Ультиматум

                Владимир Правдин

                Ультиматум
                («Показательный урок»)

Ольга Ивановна, учительница по биологии и классный руководитель в 9а классе, после окончания университета два года тому назад, творчески восприняв все педагогические новшества, решительно взялась за воплощение своих знаний в школьном коллективе. Она, увенчанная своей молодостью, с удивлением  столкнулась как со сторонниками, так и с другими коллегами, убеждёнными в том, что практика важнее теоретических выдумок – болезни, свойственной чиновникам от педагогики. 
Сегодня Ольга Ивановна готова после длительной проработки сквозного сценария, провести показательный для себя урок на тему давно её волновавшую, и вызывавшую не только уверенность, но и сомнение в удаче. Сомнение её было связано с тем, что среди учеников её класса было два-три сложных, с кем она не всегда находила взаимопонимания, но которые претендовали на формальное лидерство в классе. Кроме того, а это было главной причиной её неуверенности – иногда она сама сомневалась в правильности её выводов и рекомендаций.

– Здравствуйте, садитесь…вспомните, что мы проходили на прошлом  занятии?
 Маша, тебе слово.
– Вы рассказывали об инстинктах,..об основном инстинкте самосохранения.
– Правильно, Маша, садись. Сегодня мы начнём, не удивляйтесь, с игры «Поле чудес».
– Ольга Ивановна, призы будут? – выкрикнуло одновременно несколько голосов.
– Конечно, будут – в виде оценок в журнале.
«Вот это клёво!», послышался голос из последних парт.
– Вначале вам предлагается разгадать слово из десяти букв, с загадочным видом произнесла Ольга Ивановна, нарисовав на доске аббревиатуру: - - - - - - - - -
– Вот, послушайте: Это слово используется в процессе общения, в диалоге между двумя взаимодействующими сторонами: субъект-субъект, сообщество-сообщество, субъект-сообщество; одна сторона перечисляет перечень условий
определённых действий другой стороной, и предупреждений – угроз в случае  неисполнения этих  действий. При невыполнении указанных условий у другой стороны могут возникнуть большие неприятности.
Понятие этого слова, состоящее из двух частей, формирует типичный порядок слов по схеме: если …(условия)…то …(результат выполнения или не выполнения условий).
– Кто первый? Начнём с первой парты – вот ты, Первушин.
– Буква А, – сказал, не задумываясь, Первушин, вихрастый юноша.
– Нет такой буквы, кто следующий?
– М… М, нетерпеливо заявила смуглолицая соседка Первушина.
– Есть такая буква, - и на доске появилось новое изображение: - - - - - м - - - м.
– Кто следующий?
– «Буква У», - послышался голос с последней парты.
На доске появилось обновление: У- - - -М - - - М.
Атмосфера класса заполнилась невероятным гвалтом, и через минуту услышали громкий, но  спокойный, уверенный голос: « Я знаю слово, можно?».
Юноша с третьей парты, у окна, повторил: «Я знаю слово – УЛЬТИМАТУМ».   
– Правильно, Володя, получай пять в журнале и дневнике.
Теперь, друзья, перейдём к главному – порассуждаем о смысле слова ультиматум иностранного происхождения лат. ultimatum — доведённое до конца, и его использование  в повседневной жизни.
Попробуйте вспомнить свою жизненную ситуацию, логически связанную с формальной формулировкой слова «ультиматум». Ну, ну, вспоминайте…
– Вспомнила,  – негромко воскликнула девушка с третьей парты с рыжими короткими косичками, смешно торчащими в разные стороны.
Когда я была маленькой, бабушка говорила: если съешь всю кашу, тогда получишь свою конфету. Манную кашу я терпеть не могла, но ради конфетки
съедала противную манную кашу.
– Лена, – молодчина. Кто еще вспомнит случай из своей жизни, в связи со словом  ультиматум?
Вот, блин, ё-моё, не могу припомнить, прозвучал чей-то голос с задних парт.
– Саша, если хоть раз услышу от тебя такие, почти нецензурные слова - паразиты, буду говорить с твоими родителями. Кстати – это еще один пример применения ультиматума.
