Сказка-быль

Давно-давно, больше чем полвека назад, на берегу большой и полноводной реки родился мальчик. Родился он на планете  густо заселенной людьми. Все эти люди почему-то жили на земле обособленными группами, причем  каждая   на своей территории, или по-другому, - в своей стране. А возглавляли страны  драконы, которые учили свой народ относиться с недоверием к соседям. Ведь даже в названии этих территорий - «страна» - чувствовалось что-то и странное и подозрительное. Каждый дракон обязательно говорил своему народу:
- Смотрите, смотрите, соседи живут и ведут себя совсем не так, как живем и ведем себя мы, и говорят совсем на другом языке. Нельзя им доверять, нельзя. Нужно закрыть границу и не пускать наш народ к ним, а их народ к нам.
 Интересно, что драконы, также как и люди, во всех странах были разные: были относительно добрые, были так себе, а были и злые, очень злые. Одни драконы относились ко всему спокойно и только учили граждан недоверию к соседям, но ничего с границей, например, не делали. Им было достаточно уважения и любви своего народа. Другие же драконы заставляли жителей страны строить на границах какие-то заграждения, и даже высоченные каменные стены длиной в тысячи километров.
 Мальчик, когда был  совсем маленький,  не знал, что хозяин его страны один из самых хитрых  и кровожадных драконов на этой планете. Не знал он и того, что всего за три года до его рождения  жил на планете, и даже в соседней стране, еще один злой дракон. Они были самыми страшными драконами на земле. И каждый из них  хотел стать самым главным драконом планеты. Оба  были очень кровожадные: хозяин страны мальчика любил мучить и убивать свое население, а соседний дракон любил  убивать соседей и учил свой народ, что людей каких-то стран всех убивать не надо и  часть лучше оставить рабами, а каких-то надо убить всех. Чтобы подчинить себе планету драконы сначала решили разобраться, кто из них сильнее, и заставили свои народы воевать друг с другом.  Драконы были злые по-разному и воевали по-разному. Соседний дракон воевал хитростью и умением, а дракон страны мальчика - жизнями своего народа. Сначала побеждал соседний дракон и завоевал почти полстраны, и даже берега той реки, на которой потом родился мальчик, были в его владении. Но, в конце концов,  победил хозяин страны мальчика. Он не жалел человеческих жизней, он не жалел жизней своих граждан, и бросил на весы победы их столько, что хватило перевесить и хитрость и умение дракона соседнего.
Странно, но многие люди  любили своего дракона. Ведь он все время улыбался им и рассказывал сладкие сказки про то, какую счастливую жизнь  он скоро построит  жителям  страны. А всех кого он убивал,  представлял гражданам врагами, которые мешают строить эту жизнь. Как-то, после войны, дракон сказал своему народу:
- Граждане! давно бы мы так красиво жили, как я вам рассказываю, если бы не злые и коварные соседи. Давайте я буду убивать каждого, кто перейдет границу от нас или от них и мы намного быстрее построим  счастливую жизнь…. И многие люди закричали:
- Мы тебя любим, мы тебе верим. Убивай! Убивай!
Когда мальчик подрос он часто  бегал со своими друзьями на берегу этой большой реки. Берег был мертвый. На нем не росли ни кусты, ни деревья, и даже трава не хотела расти. Весь берег был изрыт какими-то ямами и канавами. Хоть мальчик и был еще маленький, но по форме ям и канав правильно называл каждую: это -  воронка, это - траншея, а это -  блиндаж.  Берег у большой реки казался мальчику нормальным и естественным, ведь других берегов он не видел. Мальчик еще тогда не знал, что в природе таких берегов у рек не бывает. Не знал он и того, что всего пятнадцать лет назад на месте этих воронок и траншей росла красная вековая сосна, и люди называли этот берег - «Урочище красные сосны».
Взрослые ничего не рассказывали. Иногда мальчика одолевало беспокойство, и тогда он внимательно смотрел на взрослых, разглядывал их лица, но по их поведению и  лицам понять было ничего нельзя. Печали на их лицах не было, и он успокаивался. Чаще всего мальчик видел на лицах взрослых озабоченность или радость. Мальчик, конечно, не знал, что глаза почти всех взрослых, которые его окружали, совсем недавно видели  ад. Они вырвались из него живыми и часто радовались именно поэтому. Не знал он и того, что управляющий страной дракон запретил говорить правду про ад. Тех, кто не слушался и говорил, слуги дракона тихо ночью увозили из дома, и его уже никто никогда не видел.
