20. Огороды

20. Огороды

      Деревянный дом стоял как бы на отшибе. Многие улицы города сразу после его освобождения лежали в руинах. Напротив дома был старый заброшенный колодец, но вода в нём была, хотя пахла болотом. Анна Павловна первая сообразила раскопать землю возле колодца под картошку. Урожай картошки, хоть и небольшой в первый год, оказался хорошим подспорьем к купленным продуктам. На следующий год она раскопала участок побольше, купила ягодные кусты в питомнике. И на столе появилось варенье королевское из крыжовника и из чёрной смородины.
      Крыжовниковое варенье варили с пристрастием, каждую ягодку протыкали шпилькой. Ягоды обдавали кипятком и помещали в уже готовый сироп. И варили по несколько минут, отставляя в сторону тоже на несколько минут. Варенье получалось не размазнёй, а ягодкой к ягодке и издавало удивительный королевский аромат.

     Соседи тоже не зевали и освоили быстро свободные участки. Все копошились в земле, боролись с сорняками, окучивали картошку. В жаркое лето посадки поливали. Дети помогали родителям, работали в огороде вместе со взрослыми. Только у Валентины Андреевны не было участка – не хотела возиться в земле. «Это дело крестьян, а не горожан», - так она считала. Детей Карташовых часто видели на огороде. И огород у них был самый большой, да и семья тоже.

     Алик не очень любил там трудиться. И только тётя Маруся начинала разговор, что нужно прополоть морковку, он или убегал, или делал вид, что не слышит. И тётя Маруся, расстроившись, махала рукой и уходила. Однажды она пожаловалась брату, что Алик ленится помогать в огороде. Отец взял ремень и отпорол сына. Алик очень обиделся, долго с ним не разговаривал. Но с тех пор от работы в огороде не отлынивал: и слышал хорошо, и не убегал. Когда тётя Маруся похвалила его отцу, отец сменил гнев на милость, и мужчины помирились.

     Огород Анны Павловны возле дома лежал на самом виду. Когда дети во дворе играли в мяч, он обязательно летел в их огород, и кто-нибудь из ребят, перемахнув через низкий частокол, мчался прямо по грядкам, топтал посадки, ломал цветы, по пути срывал ягоды клубники или малины, набивая ими рот. Анна Павловна однажды сделала ребятам замечание, оно было в довольно корректной форме. «Я не могу поверить, - сказала она, - что такие хорошие воспитанные дети не любят красоту и ломают цветы». Мама Лизы ушла, а Лиза добавила: «Если ещё кто-нибудь будет разорять наш огород, нас двое – я и Алик устроим погром на вашем участке. И тогда не жалуйтесь никому. Вообще-то, - сказала она, - огород – наша частная собственность, и никто не имеет права заходить в него. Если надо, я или Алик зайдём и сами достанем ваш мяч. А если нас нет, можете зайти в калитку цивилизованно и, не трогая ничего, аккуратно забрать свой мяч».

     Предупреждение было веским, и ребята звали Лизу из дома, если её не было во дворе, чтобы она достала их мяч. А если им приходилось в огород заходить, никто урожая не касался. Теперь не было того прежнего поведения, когда, запрыгнув в огород, некто, по ходу поиска мяча, набивал рот клубникой, малиной или другими ягодами.

     Дети копались в земле, не всегда им это нравилось, но в конце концов они начинали любить землю, которая была то сухая и рассыпчатая, то влажная, густая и жирная. Они узнавали секреты земледелия: после люпин земля становилась мягкой и рыхлой, и пригодной для любых посадок. Однажды Лиза зашла к Леле и Свете, они сидели за столом и делали длинные ленты посадочного материала. «Что это такое?» - спросила Лиза. «Мы семена моркови, свёклы, репы, лука приклеиваем к бумажным лентам. Ленту смазываем конторским клеем, и в три ряда приклеиваем семена. Потом в земле сделаем борозды, туда опустим приготовленные ленты и посыпим их землёй» - «Я тоже так сделаю», - сказала Лиза и побежала домой.

     Карташовы выращивали помидоры и, чтобы урожай был обильным, опрыскивали листья раствором борной кислоты. И, действительно, урожай помидоров у них всегда был грандиозным. Они делали своё удобрение из сорняков, складывали их в специально вырытую для этого яму, растения поливали удобрениями и закрывали яму толью. Трава перегорала, и получался силос, очень хорошее удобрение для всех посадок.

     Карелы собирали большой урожай огурцов. Чтобы в парнике происходило быстрое опыление растений, они бросали туда тухлую рыбу, и мухи и другие насекомые летели на запах, и в итоге получался хороший результат.

     Осенью соседи обменивались своими огородными успехами: у кого-то - выросла огромная репа, у кого-то - морковка имела вид трёх пальцев, у кого-то - картошка напоминала семью из папы, мамы и ребёнка. Ходили пить чай с вареньем друг к другу. Анна Павловна дружила с Зинаидой Исааковной, тётя Маруся – с тётей Паней, Валентина Андреевна – с Таисией, сестрой большого начальника.