– Ольга Ивановна, – неуверенно спросила девушка, до этого перешептывающаяся со своей соседкой по парте: «если бы мой брат набрал необходимое количество баллов при  поступлении в институт, то прошел бы по конкурсу; это тоже пример ультиматума?
– Конечно, Лена, это типичный случай применения принципа ультиматума.
Более того, любое голосование сопровождается, по сути, применением принципа ультиматума.
– Ольга Ивановна, можно мне?
– Конечно, Женя, говори.
– Моя бабушка перестала верить целительным свойствам таблеток, и заодно
своему врачу, прописавшему ей постоянно принимать эти таблетки.
Бабушка попросила меня купить это лекарство. Я купила, и вот что напечатано в инструкции, я прочту раздел побочных эффектов.
 Побочные действия
Со стороны водно-электролитного баланса: задержка в организме натрия и жидкости, гипокалиемия, гипокалиемический алкалоз, повышение АД, недостаточность кровообращения.
Со стороны костно-мышечной системы: мышечная слабость, стероидная миопатия, потеря мышечной массы, остеопороз,
Со стороны пищеварительной системы: стероидная язва с возможным прободением и кровотечением, панкреатит, метеоризм, язвенный эзофагит, нарушение пищеварения, тошнота, повышенный аппетит.
Дерматологические реакции: атрофия кожи, стрии, угри, замедленное заживление ран, истончение кожи, петехии, гематомы, эритема, повышенное потоотделение, аллергический дерматит, крапивница, ангионевротический отек.
Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: повышение внутричерепного давления с синдромом застойного соска зрительного нерва (возникает чаще всего у детей, после слишком быстрого снижения дозы, симптомы – головная боль, ухудшение остроты зрения, двоение в глазах); судороги, головокружение, головная боль, нарушения сна.
Со стороны органа зрения: задняя субкапсулярная катаракта, увеличение внутриглазного давления, глаукома, экзофтальм.
Со стороны психической сферы: чаще всего проявляются в течение первых 2 недель терапии, симптомы могут имитировать шизофрению, мании, делириозный синдром; наиболее подвержены развитию психических нарушений женщины и пациенты с системной красной волчанкой.
Прочие: анафилактические реакции, реакции гиперчувствительности; облитерирующий артериит, увеличение массы тела, обмороки.
  Ольга Ивановна, получается, что если принимать такие таблетки, то будут неприятности, возникнут проблемы со здоровьем. Ведь так? Такой случай тоже можно отнести к ультиматуму?  по схеме если…то…
– Хороший пример привела, Женя,. да, по сути – это тоже ультиматум: одна сторона – производитель лекарства, другая сторона – пользователь этого лекарства – в данном случае твоя бабушка.   
  Тише, тише, что там за шум?
На «камчатке» возник спор: школьница, одетая в опрятную школьную форму в доказательном тоне обращалась к своему соседу: – Серёжа, тебе ультиматум:  если будешь продолжать курить, то тебя ожидает туберкулёз – ясно?
– Ольга Ивановна, правильно я говорю?
– Правильно, Субботина, правильно; в данном случае ультиматум «предъявляет»
природа. Природа «выставляет» условия, требования к «поведению» человека, и угрозу возмездия, если требования не выполняются.
  Ольга Ивановна обратила внимание на юношу, молча стоящего у  первой парты  с копной светлой шевелюры. Это был Козырёв Серёжа, лучший математик в классе.
– Серёжа, ты хочешь что-то сказать? Говори смелее, мы тебя слушаем.
– Ольга Ивановна,– неуверенно начал математик. Многие теоремы имеют такой же характерный порядок слов, как порядок слов, как вы говорили, в ультиматуме: если…(условия)…то. Например, теорема о свойствах треугольников формулируется так: «Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам  другого треугольника, то такие треугольники подобны».
– Молодец, Сергей, формальная аналогия ситуаций, выраженная в характерном порядке слов, помогает открыть закономерность.
– Теперь друзья, попробуем обобщить ваши примеры ультиматумов в общении людей.  В природе также отмечаются своеобразные ультиматумы, например: если дождей не будет, то и урожая тоже не будет.