Время от времени река поднимала свои воды и подмывала  берег. Он обламывался и падал в реку. Дети бежали к этим местам и внимательно со стороны смотрели на место облома. Это было интересно и страшно. На берегу лежали ящики с минами, гранатами и патронами. Подходить к ним не хотелось, веяло от содержимого ящиков какой-то злобой. И все же они притягивали к себе, казалось, каждая мина просто дремала, а в дреме приговаривала:
- Ну, подойди, ну возьми меня в руки, и мы с тобой поиграем, меня можно разобрать, моя головка откручивается, а внутри столько интересного. А еще меня можно положить в костер и я очень красиво взорвусь.
 Часто в ящиках лежали малюсенькие, чуть длиннее ладони, и внешне даже симпатичные минки, с черными блестящими пластмассовыми головками, очень похожие на игрушки. Однако от их ощерившихся стабилизаторов исходила такая агрессия, что она оказывалась выше любопытства, и  останавливала почти каждого.
Рассматривать все это было интересно и страшно. Иногда же на месте облома лежали человеческие черепа и кости, и здесь мальчик испытывал ужас. Не раз он задавал вопрос взрослым: «Что это?». Смотрели куда-то в сторону и говорили: «Война…. Останки солдат».  Мальчик тогда еще, конечно, не понимал, что для дракона, его друзей и слуг – это были не останки солдат, а вышедшее из строя оружие, которое их уже не интересовало. Они забыли о нем и заставляли забыть об этом народ.
Мальчик подрос, и пошел в школу.  Он стал  казаться сам себе очень взрослым, ведь там все мальчишки ходили  в одинаковой форме, которая  была такая же, как у военных: гимнастерка с ремнем и настоящая военная фуражка, только цвет не зеленый, а какой-то серый, мышиный. В школе было весело и интересно, а еще учили читать и писать, и много всего рассказывали. Больше всего рассказывали про главного дракона, его друзей и  слуг  про то, что они самые добрые и умные на свете и  трудятся целыми днями и ночами, чтобы нам жилось хорошо. А еще мальчику говорили, что мы - великий народ, потому что пошел на нас войной самый злой и страшный дракон на земле, и мы его победили. И казался  мальчик сам себе очень счастливым, и даже иногда жалел мальчишек других стран. Они же не виноваты, что родились не великими.
 Научился мальчик читать и очень полюбил сказки народов своей планеты. Полюбил, наверное, потому, что сказки у всех народов оказались добрыми и мудрыми, и добро в них всегда побеждало зло. Но странное дело, нигде в сказках не просматривалось ну ни какого величия одного народа перед другим.
Мальчик рос, переходил из класса в класс, и всегда ему учителя говорили, что надо расти настоящим человеком. А настоящим человеком может быть только тот, кто любит нашего умного и доброго дракона, его друзей и его слуг. И самое важное - выполняет всегда все задания дракона, которые публикуются каждый день в трех главных газетах в стране: для детей, для молодежи и для взрослых. Задания в них из года в год менялись, но суть оставалась одной и той же. Дети должны хорошо учиться и брать пример  со старших, но только с тех, которые живут так, как требует главная газета страны. Взрослые же должны следить, чтобы вся страна жила так, как требовала главная газета, и народ говорил только то, что разрешено говорить драконом. А еще дракон и его слуги учили свой народ, что мир материальный, и главное в жизни человека – быть сытым и иметь крышу над головой. И если граждане будут слушаться дракона и изо всех сил крепить могущество страны, то дракон сделает так, что они больше всех на планете будут есть  яиц, молока и мяса. А еще дракон настроит по всей стране много громадных бетонных одинаковых домов, и в них каждому выделит по отдельной ячейке для жилья.
Люди хлопали в ладоши, радовались этим обещаниям и говорили: «Какой умный и добрый наш дракон». Они думали, что это и будет счастьем.
 И мальчик так думал, и верил в это, и очень хотел стать  слугой дракона. Он был еще маленький и не понимал, что люди живут плохо потому, что самые умные и сильные  слушаются дракона и из года в год крепят мощь страны: придумывают и делают танки, ракеты, бомбы и подводные лодки. А ведь бомбу на хлеб не намажешь, и в подводной лодке жить не будешь. А еще мальчик тогда не понимал, что сытости для счастья не достаточно даже животному. Для счастья животное желает, чтобы его еще и любили.
 Родители выписывали ему главную газету для детей, и мальчик иногда читал ее. Два раза в год мальчик видел слуг дракона. День, когда дракон со своими друзьями захватил в стране власть, был главным праздником. В этот праздник все жители обязаны были выходить на улицу с большими портретами дракона и его друзей, идти мимо трибун и кричать: «Слава дракону! Слава дракону и его слугам!». Мальчик шел  мимо трибун и смотрел на его слуг, они были очень важные, и на головах у всех были шляпы, когда они снимали шляпы и махали ими,  люди  радостно кричали.
