Татьяна Толстая

5 апреля 1982 г.
Днём завёз Каверину в Лаврушинский наш материал, и Вениамин Александрович прочитал его весьма придирчиво. Задержись у него ещё на час, имел бы возможность познакомиться с молодой прозаиней, о которой Каверин говорит с большой теплотой:
     – Внучка Алексея Толстого и Крандиевской пишет рассказы, сейчас начинает печататься. Очень талантлива... Нет-нет, ваш еженедельник в её дебюте задействован не будет – только толстые литературные журналы первого ряда.

15 – 21 мая  1984 г. /  VIII Всесоюзное совещание молодых писателей
Почти все имена участников хорошо известны, самые яркие среди дебютантов – Михаил Успенский и Татьяна Толстая (её дебют подготовлен лучше других, прав был Каверин). На подведении итогов замечательно сказал Бакланов:
     – Было время, когда руководители нашей страны цитировали писателей. Теперь – наоборот. Так пусть нынешние молодые всё поставят на свои места.
И примечательно оговорился литгенерал Георгий Мокеевич Марков:
     – Мы, писатели старшего   п о х в а л е н и я...

18 января 1990 г.
Как обычно, приход в редакцию Тани Толстой обернулся чаепитием на два часа, после  чего Хлебников,  Вигилянский и Чернов  поехали на сбор «Апреля», а я – к своему  Андрею Платонову (мне это важнее).
Уже ночью  ребята  поочерёдно позвонили – рассказали, какую свару в ЦДЛе учудил Смирнов-Осташвили со своими «памятниками»: завтра будем огрызаться.

30 марта 1990 г.
Вышел наш ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ номер «Огонька».  С замечательным «диалогом» Миши Успенского – Нины Андреевой («Аллах акбар! – Воистину акбар!»), с  оч. смешной Татьяной Толстой («Не могу молчать»), с моей «крестословицей». Телефоны звонят не переставая – сколько же людей мы повеселили! И сколько читателей  всё приняли за чистую монету: каждый пятый звонок – с вопросом к Т. Толстой: «Правда ли, что ПушкинД  был еврей?»...

12 июля 1991 г. 
Татьяна Никитична рассказывает:
     – В Штатах сыновья стали отвыкать от родного языка. И теперь, вернувшись, читают всё подряд, что русскими буквами напечатано. Едем в электричке, они крестословицу в «Огоньке» разгадывают. Алёша читает вслух:
     – «Крушение всех надежд, провал всех планов, полное поражение». Слово из шести букв, вторая – «И».
Тёма, у которого мат – разговорный язык, до потолка подпрыгнул:
     – Неужели?..
Оказалось, всё-таки ФИАСКО.

13 апреля 1998 г.
В «Старом телевизоре», откуда неделю назад выжили Лёву Новожёнова, Татьяна Толстая «на пальцах» втолковывает Диброву, что такое ТВ – лабораторная мышь рассказывает своей новой подружке: «Жить тут можно. Видишь м.удака в белом халате? – нажмёшь на кнопочку, он нам поесть даст!» Дибров смеётся – а что ему ещё делать?

8 февраля 2011 г.
Очень смешная вышла нынче «Школа злословия» – ведущие Таня и Дуня ждали компьютерного гения Касперского, а к ним в передачу заявился недалёкий техник по ремонту телевизоров.

11 ноября 2013 г. / Ещё раз о пользе дневников
Читая интервью Александра Гаврилова с писательницей Толстой, споткнулся на фразе Татьяны Никитичны:
     «...Я начала писать в декабре 1983 года. Когда умер Брежнев? В ноябре 1982-го. Значит, я начала писать в январе 1983 года».
Писательская память причудлива, а чтобы на неё не полагаться – есть дневники. Которые я и веду с юности, поскольку на свою голову никогда не рассчитывал. И день, когда впервые услышал про писательницу Татьяну Толстую, у меня оказался записан 5 апреля 1982 года: что Вениамин Александрович с минуты на минуту ждал внучку Толстого и Крандиевской  в гости,  что она пишет хорошую прозу, а я предложил поучаствовать в её дебюте, поскольку в  «ЛитРоссии»  работал с молодыми авторами. Эту дату легко проверить – тогда Каверин  подарил мне новую книгу «Ночной сторож»,  пачку которых автору только-только привезли из типографии, и у Татьяны Никитичны наверняка есть такая же, подписанная Вениамином Александровичем тем же числом. Так что пусть посмотрит точную дату и не фантазирует.

30 августа 2017 г.
Днём ко мне в Фб постучалась Татьяна Толстая – по поводу даты своего дебюта – и мы битый час пикировались на эту тему. Чего и следовало ожидать: четыре года назад в беседе с журналистом Гавриловым она сказала, что начала писать после смерти Брежнева,  где-то в январе 1983-го, и это никак не состыкуется с моим разговором о ней с Вениамином Кавериным годом раньше, а идти на попятную Татьяна Никитична не хочет. Я повторил  всё то же, что всегда говорю о своей дневниковой записи, которую не редактировал и много раз публиковал:  придумать её приход к Вениамину Александровичу я не мог, спутать Татьяну  с сестрой Натальей тоже, равно и ошибиться в дате, которая сохранена на подаренной мне классиком книжке.  Пререкание наше закончилось ничем – оба мы равно не верим в мистику и провидческий дар старенького писателя.  Толстая сказала, что её убедит лишь  мой дневник в оригинале,  и я тоже поверю только своим глазам – прочитав дарственную надпись автора на подаренной в апреле 1982 года Татьяне Никитичне  книге  «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине...», где  Каверин  наверняка пожелал молодой прозаине счастливого пути в литературе (сказала, что да, есть такая, но на какой из квартир – не помнит). Забавно всё это.


ФОТО: Татьяна Толстая / Москва, у меня дома с «Русской визой», июль 1991 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----


Рецензии