  Я дополню ваши случаи применения ультиматума историческими событиями.
   Первый случай: 1552год, 1октября – ультиматум Ивана Грозного казанцам о сдаче города, начало штурма, разрушение стен Казани, ибо требование ультиматума не было выполнено.
– Приведу второй случай  применения ультиматума в историческом конфликте.
Министр иностранных дел Великобритании 8 мая 1923г. Керзон предъявлял СССР
 обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и потребовал в
десятидневный срок выполнения следующих условий:
• прекращения антибританской подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах;
• прекращения религиозных преследований в Советском Союзе;
• освобождения английских рыболовных траулеров, задержанных за ловлю рыбы в советских территориальных водах Баренцева моря.
  Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В. Воровского.
Как вы знаете из истории, Россия не выполнила условия Англии, то есть ультиматум Керзона не был выполнен, и не достиг своей цели.
В настоящее время в международных конфликтах широко используются ультиматумы, предъявляемые России со стороны запада, Евросоюза и США. Россия в ответ на санкции принимает ответные меры экономического, политического, идеологического характера, в том числе, по сути, тоже ультиматумы.
  Под свой день рождения 07.10.2016г президент Российской федерации Путин тоже предъявил заранее не выполнимый ультиматум  США: компенсировать потери от санкций против России, вести дружественную политику по отношению к России.
  Как вы убедились, ультиматумы применяются не только в политике, между враждующих сторон, но и в быту. Случается, что люди и в частной жизни ставят друг другу бескомпромиссные требования. Но такой способ поведения плохо влияет на взаимоотношения и, в конце концов, может привести к разрыву близости людей.   
 Считается, что выставляют ультиматумы только лица, жаждущие власти, а не любви и согласия. Но психологи говорят, что бывают случаи, когда семейные ультиматумы необходимы. Значение этого слова – «довести нечто до конца» - не всегда бывает негативным. Если для вас нечто действительно важно – настолько, что вы уже не можете жертвовать этим ради сохранения мира, тогда ставьте свои требования. Домашнее насилие, наркотики или пьянство – это только несколько примеров, когда ультиматум вполне приемлем. Иначе ваша жизнь может сделаться уж совершенно невыносимой.
  Как видите, мы живём в мире ультиматумов, открытых и скрытых, среди врагов и близких людей. Как же поступать тому, кому предъявлен ультиматум? Необходимо принять решение одно из двух – выполнять или не выполнять требования ультиматума. Далеко не всегда удаётся предвидеть и произвести точный расчет результатов столкновения интересов сторон. Подчас только инстинкт самосохранения подсказывает оптимальное решение с вероятностной оценкой рисков противоборствующих сторон с применением математических методов из теории игр. Такова СЕ-ЛЯ-ВИ.

  Чтобы всесторонне понять проблему, связанную с ультиматумом, обратимся
к официальной трактовке из самого обширного словаря Википедии.
Ультима;тум (лат. ultimatum — доведённое до конца) — требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения. Ультиматум является демонстрацией нежелания какого-либо рода переговоров.
Ультиматумы применяются прежде всего в политике и порой предшествуют объявлению войны. Иногда ультиматумы встречаются и в других жизненных областях, например, в личной жизни или в экономике. С этической точки зрения ультиматумы в наше время оцениваются скорее отрицательно, особенно если они связаны с шантажом. Тем не менее, в определённых политических ситуациях ультиматумы способны предотвратить большее зло.
Однако если речь идет о самообороне или какой-либо иной ситуации законного ведения войны, то и предупреждение в жесткой форме тоже не является нелегальным.