Мальчик стал юношей, потом и вообще взрослым, а страной правил все тот же дракон и говорил все время одно и то же. К старым слугам дракона прибавлялись новые, и ставил дракон их управлять людьми.
 Мальчик, когда был еще школьником, расхотел быть слугой дракона и перестал читать главную газету. Он видел, что дракон выбирал себе в слуги только тех, кто плохо умел делать дело, но умел складно врать громким и красивым голосом, и при этом смотреть на всех честными глазами. Дело в том, что мальчик очень любил своего отца, который не служил дракону, но очень хорошо делал любое дело, за которое брался. Его отец никогда не врал, не любил пустых разговоров и больше слушал, чем говорил.
 Вдруг, в какой-то момент, когда мальчик стал уже взрослым, он понял, что  жизнь в его стране построена на лжи и обмане, и что люди так жить не должны. Он понял, что окружают его не настоящие люди, а марионетки. И что самая страшная сила их хитрого дракона в том, что он великий гипнотизер  и ему удалось превратить почти все население страны  в марионеток. Ведь везде народ повторяет только то, что говорит дракон. И почти никто не задумывается: для чего, и зачем он живет? И есть ли правда, и где она? И есть ли счастье, и в чем оно?
 И стал этот взрослый мальчик искать правду, и пытался разобраться, в чем счастье человека на этой планете. Годы шли. Он начал уже стареть, а правду и счастье найти никак не мог.
Сначала мальчик думал, что правду и счастье можно найти  в западных странах, ведь там люди живут  красиво и богато. Живут в собственных домах, и нет у них недостатка ни в чем. И вдруг: Что это? Что это? Как странно! – это почему же в богатых странах так много самоубийств. А ведь человек убивает себя только от безысходности, только когда глубоко несчастлив и не знает, где искать правду. Да, да, да!… правды там точно не найти, и счастья тоже. Ведь они богаты потому, что главная цель жизни большинства людей в этих странах – погоня за богатством. Богатство дает им возможность все больше и больше потреблять и больше развлекаться. Конечно, потребление и развлечения человеку необходимы, но как цель жизни – это точно бег в никуда. И, конечно, западный человек далек от  гармонии с окружающим миром. На планете человек  гость, и должен себя  вести как гость. Попользовался, положил все на место и ушел,  оставив землю своим детям. А он планету мучит, использует, ради создания надуманного искусственного мира, замешанного на удовлетворении хотений и эгоизма. И не желает он плодиться, и узаконил однополые браки. Упал западный человек нравственно и, естественно быстро движется к вырождению физическому.
И взрослый мальчик подумал, а может, поискать на Востоке? Восток такой мудрый, там самые старые страны. Вот же, и свое учение царевич Гаутама – Будда создал только тогда, когда задумался о смысле жизни. Так может, ответы там, в этом учении?
Посмотрел он и удивился. Нет, в этом учении счастья человек уж точно найти не сможет. Ведь что там написано: «Смерть владычествует над всем миром, и ничто, ни воздух, ни моря, ни пещеры, никакое место во вселенной, не скроет нас – ни богатства,
ни почести не защитят нас от нее; все земное должно рассеяться и исчезнуть. Пред смертью все равны – богатый и бедный, благородный и низкий; умирают и старые, и молодые, и люди средних лет, младенцы и даже зародыши в утробе матери; умирают все без разбора и срока. Мы идем к смерти прямой и верной дорогой. Раз всякое бытие есть страдание, то для исключения страдания должно уничтожить само бытие. Уничтожить совершенным покоем «нирваной», когда пропадает всякая жажда бытия, и исчезают все страсти». 
Надо же! – другая крайность. Неужели реальная жизнь такая  страшная,  что все бегут от нее; одни в потребление и развлечения, а другие в аскетизм. И неужели человек до сих пор не знает – как жить этой жизнью, и быть счастливым?
И подумал взрослый, уже седеющий, мальчик: «Может поискать там, где живу? Может, среди моего народа есть те, кто знает ответы, а может кто-то даже и живет этой счастливой жизнью?» И тут же он вспомнил, что встречал несколько раз в своей жизни людей с удивительными лицами. Казалось, эти лица светились, на них читались спокойствие и радость, а глаза излучали любовь. Эти люди настолько выделялись из толпы, что казались жителями другой планеты. Вспомнил он и то, что эту планету и ее жителей очень не любил хозяин страны, дракон. Время от времени он заставлял говорить ученикам в школах и писать в газетах и журналах про то, какие глупые люди живут на ней. Они такие глупые, что не понимают очевидных истин. Не верят, что этот гармоничный и прекрасный мир произошел случайно из хаоса, а считают, что создан каким-то там высшим разумом. И еще говорят уж совершенную глупость, что, мол, главное в жизни человека – это любовь.
