Вранье как национальная идея

Тут телевидение порадовало. Начиная с 6 сентября, по вторникам, в вечернем эфире телеканала «Россия - Культура» идет премьера нового цикла исторической программы Феликса Разумовского «Кто мы?» «Приключения либерализма в России».

Я попал на передачу, в которой объяснялось, как проходила у нас «Великая Криминальная революция», как блатные и номенклатура разворовывали страну, и возникала олигархия.

Автор, известный историк, политолог и публицист, весьма правдоподобно связал сей исторический Апокалипсис с либерализмом, который в России не прижился, да и на Западе, замечу, сильно наследил. «Согласно данным последнего опроса фонда «Общественное мнение» положительно к либералам в нашей стране относятся лишь 18 процентов граждан. И это исторически оправданно. «Чем либеральней, тем они пошлее», – считал Федор Тютчев. «Наш русский либерал, прежде всего, лакей, который только и смотрит, кому бы сапоги вычистить», – писал в романе «Бесы» Федор Достоевский.

«История русского либерализма, глубоко трагичная по своей сути и требует не обличения, а спокойного, вдумчивого разговора» - считает Феликс Разумовский.
 
В ходе передачи историк попытается ответить на вопрос, почему российское либеральное движение, сформировавшее целую эпоху, - постсоветское двадцатилетие, - стремительно теряет не только политический вес, но и культурное влияние.

Либерализм как направление общественной мысли, зародился в России во второй половине XVIII века в значительной мере под влиянием культурной политики Екатерины Великой. «Русская власть, далеко ушедшая по пути петровской европеизации, нуждалась в образованном, внутренне свободном помощнике. Именно помощнике, а не послушном исполнителе. И это было бы вполне в духе европейской традиции», — отмечает историк.

«Русский либерализм долго питался не столько силами русской жизни, сколько впечатлениями заграничных поездок, поверхностным восторгом перед чудесами европейской цивилизации», - писал историк, философ и публицист Георгий Федотов.

«Европейский либерализм научил государство уважать свободного гражданина, а гражданина ценить свое государство», — говорит Феликс Разумовский.

Однако в России, по его словам, с момента зарождения либерализма произошел некий «срыв» – развивалось представление о цивилизационной неполноценности страны. Огромную страну с колоссальной культурной традицией либеральные деятели пытались убедить в том, что она способна развиваться, только копируя западные стандарты и постепенно становясь «нормальной европейской страной».

В новом историческом цикле программы «Кто мы?» перед зрителем предстанет череда русских либеральных проектов и идей, а также судьбы людей, вдохновленных этими идеями. Как и во всех передачах Феликса Разумовского, речь идет не о перечислении каких-то событий или исторических лиц. Это глубокое осмысление тенденций исторических процессов в их истоках». http://www.biblio-vidnoe.ru/creativity_of_readers/2161/

Короче, олигархи, оказывается, крадут в России всё, что плохо лежит, а лежит плохо благодаря нашим чиновникам у нас всё, - толкают за границу, а вырученное от этого бабло там же и оседает. Показали как никому до того не известный Абрамович по хитрому сговору с Березовским за пару минут стал богатейшим из людей, владельцем сотни дворцов по всему миру.

Если бы передача ограничилась только этой расхожей сентенцией, я бы ее не заметил. Но исподволь имплантировалась мысль, что не будь этих самых либералов, у нас история похиляла бы иным путем.

Так ли это, подумал я, почему все-таки скоробогатые люди так ни копейки и не вложили в экономику распрекрасной Родины, которая их растила-растила, втюхивала им с детсада патриотизм, а они так коварно ей отплатили, либерасты пархатые? Вот показали парочку, пардон, пейсатых юношей, которым Ельцин подарил алюминиевый комбинат, только что построенный в наивном СССР. Так они ни рубля в «свой» бизнес так и не вложили, с миллиардами долларов смылись за бугор, а комбинат превратился в вариант картины Брюллова о последнем дне Помпеи.