  Выдержав небольшую паузу подобно артисту, окончившему исполнение своей роли или музыкального произведения, Ольга Ивановна обратилась к классу:
 – Вы вкратце ознакомились с новым для вас важным понятием УЛЬТИМАТУМ. Теперь я готова выслушать ваши вопросы, чтобы ответить на них.
 В среднем ряду встала девушка, худенькая с бледным лицом, и тихим высоким тенорком спросила:
– Ольга Ивановна, если в каждом ультиматуме есть угроза, зло, нельзя ли запретить выставлять ультиматумы вообще, и издать закон, запрещающий ультиматумы?
– Дорогая Настя, существуют законы юридические, создаваемые людьми, такие законы можно отменять, но  объективные законы природы, не зависящие от воли человека, которые можно только открывать, и неукоснительно следовать им во избежание неприятностей.
Хартия Организации Объединённых Наций услышала твой тихий справедливый голосок и запрещает угрозу как силы, так и её применения. Однако если речь идет о самообороне или какой-либо иной ситуации законного ведения войны, то и предупреждение в жесткой форме тоже не является нелегальным.

  Есть еще вопросы? – спросила Ольга Ивановна, и через минуту продолжала, –
 вы узнали о возможном вреде и пользе ультиматума, о его противоречивом воздействии на отношения между людьми, и государствами. В чем  причина бесконечных войн, конфликтов на планете на протяжении веков существования земного человечества?
  Не приходит ли вам в голову мысль, ученики 9а класса, что поведение человека определяется его сознанием, вернее осознанием им объективной реальности? Приходит, приходит, … послышалось несколько голосов, и как показалось Ольге Ивановне, по интонации – несерьёзных, прикольных, как говорится на молодёжном жаргоне.
– Давайте для примера, обсудим возможное поведение двух учеников вашего класса в процессе общения, например, спора, возможно, начинающегося конфликта. Такое общение может служить типовой моделью – случайной выборкой из множества пар земного человечества. Согласны?
– Круто! – воскликнул Серёжа – а это можно?
– С точки зрения математической статистики такое моделирование вполне корректно при условии откровенности, искренности участников эксперимента.
      Атмосфера класса заполнилась гулом, схожим с шумом потревоженного  пчелиного улья. Ольга Ивановна не стала призывать класс к тишине, а почувствовала некое волнение, вызванное волнением своих учеников.
 
– Вы не станете со мной спорить, если скажу, что в каждом человеке наряду с положительными свойствами,  уживаются недостатки, пороки. К сожалению, такова двойственная природа человека. Во всей своей совокупности эти недостатки приводят к конфликтам, непониманию сторон, и часто сопровождаются ультиматумами, угрозами, криминалом.
Давайте вместе, всем классом найдём слова – названия этим источникам несчастий человеческого общества.
  И снова класс зашумел, послышались голоса: «Сказки, сказки!», «Таких слов нет!»
«Надоело, скоро звонок?», «Жрать охота».
– Ольга Ивановна, это Сало проголодался, ему всегда трёх вторых мало, – заявил Саша.
Ольга Ивановна вспомнила, что однажды случайно услышала «Сало», это кличка Симакова Коли – полного, небольшого роста ученика.
– Сам тупой! – мгновенно парировал гневно Сало. Сам-то известный хвастун, твердишь, что подтягиваешься сорок раз на турнике.
– Внимание, внимание. Сами же и назвали эти слова: первое слово – ОБЖОРТСВО, ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ, второе слово – ТЩЕСЛАВИЕ, искание почестей.
С этими словами Ольга Ивановна подошла к доске и крупными, печатными буквами написала столбиком слова: 1 ОБЖОРСТВО, ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ.
                2 ГНЕВ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, ОТМЩЕНИЕ
                3 ТЩЕСЛАВИЕ, ХВАСТОВСТВО, ЛЮБОВЬ
                К ОДЕЖДЕ, РОСКОШИ.
– Ольга Ивановна, почему во всех сказках, и не только в сказках, богатые люди, богачи обычно считаются плохими людьми?
– Таня, думаю, что не само богатство считается нежелательным, а сопутствующее плохое поведение таких людей: излишняя любовь к деньгам, желание обогатиться любыми средствами; эта особенность людей называется СРЕБРОЛЮБИЕ.
После этого Ольга Ивановна приписала к трём позициям четвёртое слово  4СРЕБРОЛЮБИЕ.
  Ольга Ивановна осмотрела беглым взглядом класс, всматриваясь в лица  учеников, воспроизводила в памяти особенности каждого из них. Она обратила внимание на Алёну, худенькую, скромную ученицу – Алёну, вечно о чем-то думающую. Алёна, понурив голову, сидела с пространным взором.
– Алёна,  что тебя волнует, спросила Ольга Ивановна, близко склонившись над девочкой.
– Ничего, я получила две двойки, мама ругаться будет.
– Да она всегда такая, комментировал сосед Алёны.
– Зато ты самый хороший, без недостатков, гордишься собой, – осталась не в долгу Алёна. 
– Игорь, постыдился бы обижать девушку, гордыня, будь великодушен, держи марку мужчины! Вспомни, пожалуйста, мою беседу на прошлой неделе, на классном часе, слова из Евангелия, Матфей, глава седьмая:
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?». А ты, Алёна и не думай печалиться, скорбеть, малодушничать; поверь в свои силы, надо просто усерднее выучить разделы, по которым получила двойки, и расстанешься с двойками.
Ольга Ивановна сразу же дополнила на доске список слов:
5 ПЕЧАЛЬ, ОГОРЧЕНИЕ, ТОСКА, ОТСЕЧЕНИЕ НАДЕЖДЫ.
6 ГОРДОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ, ПРЕДПОЧТЕНИЕ СЕБЯ ВСЕМ.

