Об искусственном и естественном объектах

Объект культуры отличается от объекта природы тем, что имеет «искусственное» происхождение, то есть произведён человеком.

При этом к объектам культуры возможно отнести и материальные, технические объекты: архитектурные сооружения и коммуникации, орудия труда и производства, вооружение, сельскохозяйственные объекты, предметы обихода, произведения изобразительного искусства; а также нематериальные, ментальные объекты: обычаи и традиции, мировоззрения и религии, музыкальные и литературные произведения.

Объект культуры, в отличие от объекта природы, задумывается автором и осуществляется мастером целенаправленно.

При этом в процессе своего воплощения, актуализации из идеи в реальное существование культурный объект проходит три последовательно-возвратные стадии: возникновение в качестве собственно идеи, логическую разработку технологии (алгоритма) воплощения этой идеи и производство продукта. Под возвратностью здесь понимается практическая возможность уточнения идеи и доработки технологии производства непосредственно в процессе его осуществления.

Объект культуры в отличие от объекта природы, изначально, по самому своему замыслу, полезен, то есть обладает вменённой ему ценностью.

При этом объекты природы также могут обладать и обладают той или иной ценностью, полезностью для человека, но возникновение и исчезновение их у природных объектов обусловлено изменением и развитием потребностей человека, тогда как ценность культурного объекта присуща ему изначально и по сути своей является истинной причиной самого его появления. Однако по мере исчезновения полезных свойств культурного объекта или потребности пользователя в нём ценность культурного объекта пропадает так же, как и у объекта природного.

********

«Искусственные» объекты как объекты, задуманные и произведённые человеком, – это объекты, актуализированные им из мира идей в мир реальности. При этом под реальностью здесь понимается не только материальный, эмпирически воспринимаемый мир, но и мир интерсубъектных взаимодействий, а также те или иные представления, суждения субъектов, принадлежащие их частным или коллективным логическим мирам. Таким образом, «искусственный» объект есть частная реализация на практике некой идеи как «вещи в себе» в конкретном объекте реального мира как «вещи для нас».

********

Если понимать естественное и искусственное как некие объекты реальности, то, по сути, оппозиции естественного и искусственного не существует вообще, поскольку искусственное есть одна из форм существования естественного. Таким образом, очевидно, что каждое искусственное естественно, однако не каждое естественное искусственно. Искусственное возникает из естественного в процессе деятельности человека посредством задания им определённого алгоритма его появления. Выращивает ли садовник цветы, разрабатывает ли конструктор технический объект, вынашивает ли мыслитель ту или иную идею – в результате их деятельности на свет появляется естественный объект, все свойства и параметры которого полностью соответствуют существующим законам природы.

При этом перечисленные субъекты деятельности являются или инженерами-разработчиками, или мастерами-практиками определённых технологий, которые изменяют степени свободы самопроявлений природы в её определённых пространственно-временных объёмах. Так что если понимать искусственное не как производимые мастерами объекты, а как сами алгоритмы, технологии производства, то возникает оппозиция естественного и искусственного способов появления тех или иных объектов. Те алгоритмы, которые осуществляются в природе и без влияния на них человека, суть естественные природные алгоритмы. Те же, которые намеренно, запланировано и осмысленно задаются человеком с определённой им самим целью и изменяют при этом степени свободы естественных природных процессов, суть алгоритмы искусственные. Роль инженера (разработчика) в оппозиции естественного и искусственного состоит, таким образом, в том, что самим фактом своего наличия он обеспечивает это противостояние.

********

Однако алгоритм производства чего-либо – это тоже объект реальности как продукт человеческой деятельности. С какой стати его следует полагать искусственным? Значит, никакого противостояния искусственного и естественного нет. Есть культурные (намеренно и осмысленно произведённые людьми) и «дикие» (все остальные) объекты (в том числе произведённые людьми бесцельно и случайно)...


Рецензии
"Объект природы отличается от объекта культуры тем, что имеет «искусственное» происхождение, то есть произведён человеком" - по моему это просто опечатка: Вы вероятно имели в виду "Объект Культуры отличается от объекта Природы тем что имеет «искусственное» происхождение", не так ли? (опечатка типа "вместо ранее напечатанного Сионист Пердюк следует читать Пианист Сердюк").
Но это к слову.
А по сути, тут есть о чём поговорить! Можно поимпровизировать?
Естественное это "естество", раскрывающаяся перед нами "данность" - материальный фон нашего Сознания, - всё то что мы называем Природа.
Если встать на эзотерическую позицию, то разница между Искусственным и Естественным - исключая продукты собственно того что мы называем "Искусством" - даже не в том что одни являются продуктами Культурной деятельности человечества а другие имеют "стихийно-бесконтрольное" происхождение, а я бы сказал наличия или отсутствия скрытой "одухотворённости" которая присутствует во всех без исключения предметах "естественного" происхождения и которая отсустствует практически во всех предметах происхождения "исскуственного". Те же предметы исскуственного происхождения, которым такая внутренняя одухотворённость всё таки свойственна - называются "Произведениями Исскуства".

Евгений Цион   14.12.2016 18:04     Заявить о нарушении
Да, опечатка )) Исправила.

Относительно одухотворённости естественных объектов. Это мы просто живём сейчас в в чрезвычайно комфортных условиях: из объектов природы нас окружают лютики и ромашки, да и то в основном во время каникул. Волей-неволей одухотворишь ))

Что касается первобытного человека, то он одухотворял по другой причине: ему нужна была возможность управления, договора. А заключать договоры, просить о чём-то и задабривать возможно только в том случае, если имеешь дело с живым, с личностью.

Хотя грань между просто техническим произведением и произведением искусства вы уловили точно. У Энгельмейера есть две книг на этот счёт: "Философия техники" и "Философия творчества". Вторую я пока ещё не прочитала, а этот текст - по мотивам первой.

Лариса Баграмова   14.12.2016 20:55   Заявить о нарушении
***Естественное это "естество", раскрывающаяся перед нами "данность" - материальный фон нашего Сознания, - всё то что мы называем Природа***.

Хайдеггер такую поэму о техническом написал! Называется "К вопросу о технике". Там основная мысль, что техническое - это и есть "естество" человеческого. Человек через техническое, собственно, и становится человеком.

Лариса Баграмова   14.12.2016 20:58   Заявить о нарушении
Не знал... Но мысль правильная.

Евгений Цион   14.12.2016 21:17   Заявить о нарушении