Белая ночь... Санькины истории

               
     Одни поговаривали, что будто бы произошёл неудачный запуск ракеты, возможно, это было и так, да и Байконур был не так уж далёко. А ещё ходили слухи, что где-то в бескрайних степях Казахстана проводят испытания нового оружия… В общем, кто их знает, этих вояк, они всегда что-нибудь изобретают на нашу голову, а потом испытывают. Да вот только не всегда удачно и не без последствий…
      Наступило очередное августовское утро. Санька, потягиваясь под байковым одеялом на своём топчане  (ему до сентября месяца разрешалось спать в чулане на веранде, или иными словами – в папиной фотомастерской), в мыслях уже был на улице вместе со своим дружком Вовкой. Сегодня они решили самостоятельно, без участия старших ребят, произвести запуск  «валидолины».
      Ещё вчера они нашли подходящий кусок железной трубы и за сараями вкопали её одним концом в землю, стартовая установка была готова. Вечером того же дня Санька с большим трудом выпросил у мамы цилиндрическую алюминиевую баночку из-под валидола. Она была наполовину пуста, и поэтому вероятность заполучить её была высока. Вовка же должен был достать старую использованную фотоплёнку* для стартового  заряда. Если признаться, было страшновато - одно дело неоднократно наблюдать за процессом запуска со стороны, и совсем другое - делать это самим. Но ведь когда-то надо переходить в категорию старших, так решили наши друзья и дружно взялись за дело...
     Быстренько позавтракав холодной жареной картошкой прямо со сковородки и запив её холодным сладким чаем,  наш герой ментом* выскочил на улицу. Погода стояла, самая что ни на есть благоприятная для запуска "валидолины".
 Неяркое августовское Солнце, уже не такое жгучее, как это бывает в июле, а более мягкое и какое-то ласковое, что ли, радостно играя лучами в высоких перистых, почти прозрачных облаках, встретило нашего Саньку на улице. Всё указывало на то, что запуск должен пройти успешно.
   - Вовка-а-а! Ты что, ещё спишь? - прокричал Санька, когда оказался у самой калитки Вовкиного дома. Заходить во двор он не рискнул. Большой чёрный пёс Рекс сидел практически у самой калитки и молча, но внимательно следил за действиями нашего героя.
- Иду-у-у!  Щас иду, - послышался ребячий голос из-за закрытой двери на веранду. Дверь резко распахнулась, и Вовка кубарем выкатился на улицу. Оказывается, при выходе он запнулся  о половую тряпку у порога, видно, очень спешил! - А я достал плёнку… Во! - и он с гордостью раскрыл сжатый кулак...
   К моменту запуска «валидолины» зрителей набралось уже не меньше десятка. Это были дети из соседних дворов, а некоторые даже с соседней улицы. И как они узнали об этом мероприятии, ведь друзья всё держали в секрете? Видно, сработало то самое мгновенное «сарафанное радио». Кто-то, возможно, увидел вчерашние приготовления и, сделав соответствующий вывод, сообщил другим. А как тут не догадаться, если железная труба вкопана вертикально в землю, и это значит… Во-во, именно запуск «валидолины», и не иначе. На современном языке теперь это называется - запуск петарды.
     Ну, всё готово! Правда, наши испытатели, в отличие от старших, для своей же безопасности  решили чуточку схитрить. Старшие ребята сначала поджигали стартовый заряд «валидолины», затем быстренько навинчивали крышечку с пробитыми тремя отверстиями для выхода газов (в этот момент можно сильно обжечь пальцы) и затем опускали её в трубу. Наши герои решили крышечку завинтить сразу, а в отверстия вставить три зубчика от старой пластмассовой расчёски* - они-то и стали тем самым запалом для летательного снаряда.
