Статья о творчестве Я. Гашека
«Жизнь – не школа для обучения светским манерам», говорил Гашек читателям. Лишь не многие произведения мировой литературы могут сравниться со страницами комического эпоса чешского писателя по откровенности изображения ужасов войны и народных бедствий. Но смех Гашека – это смех бессмертного и вечно возрождающегося народа. И не случайно в его главном литературном произведении – «Похождения бравого солдата Швейка» - упоминаются «Декамерон», Дон-Кихот и Санчо Панса, добродушный великан Гаргантюа. Гротескный и вместе с тем подчеркнуто жестокий реализм этого романа, связан с традициями литературы Возрождения.
Ярослав Гашек родился в 1883 году в Праге в семье учителя. В тринадцать лет Ярослав Гашек лишился отца и два года спустя вынужден был покинуть гимназию. Мать устроила его в лавку москательных и аптекарских товаров. Цикл юморесок «В старой аптеке» и другие рассказы воссоздают картины и лица, запавшие в сознание писателя, когда он служил в костеле или был посыльным в торговой лавке. Позднее ему все же удалось получить образование. Он окончил коммерческое училище; в период пребывания там он самостоятельно изучает русский язык, увлекается литературой. Но должность банковского чиновника не увлекала его, молодого человека все время тянуло в странствия и путешествия. В юности он исходил пешком всю Австро-Венгерскую империю и соседние страны – Германию и Швейцарию. Впечатления от этих странствий и от общения с людьми в основном и дали материал для его ранних рассказов.
В январе 1901 года в газете «Нродни листы» впервые появляется подпись – «Ярослав Гашек». Однако юноше не сразу удается целиком посвятить себя труду литератора. Он некоторое время работает в одном из пражских банков. Многие его рассказы пишутся в этих стенах. Да и позже, уже став профессиональным писателем, Гашек нередко бывает вынужден искать «приработков» самых, казалось бы, неожиданных, вплоть до редактирования журнала «Мир животных» или торговли собаками.
В то время в Чехии широкое распространение получил анархизм. В 1907 году он становится редактором анархического журнала «Коммуна». Но после конфликта с одним из лидеров анархистов, который оказался агентом тайной полиции, Гашек порвал всякие отношения с этой организацией. В 1911 году ему предложили место репортера в редакции социалистической газеты «Ческе слово», где предложили место репортера городской хроники. Там он проработал недолго из-за политических разногласий.
Образ жизни Гашека был сплошной мистификацией; за маской неунывающего бродяги, завсегдатая кабачков, добровольного шута скрывалось трезвое видение мира, для которого жизнь и творчество были неразделимы. Однажды, он попал в дом умалишенных, где с врачами последовал разговор, почти в точности воспроизведенный в книге о Швейке («Сколько будет шестью семь?» – «Восемьдесят четыре», - «Почему солнце всходит в одном месте, а заходит в другом?» - Потому, что Земля не вертится»)
О его создании «партии умеренного прогресса в рамках законности» еще долго вспоминали в газетном мире. Газета «Час» («Время») писала 15 июня 1911 года: «В день выборов и вчера, во вторник, множество людей толпились перед трактиром… выступающий Я. Гашек, на многочисленных собраниях, развил программу национализации дворников», «Если вы изберете нашего кандидата, обещаем, что мы защитим вас от землетрясения в Мексике». На выборах за Гашека проголосовало немногим более двадцати человек.
Когда началась первая мировая война, у Гашека, так же как у его литературного героя, неожиданно появилось желание «служить государю императору до последнего вздоха». Это был самый бурный период в жизни Гашека. На протяжении пяти лет он оказался связанным с армейской средой, участвовал в сражениях, находился в лагерях для военнопленных, служил в трех, совершенно разных армиях. Не раз сама жизнь висела на волоске. Был случай на австро-русском фронте, когда он вернулся из ночной разведки с прострелянной фуражкой. Он остался невредим в кровопролитных боях под Соколем, в которых был убит или ранен каждый второй из участников этой битвы. В Поволжье ему довелось в течение четырех месяцев скрываться в тылу противника с риском в любую минуту быть схваченным. Был выписан ордер на его арест, что означало тогда смертный приговор. В Иркутске, уже в конце гражданской войны ему стреляли в спину, и пуля миновала его, оставив лишь отметину на шее. Дважды он перенес тиф.
Жизненного опыта Гашека хватило бы на десяток писателей. Он видел много людей, участвовал в большом количестве событий. Все это и сказалось в его основном произведении «Похождения бравого солдата Швейка», написанном в 1921-1922 годах.
Литературоведы документально доказали, что существовал реальный Йозеф Швейк (1892-1965) – пражский ремесленник, знакомство с которым, состоявшееся у Гашека еще в 1911 году, и дало импульс к созданию цикла рассказов о бравом солдате Швейке, где впервые появился этот персонаж. Но Гашек, как выяснилось, встречался со Швейком-прототипом и в России, где в 1915-1919 годах Швейк тоже находился в плену, а затем в добровольческих чехословацких частях. По воле случая он и Гашек даже зачислены были в эти части (в Киеве) с разницей всего в пять дней (июнь 1916 года), и некоторое время служили в одном полку. Новая встреча со Швейком и побудила Гашека вновь вернуться к разработке этого типажа, благодаря чему возникла повесть «Бравый солдат Швейк в плену», написанная и изданная Гашеком (в незавершенном виде) в 1917 году на Украине. Повесть в свою очередь послужила своего рода эскизом романа, план которого постепенно вызревал в его сознании и окончательно был реализован в 1921-1922 годах после возвращения писателя на родину. В повести уже наметились образы многих персонажей, мотивы и звенья сюжета, развитые и развернутые затем в комической эпопее. Более того, сами события романа о Швейке, также оставшегося незавершенным, должны были, по замыслу автора, получить продолжение в России. Швейку и героям его романа предстояли тысячи километров пути на восток. Смерть писателя, оборвавшая его жизнь в сорок лет, лишила читателей многообещающих глав. Судя по так называемому «бугульминскому» циклу рассказов, которые он писал одновременно с романом и в которых с юмором рисовал колоритные картины своей службы в Красной Армии, нас ожидало бы увлекательное и поучительное чтение. Но и в незавершенном виде роман Гашека получил широкую популярность у читателей всего мира. Особенно колоритен образ главного героя, похождения которого, вписанные в широкую картину мировой войны, представляют собой бесконечную вереницу его столкновений с официальной машиной гнета и принуждения. Швейк обладает необыкновенной способностью, особенно в общении с начальством, при полном послушании создавать профанирующие комические ситуации. В образе заложен принцип комизма, направленный и на читателя, который все время гадает и не может до конца узнать, где кончается наивность героя и начинается плутовство, где усердие, а где пародия и издевательство, под видом усердия. Читатель, если и не осознает, то внутренне чувствует в романе что-то родственное то образам умных «дураков» из фольклорной сказочной традиции, то представлению об удачном и ловком солдате, который «в воде не тонет и в огне не горит». Но Гашек шел не от фольклорных и литературных образцов, а непосредственно от живущей и в сегодняшнем сознании народной смеховой стихии.
Ярослав Гашек ушел из жизни 3 января 1923 года, не закончив работу над четвертой частью «Похождений бравого солдата Швейка». В последний путь его проводили 11-летний сын, художник Панушка и более ста человек из Липниц и окрестных сел. На средства друзей на его могиле установили памятник – раскрытую каменную книгу. Ее вытесал из липницкого гранита еще один приятель Гашека, каменотес Харамза.
Свидетельство о публикации №216120801811