– Теперь послушайте меня, проведём викторину, хорошо?
– А, призы будут?
– Награды будут в виде само - удовлетворения.
 – Слушайте, слушайте: Каким обобщающим словом, своим чувствам  вы назовёте душевное состояние, когда испытываете леность ко всякому полезному делу, нерадение, отчаяние, когда ваше численное решение задачки не сходится с ответом, приведенным в конце книги?
Послышались разные голоса: «Угнетение, плохое настроение, желание забросить подальше в угол учебник, уйти во двор поиграть в футбол с друзьями, пойти отдохнуть к подруге, позвонить по мобильнику Серёже, спросить у него ответ».
– Что ж, так и должно быть, у всех у вас разные характеры. Остановимся на слове
7 УНЫНИЕ, ЛЕННОСТЬ, НЕРАДЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ.

– Осталось последнее, восьмое слово, я сама скажу его вам без вашей помощи:
8 ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, думаю вам известно значение этого слова, – нарушение супружеской верности.

  Ольга Ивановна решительно подошла к доске и заполнила весь список слов, отражающий негативную сущность человека.
1 ОБЖОРСТВО, ЧРЕВООБЪЕДАНИЕ.
2 ГНЕВ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, ОТМЩЕНИЕ.
3 ТЩЕСЛАВИЕ, ХВАСТОВСТВО, ЛЮБОВЬ
   К ОДЕЖДЕ, РОСКОШИ.
4 СРЕБРОЛЮБИЕ.
5 ПЕЧАЛЬ, ОГОРЧЕНИЕ, ТОСКА, ОТСЕЧЕНИЕ НАДЕЖДЫ.
6 ГОРДОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ, ПРЕДПОЧТЕНИЕ СЕБЯ ВСЕМ.
7 УНЫНИЕ, ЛЕННОСТЬ, НЕРАДЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ
8 ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.

Ольга Ивановна посмотрела внимательно на все восемь пунктов, повернулась лицом к  классу, и как бы про себя произнесла: «нам помог наш коллективный разум создать такой ключ к спасению, теперь знаем наших врагов, это главное».    

– Русский святитель Игнатий Брянчанинов, монах, живший в  первой половине девятнадцатого столетия, выделил эти восемь главных страстей, принятых в православии. (Впервые классификацию грехов ввел святитель Григорий Великий в 590 году) Страсть, это зло – нарушение внутренней гармонии, которому подвергается человек. Слово страсть греческого происхождения означает страдать. Страсти по учению Брянчанинова являются не врождёнными, а внешними по отношению к человеческой природе, возникшими в результате его падения, то есть, приобретёнными. Человек должен поднимать уровень своего сознания, силой воли подавлять страсти и постоянно бороться с ними.