Что, это только наш рабский менталитет плюс «либерализм»? Ой, что-то не верится! Ведь кроме комсомольских активистов в России всегда были, есть и будут люди порядочные, - они-то почему к Родине как к мачехе? Кстати, вот сам Ельцин не воровал, - пил как верблюд, а дворцов после него не осталось. Да мало ли и патриотов не казенных, а вполне приличных, - их, что называется, можно пощупать. А «телефончик как настоящий, только не работает».

Стал я литературу смотреть, и вот бац, - кое-что нащупал:

«Предполагается, что основной конкретной причиной неконкурентоспособности российских товаров (а значит, и экономики в целом) является их низкое качество.

На самом деле качество и конкурентоспособность - это совершенно разные вещи.
Критерий конкурентоспособности на самом деле один - превышение доходов над расходами. Если за продукцию получаешь выручки больше, чем тратишь на ее производство и свое собственное существование, то ты на коне, ты конкурентоспособен. И даже если товар уникален, если у него нет конкурентов - все равно его производитель конкурирует со всей промышленностью по критерию «выручка -издержки».

Что случится, когда условия для деловой активности на нашей территории будут в точности соответствовать мировым стандартам? Оказывается, в этом случае привлечь иностранные инвестиции в российское промышленное производство нельзя будет никак, никакими силами. Это утверждение является следствием из так называемой горькой теоремы российской экономики.

А теорема такова: в условиях свободного мирового рынка уровень производственных издержек почти любого российского предприятия выше среднемирового, и поэтому оно является инвестиционно непривлекательным.

В мире существует около 200 стран. Какие же ангелы понесут инвестора именно в Россию?
Чем руководствуется инвестор при принятии решения? Только экономической целесообразностью. Никакие другие соображения - политические, романтические - во внимание не принимаются.

Подсчитывается возможный приход-расход. Если между приходом и расходом положительная разница, то предприятие оказывается прибыльным; если же прибыль выше средней, то и инвестиционно привлекательным.

Приход (выручка) во всем мире оказывается примерно одинаковым. Мировые цены на продукцию во всем мире, при отсутствии экономических границ, примерно равны, в этом вся прелесть свободного рынка. Различия в инвестиционном климате регионов определяются экономгеографическими особенностями этих регионов. Именно они влияют на уровень издержек.

Все ли представляют, насколько холодна самая холодная страна в мире?
На побережье Англии растут пальмы, а в ее столице Лондоне - бамбук. Отдыхая в Сочи, мы ездим на экскурсию в тисо-самшитовую рощу в Хосте. Но если вы читаете английские детективы, то, наверное, заметили, что при описании классического английского поместья обязательно упоминается тисовая аллея. А клубнику в Норвегии начинают убирать в мае... и ЭТО - северные страны?

Среднегодовая температура в России –5,5 град.С. В Финляндии, например, +1,5 град.С. США, сравнимые по климату с Западной Европой, географически находятся южнее Кубани. Нью-Йорк - примерно на широте Сочи. И средняя годовая температура - еще не всё. Основные отличия чувствуются в Европе зимой. Есть еще такое понятие, как «суровость климата» - то есть разность летней и зимней температур, да и разность ночной и дневной. Тут мы тоже вне конкуренции.

МЫ ПОСТРОИЛИ СВОЕ ГОСУДАРСТВО ТАМ, ГДЕ БОЛЬШЕ НИКТО НЕ ЖИВЕТ. Только это отличает нас от «нормальных людей», в остальном мы такие же дети Адама.

Французский географ прошлого века Жан Элизе Реклю назвал «эффективной» территорию со среднегодовой температурой не ниже -2 град.С. Лишь треть нашей российской земли - «эффективная».
Первое, с чем сталкивается в России потенциальный инвестор, это поразительная дороговизна капитального строительства по сравнению с любой страной мира, - глубже граница промерзания. Вдвое более глубокий фундамент стоит дороже минимум втрое-вчетверо.