Стареющий мальчик узнал про планету и  больше  года  присматривался и размышлял, как же туда попасть. Уж очень был не уверен в своих силах и  не решался, хорошо понимая, что без поводыря, Учителя, самому до прекрасной планеты не добраться. Искал и ждал, и был почему-то уверен, что судьба Учителя пошлет. И откуда была эта уверенность, непонятно. И ведь когда встретил, не очень то и удивился, только взглянул на Него, а внутри голос: «Это Он, иди за Ним». И  тут же пошел, не раздумывая.
 Последнее время его не покидает ощущение, что года три назад  он уже переселился на другую планету; хотя встряхнется, оглянется, и видит, что физически живет там, где и жил. Думает: «Должно быть, это, кажется». Хотя душой он постоянно на этой новой планете, и вот уже целых три года  пытается освоить ее чудесный язык   и жить ее жизнью. Это трудно, очень трудно. Это жизнь, наоборот, по сравнению с тем  как он жил целых полвека. И старая планета тянет к себе, ох как тянет, не отпускает. Стареющий мальчик понимает, что жил там, в болоте, а не в небесах. Но какое же это болото привычное, и как же за полвека стали привычны друзья и родные с него. Привычно, конечно привычно, но и как же вдруг стало неуютно после знакомства с жизнью на новой планете! И надо как-то изловчиться и разогнаться до скорости необходимой для преодоления притяжения старой планеты. «И я разгонюсь», - говорит себе стареющий мальчик, - «и я перелечу на другую планету, обязательно перелечу. Ведь я уже  научился летать и очень боюсь не ко времени раскрыть этот свой секрет».
 Один раз в неделю он бывает в храме на этой, другой планете, и слушает там ангельское пение. Душа его порой улетает под купол, и он крепко держит руки и следит за ними. Он уверен, что стоит потерять бдительность, руки расправятся, как крылья, и он полетит.  В этом нет сомнения, и он все время пребывает в каком-то напряжении и даже страхе, страхе потерять бдительность.
 Поворот в его жизни, возможно, нелогичный, и, видимо, где-то неуклюжий – это если смотреть глазами ближних.  Ближние не воспринимают и отторгают его такого все больше и больше. Может, не узнают, потому что меняется он совсем не так, как меняются все, а потому и воспринимается как что-то чужое. А может, он ведет себя как-то не так, как надо бы? Правда, есть и другая сторона медали; люди дальние, чужие, как будто договорились, и в какой-то момент вдруг стали, подчеркнуто вежливо и даже как-то почтительно, что ли, к нему обращаться. И есть у этого стареющего мальчика ощущение всего, что происходит, как какого-то чуда и благодати.
Оказалось, что только на этой планете можно понять цель жизни, охватить ее во всей глубине и протяженности и познать счастье во всей его полноте. Счастьем и радостью эта планета переполнена.  Здесь яснее небо и ярче звезды, зеленее трава и деревья, и нет ничего блеклого и серого, а все ясное и четкое. Каждый прожитый день на ней – день радостный и счастливый. А  самое главное, здесь живет совсем другой народ. Внешне может показаться, что он живет так же, как живут люди на старой планете. У них тоже дети и эти дети тоже шалят, и шалят… в храме. И почему-то невозможно без умиления смотреть на этих шалящих детей, ведь это божественная шалость от избытка энергии и непосредственности, и нет в ней ничего разрушительного.
Программа разрушения на этой новой планете не работает. И здесь тоже печатаются книги,  журналы,  выступают музыканты,  играются пьесы и показывают кино. Внешне все так же, а внутренне все иначе. Ничто здесь не направлено на низменные человеческие чувства, но все есть доброта и любовь.  Мыслимое ли дело на старой планете купить журнал, читать его несколько дней, и только от этого чтения быть преисполненным радостью и счастьем?! А через неделю вернуться к нему, перелистав заново, и еще сутки пребывать на вершине счастья. Нет, такое возможно только  на новой планете. Люди здесь живут с философией жизни, а не смерти, как в учении Будды. Возможно, поэтому у всех  светлые лица. Смерти здесь нет, а человек только рождается, причем трижды. Первый раз – физически, второй раз – для жизни на этой новой планете, и третий раз - для жизни вечной. А самый главный и радостный праздник на этой планете – праздник Воскресения – праздник победы над смертью.
И задумался этот немолодой человек: «Что же это за парадокс такой, чем дальше живу, тем жить интереснее. Даже иногда ощущение, что жить-то только начинаю. Жизнь открывает новые горизонты, дарит и дарит  открытия духовные  и новое понимание жизни уже прожитой»


Рецензии