     - Зажигай запал! – проговорил Санька своему другу. В руке он держал снаряжённую к старту «валидолину». Вовка чиркнул спичкой по коробку, и уже зажжённую её поднёс к импровизированному запалу. Пламя, брызнув искрами в разные стороны, мгновенно перекинулось на зубчики от расчёски. Не раздумывая ни секунды, Санька опустил заряд в вертикально стоящую трубу. Они вместе с Вовкой отбежали в сторону, и… ничего не произошло.
      - А ты её правильно опустил? Дырками вниз!? - глянув на друга, поинтересовался Вовка.
- Не помню… - только и успел проговорить Санька.
Внутри трубы вдруг послышалось нарастающее гудение, и из неё повалил чёрный вонючий дым. С громким шипением и, как показалось, со вздохом облегчения, «валидолина» вылетела из трубы, направляясь прямо в высокое августовское небо.
     - Ура-а-а-а! Две секунды, полёт нормальный! - заорал Вовка и замахал рукам.
-Ура-а-а-а! Получило-о-ось! - вторил ему Санька.
- Ура! Ура-а-а! Поддержала их восторженным криком детвора…
«Бах» - в небе раздался громкий хлопок, и «валидолина», ярко вспыхнув, взорвалась, разлетевшись на мелкие части.
- Ура-а-а-а! – ещё громче закричали дети и тоже захлопали в ладоши - это был почти что салют. Но вслед за взрывом «валидолины» с небом произошло что-то невероятное и необъяснимое. Все так и остались стоять с поднятыми головами и раскрытыми ртами…
     Несмотря на солнечный день, северная часть неба неожиданно вспыхнула, и из-за горизонта молча поднялась огромная, чуть ли на четверть неба белая светящаяся полусфера. Она светилась так ярко, что солнечный свет на её фоне даже как-то приуныл. Она была ярче, чем Солнце… Но прошло не более десяти секунд, как полусфера так же, в полном молчании, стала сжиматься, опадать, а вскоре и совсем исчезла.
     Дети на некоторое время замерли. Признаться честно, никто и испугаться-то не успел. Вернее, никто ничего не понял. Это произошло следом за взрывом «валидолины», и, соответственно, первое впечатление от громкого «салюта» было более сильным, чем второе молчаливое, хоть и яркое, почти в четверть неба. Ну, и что из того?  Взрыв «валидолины» был куда-а-а интереснее…
     Весь оставшийся день наши герои Санька и Вовка занимались делами, совершенно не связанными с запуском. Он прошёл успешно, зрители оказались довольны вдвойне, это был редкий случай, если «валидолина» в воздухе взрывалась. Значит, день удался полностью. Вечер подкрался незаметно, и ребята стали расходиться по домам. Вот только начинался он как-то не так, можно сказать, что совершенно не так, как всегда… Солнце пошло на спад, и стало заметно, что северная часть небосвода светится. Пусть не так, как оно светилось днём, но светится...
 - Ладно, я пошёл, - проговорил Санька и, посматривая на непонятное небо, направился в сторону своего дома.
 - Завтра увидимся, - ответил Вовка и махнул рукой…
      Этой ночью жители посёлка с интересом наблюдали необычное, даже удивительное для этих широт небесное явление - так называемые «белые ночи». Часть горизонта светилась неярким, но светом, вполне позволяющим читать без искусственного освещения текст в газете «Правда». Луна, как потом весело рассуждали взрослые, даже постеснялась выйти из-за  горизонта…
      Вот такие происшествия иногда происходят при несанкционированном запуске «валидолины» - это, конечно, шутка. Но… от шутки до истины путь не так уж и далёк…
                --------------------------------------

      P.S. Это произошло 27-го августа 1962 года на Семипалатинском полигоне в Казахстане. На высоте 700 метров над землёй был произведён очередной опытный взрыв ядерной бомбы, массой 11 кт.
                --------------------------------------
 Ментом* - сокращённое слово «моментом». Бытовало среди детей и молодёжи 80-ых годов.
Фотоплёнка* - в те времена изготовлялась из легковоспламеняющегося материала.
Пластмассовые расчёски* - тоже изготавливали из легковоспламеняющегося материала.


Рецензии