В зависимости от вида строительства его стоимость в России выше, чем в Западной Европе, в 2-3 раза. По сравнению с субтропиками - в несколько раз. Соответственно, выше и амортизационные выплаты, а здания менее долговечны. Таким образом, построить здание или арендовать уже построенное в России существенно дороже, чем в других странах мира.

И по пункту «сырье и комплектующие» у производителя на территории России выигрыша нет.
Энергия и транспорт. Для средней полосы России ДОЛЯ ОТОПЛЕНИЯ в объеме общих энергозатрат промышленности составляет ТРИ ЧЕТВЕРТИ.

Представьте себе, что вы иностранный инвестор и у вас есть выбор: построить завод в России и 6-7 месяцев в году расходовать деньги на его отопление (и какие деньги! в 4-8 раз большие, чем тратятся на энергию непосредственно для целей производства!) - или построить точно такой же завод в другом месте, где топить не надо совсем. Так где вы его построите?

Если принудительно устанавливать низкие цены на тепло и электричество, обанкротится энергосистема страны, а не потребители тепла и энергии. Зачем поставлять топливо на электростанцию, если она за него не заплатит? Не лучше ли продать сразу за рубеж?

Плотность населения напрямую влияет на транспортные расходы. Если, например, равномерно разместить население каждой страны на ее территории, то англичане, немцы, японцы окажутся на расстоянии около 60 метров друг от друга, тайцы и французы - в 100 метрах. Между русскими расстояние будет 570 метров. Вот и прикиньте, во что в России обходится дорожное строительство, связь и транспортные тарифы.

В целом по разделу «Энергия и транспорт» производство чего бы то ни было в России не просто невыгодно, а крайне невыгодно. В принципе дальше можно было бы не считать. Даже производители сырья говорят, что без расходов на отопление их продукция могла бы быть конкурентоспособна, но стоит учесть в себестоимости счета за отопление - и о прибыли можно забыть.

Есть ли резерв для налоговых льгот? Ведь когда говорят о «создании благоприятного климата для инвестиций», обычно имеют в виду снижение налогов. Увы, по налогам и другим нерыночным издержкам в России выигрыша ожидать нельзя.

Считается, что зарплата в России низкая. А так ли это? Ниже она и не может быть, так как не обеспечит в наших условиях физического выживания, просто не хватит средств на отопление, теплую одежду и питание. А ведь у нас цены на коммунальные услуги пока что ниже мировых раз в пять-десять! Если их учесть, то средняя зарплата горожанина у нас, можно сказать, выше еще раза в два-три!

Итак, подытожим. Из пяти составляющих общего объема затрат на любое производство в условиях нашей страны две (сырье и нерыночные изъятия) - не ниже среднемировых, а три (капитальные вложения, накладные расходы и минимально необходимая стоимость рабочей силы) - существенно, в несколько раз, выше.

Поэтому в условиях свободного перемещения капиталов ни один инвестор, ни наш, ни зарубежный, не будет вкладывать средства в развитие какого бы то ни было производства на территории России. И дело не в отсутствии патриотизма у наших капиталистов - дело в законах экономики, ориентированной на прибыль.

То есть каждый буржуй понимает, что значительная часть его денег, вложенная в российскую промышленность, будет потрачена просто на борьбу с неблагоприятными условиями, без всякой пользы для конечного продукта. Иностранцы в производство в России не вкладываются, а каждый появившийся «у нас» доллар немедленно бежит туда, где он сможет получить большую, чем у нас, прибыль». Паршев Андрей Петрович.
http://www.patriotica.ru/actual/parsh_theor.html

Оказывается, флибустьерский характер последней из бесчисленных русских революций был обусловлен тривиальной арифметикой за 4-й класс! Не мог у нас случиться «второй Китай», у нас произошел очередной «гоп со смыком». Бог не фраер, как сказали бы те двое алюминиевых королей, которые вместе с алюминием и нашей надеждой на либерализм растаяли во мгле.

