Энтелехия Вселенной

Когда-то очень давно преобладало представление о том, что всё вращается вокруг Земли и человечество - высшее достижение Вселенной, а значит все планеты и звезды вращаются вокруг человека.

Долго шла борьба в умах за смену этого представления. Уже в древности была

идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца и Солнце -это одна из множества

звезд на небе. В наше время эта идея была внедрена в общественное сознание

наукой и образовательным процессом. Но уже сейчас есть попытки вернуться к

старинным представлениям о движении планет и звезд. Эти представления

сводятся к тому, что разумная жизнь создана не просто так, в разумном

существовании существует высшая цель, данная от бога или развитая в ходе

эволюции ( вселенной, земного существования или даже данная более разумными

существами в определенный момент).

Представление о прямолинейном движении вокруг чего-либо сегодня также

меняется. Понятно уже , что планеты не обращаются вокруг Солнца и Солнце не

обращается вокруг центра галактик. Все небесные тела движутся к определнной

цели, которая находится в бесконечности и не достижима даже для нашего

разума. Оказывается, что наш разум не всесилен. Значит и человечество не

такое всемогущее и высшее создание кого или чего-либо.

В древности было множество подходов в изучении предназначения человека и

человечества. Христианство развило эсхатологический подход к решению проблемы

изучения конечной цели.

Платон сводил предназначение человека к поиску идеи блага. Аристотель

выстроил свое видение на этот и другие проблемы на логических взглядах. У

него мы находим в зачатке такие логические учения как психология, физика,

телеология и т.д. Но телеология в наше время так и не стала наукой. Не

появилось отдельной телеологии в ее взаимосвязи с человеком и его природой.

Слабая попытка развить телеологию как науку была у Вольфа и Канта  в их

системах классификации.  Немецкая классическая или постсхоластическая

философия была в некотором роде бюрократической системой , созданной для

университетского образования. Эта бюрократичность отличала немецкую

постсхоластику от французского  просвещения. Дополнить последнее

можно ещё тем, что развитие науки и техники стало возможным благодаря и

немецкому бюрократическому философствованию и влиянию французского

просвещения, а также появлению утопических систем в политико-экономических

областях.

Если вернуться к космической телеологии, то она необходима в первую очередь,

чтобы поменять общественное сознание и представление об устройстве Вселенной

и за ее пределами. Кроме  космической телеологии требует развития уже

упомянутая антропологическая телеология, то есть та телеология, что будет

изучать цели , заложенные в человека и делающие человека человеком разумным.

С антропологической телеологией непосредственно связаны чисто земные

телеологии , что могут познавать цели всего живого и неживого на Земле, в

прошлом и будущем.

Первоначальные цели непосредственно связаны с философской проблемой

первоначал как первоэлементов и т.д. То есть телеология должна познавать цели

бытия в самом начале, во времени и пространстве. Что касается телеологии

человека, его сознания и бытия, то оно соединяются с космической телеологией

и телеологией первоначал.

Остается открытым вопрос о том, совпадают ли первоначала бытия с конечной

целью или всё растворяется в идее бесконечности. Когда- то в древности

считали, что за пределами Земли нет существования, а потом был расширен

взгляд на Вселенную. Сейчас преобладает воззрение, что за пределами нашей

Вселенной нет существования, нет движения и т.д. Но есть уже учение, что

движение уже в своей сути содержит идею бесконечности. В самом  себе и вне

движение содержит цель. И мы вместе со всей Вселенной движемся к этой цели,

не зная достижима она или нет.

Здесь был представлен неклассический взгляд на телеологию.


Рецензии