Статья о творчеств Н. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – русский писатель, прозаик, драматург – родился в семье помещиков, образование получил в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, как и актерский талант, обнаружились у Гоголя в студенческие годы. После окончания гимназии он уехал в Петербург, где поступил на государственную службу, а затем стал преподавателем истории в одном из учебных заведений.
Известным имя писателя стало после выхода в свет его книг: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Эти повести были восприняты современниками как крупное событие в литературе. Известный писатель и критик в 30-х годах 19 века В.Ф.Одоевский писал об этом так: «… На сих днях вышли «Вечера на хуторе» - малороссийские народные сказки. Они, говорят, написаны молодым человеком, по имени Гоголь, в котором я предвижу большой талант». Тонко и проницательно оценил эту повесть А.С. Пушкин. Уже в первом своем отзыве, написанном под впечатлением только что прочитанной книги и опубликованном в форме открытого письма к редактору «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» Александру Воейкову, он заметил: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Несколько лет спустя, в другом своем отзыве на этот же сборник, написанном в связи с выходом в свет второго его издания, Пушкин вспоминал о впечатлении, какое вызвали повести Гоголя при своем появлении: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!»
Главное в «Вечерах» - это вдохновенное и поэтическое изображение человека. Любящие друг друга Параска и Грицько решили соединить свои судьбы. Их женитьбе пытается помешать злая и завистливая Хивря. Но любовь торжествует победу. Вдруг светлая, лирическая атмосфера «Сорочинской ярмарки» обрывается, и повесть заканчивается грустным раздумьем о быстротечности человеческой радости – «этой прекрасной и непостоянной гостьи». Неожиданный эмоциональный и психологический контраст как бы раздвигает ее границы и наполняет ее новым смыслом. Жизнь оказывается отнюдь не такой уж безоблачно прекрасной, она полна драматизма, в ней действуют страшные, жестокие силы. В этом произведении широко введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуны, черти. И нет в них ничего таинственного, мистического, потустороннего. Они у Гоголя нисколько не страшны, они смешны, они унижены. Русский человек сильнее всякой чертовщины. «Сорочинской ярмарке» созвучна по своей лирической тональности повесть «Майская ночь».
«Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - таков подзаголовок «Миргорода». Содержанием и характерными особенностями своего стиля она открывала новый этап в творческом развитии писателя.
Композиция «Миргорода» отражает широту восприятия Гоголем современной действительности и вместе с тем свидетельствует о размахе и широте его художественных исканий. Произведения, столь разнородные по содержанию и стилю, внутренне связаны между собой и в совокупности образуют единый, целостный художественный цикл.
Третий гоголевский цикл повестей, петербургский, складывался постепенно; туда вошли пять произведений: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель». Они разнообразны по своему содержанию и отчасти даже стилевой манере. Но вместе с тем они связаны между собой ясно выраженным внутренним единством. Характер героев, существенные черты поэтического своеобразия гоголевского видения мира – все это создает ощущение общности, объединяющей пять произведений в стройный художественный цикл.
Приступая к работе над поэмой-романом «Мертвые души», Гоголь писал о том, что делает что-то такое, что не под силу обычному человеку. «Это великая эпоха, великий перелом в моей жизни», - говорил он. Работа над книгой шла в Италии, где Гоголь проходил курс лечения, и расстояние обострило его восприятие России.
Гоголь назвал роман поэмой. В многочисленных лирических отступлениях, в которых появляется образ самого автора, идет речь о судьбе русских писателей, он дает определение русскому языку («живой, как жизнь»). Здесь возникает тема живой России, противостоящей «мертвым душам». Мертвые души – это не только те, кто окончил свое земное существование, не только крестьяне, которых скупает помещик Чичиков, но и сами помещики и губернские чиновники, с которыми читатель встречается на протяжении поэмы. Бессмертные типажи, созданные автором, - куда как актуальны. Начиная с искателя мертвых душ – Чичикова, чья главная отличительная черта – накопительство.
Россия невозможна без веры в ее величие и бессмертие. В поэме Гоголя все это есть. И пронизывает все произведение величавый гимн России: «… Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца! Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему…»


Рецензии