«Ну что ж, придется переквалифицироваться в управдомы», как промолвил бы другой литературный персонаж, почесывая зад, в который только что получил пинка от вожделенной благообразной Европы. И как из всего этого навоза вылезать будем? От нынешнего экономического курса, проводящегося вдруг прозревшим «незаменимым», еще вчера не видевшим ничего кроме «трубы», предостерегает его советник (Боже, как тесен свет!):

«Попытки России стать конкурентоспособной страной при высокой ключевой ставке и высокой инфляции — это все равно, что гипертоник с высоким давлением попытается пробежать олимпийскую стометровку», - заявил журналистам глава Центра стратегических разработок, бывший вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин по итогам конференции «Вызовы 2017». 
...Идут бездарно годы, а либералы знай талдычат про что угодно, кроме железной несомненной правды, что так доходчиво расписал А.Паршев. Вот наилучший из этой когорты, Г.А.Явлинский, так сказать, свежачок:

«Что нужно, чтобы выйти из этой стагнации? Нужно поменять власть. У России должен быть другой президент, другое правительство, другая экономическая политика, другая внешняя политика. Другая внутренняя политика, уважающая своих граждан. Создающая возможность гражданам работать открыто и творчески. Создающая систему, в которой исполняются законы - и законы одинаковы для всех. В которой есть независимое правосудие, в которой существуют права частной собственности, в которой люди уважают свое государство, а государство уважает людей.
Вот такая система должна быть в России. Тогда у страны будут перспективы экономического роста».  http://dw.com/p/2Tz32

Неправда Ваша, Григорий Алексеевич. В народе про либеральное пустозвонство думают просто: Хорошему танцору всегда кое-что да мешает! А ведь, между прочим, за всю историю России, за сотни лет от Карамзина и до Явлинского российские севрюжные либералы так и не продемонстрировали ни разу процветания экономики и зажиточной жизни народа!

Нет, то, что перечислил Григорий Алексеевич, тоже необходимо, тут спору нет - возьмите хотя бы пример Южной и Северной Кореи. Но это условия, которые ПОДВЛАСТНЫ человеку. А есть еще которые НЕПОДВЛАСТНЫ, которые от нас не зависят. Как бы мы «демократичны» и «либеральны» ни были.

Это географическое положение страны, ее климат, протяженность и дороговизна коммуникаций и т.п. - всё, что так или иначе независимо от нас конвертируется в себестоимость производимого нами продукта. И тут мы, повторяю, бессильны. Даже если заменить и власть, и нас, и наши законы на самые идеальные, то от необходимости платить за отопление в зависимости от региона 80-120 р/кв.м помещения ежемесячно без малого круглый год, и за запредельную логистику, нас никто не освободит.

Так что прав Паршев, хотя и нет пророка в своем отечестве. Либерализм, коммунизм, онанизм, - один хрен, - недодержава наша обречена. Надо прежде было думать, когда в холодильник этот прятаться залезали, оставляя свою избу чужому дяде. Теперь уже поздно дергаться, - дверь заперли снаружи. Нынче ври – не ври, вали вину хоть на «либерастов», хоть на «мировую закулису», хоть на черта лысого. Врать - всё, на что способна псевдолиберальная тусовка, - это единственная и последняя российская национальная идея. А истина совсем в другом измерении, она с либеральным враньем не пересекается вовсе.

Копируй западные стандарты, или упивайся своей сермяжной исключительностью «с колоссальной культурой», -  не будет у нас ни капитализма, ни «инноваций-мудернизаций», ни рожна не будет. Будет постепенное сползание в огромную братскую могилу.

Валентин Спицин


Рецензии