Энтелехия Вселенной
Долго шла борьба в умах за смену этого представления. Уже в древности была
идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца и Солнце -это одна из множества
звезд на небе. В наше время эта идея была внедрена в общественное сознание
наукой и образовательным процессом. Но уже сейчас есть попытки вернуться к
старинным представлениям о движении планет и звезд. Эти представления
сводятся к тому, что разумная жизнь создана не просто так, в разумном
существовании существует высшая цель, данная от бога или развитая в ходе
эволюции ( вселенной, земного существования или даже данная более разумными
существами в определенный момент).
Представление о прямолинейном движении вокруг чего-либо сегодня также
меняется. Понятно уже , что планеты не обращаются вокруг Солнца и Солнце не
обращается вокруг центра галактик. Все небесные тела движутся к определнной
цели, которая находится в бесконечности и не достижима даже для нашего
разума. Оказывается, что наш разум не всесилен. Значит и человечество не
такое всемогущее и высшее создание кого или чего-либо.
В древности было множество подходов в изучении предназначения человека и
человечества. Христианство развило эсхатологический подход к решению проблемы
изучения конечной цели.
Платон сводил предназначение человека к поиску идеи блага. Аристотель
выстроил свое видение на этот и другие проблемы на логических взглядах. У
него мы находим в зачатке такие логические учения как психология, физика,
телеология и т.д. Но телеология в наше время так и не стала наукой. Не
появилось отдельной телеологии в ее взаимосвязи с человеком и его природой.
Слабая попытка развить телеологию как науку была у Вольфа и Канта в их
системах классификации. Немецкая классическая или постсхоластическая
философия была в некотором роде бюрократической системой , созданной для
университетского образования. Эта бюрократичность отличала немецкую
постсхоластику от французского просвещения. Дополнить последнее
можно ещё тем, что развитие науки и техники стало возможным благодаря и
немецкому бюрократическому философствованию и влиянию французского
просвещения, а также появлению утопических систем в политико-экономических
областях.
Если вернуться к космической телеологии, то она необходима в первую очередь,
чтобы поменять общественное сознание и представление об устройстве Вселенной
и за ее пределами. Кроме космической телеологии требует развития уже
упомянутая антропологическая телеология, то есть та телеология, что будет
изучать цели , заложенные в человека и делающие человека человеком разумным.
С антропологической телеологией непосредственно связаны чисто земные
телеологии , что могут познавать цели всего живого и неживого на Земле, в
прошлом и будущем.
Первоначальные цели непосредственно связаны с философской проблемой
первоначал как первоэлементов и т.д. То есть телеология должна познавать цели
бытия в самом начале, во времени и пространстве. Что касается телеологии
человека, его сознания и бытия, то оно соединяются с космической телеологией
и телеологией первоначал.
Остается открытым вопрос о том, совпадают ли первоначала бытия с конечной
целью или всё растворяется в идее бесконечности. Когда- то в древности
считали, что за пределами Земли нет существования, а потом был расширен
взгляд на Вселенную. Сейчас преобладает воззрение, что за пределами нашей
Вселенной нет существования, нет движения и т.д. Но есть уже учение, что
движение уже в своей сути содержит идею бесконечности. В самом себе и вне
движение содержит цель. И мы вместе со всей Вселенной движемся к этой цели,
не зная достижима она или нет.
Здесь был представлен неклассический взгляд на телеологию.
Свидетельство о публикации №216120801528