее, шире внутри. Так, что человек поместится. Два листа кладутся без крепления, удерживаясь уголками каркаса. А третий лист надо фиксировать болтовым соединением. Гайка плюс болт. Через "ушки", приваренные к каркасу. Поэтому изнутри под листом один человек удерживает ключом гайку. Второй снаружи затягивает вторым ключом всю эту "канитель"*. В результате получается некое подобие "тоннеля" из листов, внутри которого перемещается монтажник.
На эту роль выбираются самые мелкие - Пашок и Димарик. Чтобы меняться. Дима в армии не служил. Поэтому к нему во время перекуров в "тоннель" со словами: "Вот тебе, молодой, учебка!" - закидывают тлеющую рабочую рукавицу. А то и пару. Которые изрядно дымят. Димон кашляет и под дружный хохот выкидывает дымовухи обратно. Народ в основном с районов, не городской. Говор специфический.
С Пашком так не шутят. Как-то прораб спросил его:
- Паша, а почему от тебя пахнет водкой?
Ответ был мгновенный.
- От меня с детства так пахнет.
За маслом и батоном, для утреннего чаепития, все ходят по очереди. Федорыч, который воевал в Чечне обе компании, заплывает в бытовку с милицейским галстуком на шее и довольной улыбкой до ушей. Гордо держа перед собой батон и масло. Народ заинтригован. Федорыч рассказывает.
- Только из магазина выхожу, смотрю- патруль. А регистрации-то нет. Подходят, представляются, спрашивают документы. Младший лейтенант и два сержанта. Думаю, сейчас заберут - пацаны без хлеба с маслом останутся. А сам по привычке смотрю - есть у них оружие или нет. Только дубинки. Ну, лейтеха грубить начал, за одежду хватать. Я ему в обратку в грудак зарядил и - бежать. Потом очухался смотрю - галстук в руке. Вот и примерил для смеху.
Неделю потом говорили про этот случай. И то, что фуражку надо было прихватить тоже, чтобы ходить в ней вместо каски. И что теперь патрули будут обходить это место стороной. Или наоборот нагрянут с облавой. Поводы для эмоций у всех разные.
А в обед народ катается на "Пионере". И фоткается за этим занятием. Это тоже нарушение ТБ. Цепляют корыто для раствора, залезают в него и нарезают круги. В пределах габаритов крыши. Мужики, а как дети малые. Прохор смотрит на такие забавы сквозь пальцы. В звене новичков нет. Мужики с опытом. Учить - только портить. Останавливает, только если совсем буреть начинают.
Козырёк приподнят над крышей на металлических опорах круглого сечения. Труба диаметром миллиметров четыреста с приваренными квадратными площадками. Таких опор несколько десятков. Всё не окрашенное. Цвет готового козырька и опор - белый. Поэтому красить требовалось уже в сборе.
Иногда направляющие элементы привариваются косо. Не в размер. Учиться приходится на ходу. Чтобы приварить заново, направляющую срезают "болгаркой". Приноравливаясь, выбирая удобное положение для работы. Иногда совершая движения работающей "болгаркой" на уровне лица. Через защитные очки видно плохо, особенно вечером. Поэтому в них работает редко кто. И окалина от не закрытого полностью кожухом вращающегося диска летит в сощуренные глаза. Вечером в общаге всем - соточку на грудь, а "героическому резчику" - альбуцид* на сетчатку. Несколько дней как в тумане и - порядок. Насчет ТБ вы знаете.
А чтобы прокрасить наружную поверхность, необходимо вылезти и закрепиться на стенке, используя монтажный пояс. Этакий промальп* местного разлива. Это еще одно нарушение ТБ. Не по Сеньке шапка. Но прораб обещает доплатить. И Прохор первый показывает, что и как делать. Пятнадцать минут орудуя валиком и кисточкой на семидесятиметровой высоте. Попеременно макая их в ведро с краской, висящее на отдельной верёвке. Убедившись, что работа выполнима, всё звено, пряча за подначками друг друга боязнь высоты, вылезают на стенку, и эта часть работ благополучно оказывается выполнена.
Через пару недель после завершения "козырька", во время которых звено занималось уборкой мусора, наступил день получки.
Прохор зашёл первым и, получив купюры, расписался в ведомости. Задержав список в руках - у звеньевого есть такое право - пробежался глазами по строчкам. "Разбег" между средней зарплатой и выписанной составлял у всех по две-три тысячи. У него самого - четыре. Менее двадцати пяти процентов, о которых договаривались.
Прохор отследил момент, когда волна возмущения, стартанувшая было от правого подреберья, дошла до уровня горла. Волевым контролем он остановил импульс, и готовая сорваться с губ претензия не прозвучала. Вместо неё в голове выстроились безукоризненно чёткие цепочки слов, проясняющих ситуацию.
"У человека, нарушающего технику безопасности - отсутствует ощущение ценности самого себя. Следовательно, его не ценят другие люди. Это выражается прежде всего в денежном эквиваленте."
- Да вот ещё. Возьми. На всё звено.
Прораб протянул Прохору пачку календариков, еще пахнущих свежей типографской краской. Звеньевой, не глядя, положил их в карман и обжёг прораба взглядом. Прораб развёл руками. Мол,ё он не причём, не при делах.
Прохор вышел на воздух."Ушлый бугор потому и бугор". Надо было идти объяснять ситуацию людям. Он запустил руку в карман и извлек несколько ламинированных прямоугольников. Рассмотрев, не смог сдержать ухмылки. На вершине, устремленной ввысь, узнаваемой многоэтажки белой окантовкой в ярко-синем небе гордо реял результат их работы.
*Калым - здесь; в значении подработка или левый заработок.
*Нивелир - геодезический оптический прибор.
*Захватка - участок горизонтальной опалубки подготовленный к бетонированию.
*Канитель - плетение из тонких серебренных проволочек; здесь сложное сочетание элементов.
*Промальп - промышленный альпинизм.
*Альбуцид - капли для глаз.
Свидетельство о публикации №216120801150