– Ольга Ивановна, можно мне?
– Конечно, Игорь, говори, – несколько настороженно произнесла Ольга Ивановна, в ожидании проблем, связанных с этим учеником.
– Ольга Ивановна, я не верю монахам, какой бы национальности они ни были. Мой папа говорит, что люди, не верующие монахам, а их не так мало, не защищены в нашем государстве и пребывают в одиночестве, и этим не равноправием нарушаются права человека. Люди, верующие монахам хоть и защищены государством, но, чувствуя разобщенность, тоже составляют отделённую часть общества. Поэтому всё общество ослабляется этим разделением.
Класс замер в ожидании ответа учительницы.
– Игорь, недостаток, который ты усматриваешь, напротив, является преимуществом, достоинством: свобода вероисповедания подтверждается конституцией нашего государства. Кроме того, юридическое равноправие дополняется официальным призывом властей взаимно уважать людей, исповедующих иную конфессию.
  Ольга Ивановна почувствовала скрытое одобрение класса своего ответа; выдержав небольшую паузу, продолжала:
– Наш, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в краткой поэтической форме выразил содержание и смысл двойственности человеческой природы, о которой мы говорили на этом уроке. Вот отрывок из этого поэтического шедевра:
   
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи, сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, согрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

– Здорово! теперь всё понятно, – услышала Ольга Ивановна чей-то голос, это не важно, чей, главное, она почувствовала внутреннее удовлетворение от урока в целом.
– А мне непонятно, – негромким, но уверенным тоном в голосе произнёс Аркаша, юноша, у которого по физике одни пятёрки, весь урок сохранявший молчание, но его услышали все. Черная челка почти закрывала его упрямый взгляд.
– Ты что, дебил что-ли, ведь всё ж ежу понятно, – возмущенно возразил кто-то.
– Выскажись, Дубаев, все мы с интересом выслушаем тебя, – минуту помолчав, сказала Ольга Ивановна.
– Ольга Ивановна, вы раньше говорили, что у человека, с точки зрения физиологии нет ничего лишнего, всё гармонично, и то полезное, что  появляется в процессе эволюции, надёжно сохраняется, и передаётся потомству. Скажите, так?
– Правильно, Дубаев, и что же отсюда следует?
– Так почему же зло, негармоничность в человеческой сущности, заключенное в этих словах, с годами не уменьшается, а растёт? почему? где спасение?

– Дорогие ребята, – собравшись с мыслями, Ольга Ивановна уверенно начала: – чтобы понять что - либо, надо изучить с самого начала, как говорят Ab ovo, в буквальном переводе – «с яйца». История неоспоримо подтверждает, что с незапамятных времён, всегда, при всех цивилизациях (По утверждению английского историка их было на нашей планете 21, они рождаются и неизбежно гибнут) были войны, менялся лишь вид оружия, постоянно совершенствуясь, если так можно выразиться: от кулаков, дубинок, метательного, холодного оружия, огнестрельного, артиллерийского,  ракетного,  атомного, химического, лазерного, до оружия массового поражения – атомного. Кто был заказчиком, кто исполнителем этих войн? Те же самые люди, живущие страстями, названия которых написаны на доске; третьего не дано. Курок взведён, остаётся легким движением нажать на спусковой крючок, и жизнь на планете прекратиться.
   Чтобы остановить эту гонку в пропасть требуется  Великий переход в Сознании людей с определённого уровня на следующий уровень. Этот подъём собственного сознания каждого человека опасен сомнениями, неверием.
  Я прошу вас подумать о проблемах, которые мы с вами обсуждали на этом уроке, они касаются всех нас; на следующем уроке мы, непременно, их  обсудим. 

Зазвенел звонок на перемену.
 – Урок окончен, до свидания. Саша, я давно не встречалась с твоей мамой. Попроси её позвонить мне по сотовому, хорошо?
 


Рецензии