     Прошло несколько лет после войны и в организациях для служащих стали арендовать большой участок за городом для совместного выращивания картошки. Картошку называли «вторым хлебом». Организация собирала деньги с желающих участвовать в этой акции, нанимала силу (трактор или лошадь с плугом) для обработки участка – его надо было вспахать, закупала семенной материал, и люди ехали сажать картофель. Пару раз приезжали, чтобы окучить картофель. И в последний пикник коллектив ехал собирать урожай, который делили поровну.
 
     Пикники были весёлыми, пели песни. Хорошо потрудившись, люди должны были отдохнуть и поесть. На траве расстилали скатерть, и каждый выкладывал на неё свою нехитрую снедь: картошку, огурцы, помидоры, котлеты, хлеб, лук, сало – у кого, что было. Получался общий стол. Выращенная картошка была удивительно чистой, здоровой, рассыпчатой и очень вкусной. Её хватало семье почти на ползимы.
   
      Ещё прошло несколько лет, и в организации служащим стали выдавать участки за городом для индивидуального выращивания картофеля. Анна Павловна получила участок на склоне горы. Взяв с собой уже подросших ребят, она поехала вместе с ними на автобусе на свой участок. Лопату в первый раз одолжила в частном доме. Люди были исключительно доброжелательными. Они даже пришли со своими лопатами помочь обработать участок. Этот участок долго кормил семью Анны Павловны.

     Мама ездила в командировки, но для ребят в дом взяли собаку – немецкую овчарку. Пёс был уже взрослый, Он быстро прижился в доме. Очень любил детей, с нетерпением ждал их из школы. Кличка у него была красивая – Цезарь. Когда Лиза приходила из школы, он подбегал к ней и клал свои передние лапы на её плечи. Лиза не выдерживала его силы, и Алик запретил собаке это делать. Тогда он стал прыгать и старался лизнуть Лизу в губы. Она смеялась и отворачивалась от него. Она хорошо дружила с собакой, любила с ней гулять в пойме реки. Однажды мама собиралась в командировку, сходила на базар и купила килограмм хорошего мяса, оставила его на столе, а сама убежала ещё что-то купить. Возвращается, о боже! – на столе мяса нет, а Цезарь за диваном доедает купленное мясо. Анна Павловна была вне себя. Она кинула башмаком в сторону собаки и расплакалась. Ей надо было снова идти на базар и снова покупать мясо, чтобы сварить для ребят обед.

     Цезарь почувствовал свою вину и убежал на улицу. Спал он у самой двери, так что дети были защищены от неприятного вторжения. Днём Алик его закрывал в сарае, и он, весь возмущённый до глубины души, жалобно скулил и просил его выпустить на волю. Лиза вместе с Цезарем одна ездила на участок подкопать картошки. В автобусе огромный Цезарь забивался под сиденье так, что нельзя было его увидеть. Зато, когда приезжали на место, он вырывался на волю и носился как бешеный от радости. Когда приходили на место, Цезарь успокаивался, сидел и сторожил Лизу. Потом Лиза давала ему возможность побегать, а сама немного загорала, если было тепло. Потом они вместе возвращались домой.

     Послевоенные огороды спасали людей от голода. Однажды Анна Павловна приехала собрать весь урожай, а он оказался весь выкопан. Потом ей сказали, что здесь появились какие-то чужаки, заезжие люди. Они, по-видимому, и выкопали урожай. Анна Павловна погоревала, подумала и решила, что участок расположен далеко от дома, и отказалась от него. Был участок возле дома, но там картофель уже не выращивали. Он существовал больше для души.               

     Девочки любовались цветами в огороде Лизы. Анна Павловна покупала корни цветов по дорогой цене у любителя цветов, который жил в противоположном конце города в своём доме. Названия георгинов соответствовали их восхитительной красоте: «Сердце Данко» (красный), «Восторг» (лимонно-нежный), «Пламя Парижа» (огненный, с жёлтыми кончиками).

     Георгины были связаны с именем человека, который покорил сердце Анны Ивановны своей интеллигентностью. Это случилось в Кисловодске. Она отдыхала там по путёвке с Лизой. А этот человек по имени Роман Максимович, инженер по образованию, отдыхал с приёмным сыном, который был немного старше Лизы. Дети жили в частном секторе, а взрослые – в санатории. Молодые люди по тридцать пять – сорок лет прониклись друг к другу глубоким чувством. Было много общего между ними – начитанные и остроумные. Они могли часами говорить о литературе. Им было интересно друг с другом.

     И две недели пролетели, как один миг, пришлось расставаться. Уезжала Анна Павловна. В знак своей огромной любви Роман Максимович при прощании подарил роскошный букет красных георгин. Завязалась переписка. Он называл свою Музу Северной Звездой, близкой и далёкой одновременно. Он всем сердцем стремился к ней, но была семья, обязанности. И романтизм быстро развеялся, как с той так и с другой стороны. Страсть постепенно утихла, но горячий яркий след в душе их остался навсегда. А георгины как привет от любимого человека всю жизнь напоминали ей о пережитом романе.

     Лиза утром и вечером поливала цветы, и они благоухали. Огород Анны Павловны окружали душистые спиреи, по углам цвели белая сирень и жасмин. Иногда ночью кто-нибудь грубо обламывал сирень. Это доставляло немалую неприятность и Лизе, и её маме. Так поступали не свои, а кто-нибудь из заезжих гастролёров, заглянувших сюда на изумительный аромат весеннего цветения.



    


Рецензии