Из истории идей

Давным -давно на берегу  моря встретились богач и мудрец. Богач был невысок, толст, одет в пурпурную тогу, на руках блестело золото, взгляд был пресыщенным и скучным. Мудрец был высок, худ и волосат, тога была поношенная, в руках он держал лиру. Он нехотя встретился глазами с богачом, кивнул ему, как подобает мужу достойному и зрелому, но отвел взгляд и хотел пройти мимо.
Но богач окликнут его:
- Постой, мудрейший из живущих на этом берегу! Окажи мне милость, разъясни: отчего это ты такой мудрый и такой бедный? Разве ты не хочешь иметь все, что можно купить за деньги? Разве ты не хочешь много денег? Разве тебе чужды телесные и душевные радости, которые мне по карману?
Мудрец покачал головой и двинулся дальше, не отвечая.
- Ты не хочешь говорить со мной? Ты так горд собой, что даже не считаешь нужным ответить мне?
Мудрец остановился и повернулся к богачу.
- Я отвечу тебе.
Он подошел к богачу и протянул ему свою лиру.
- Возьми ее.
Богач неловко взял из рук мудреца лиру и вопросительно посмотрел на него.
- Возьми свой самый любимый аккорд, - попросил мудрец.
- Но у меня нет любимого аккорда. Я вообще не умею играть. У меня есть рабы, которые играют как боги.
- И ты им платишь, как богам?
-Нет, конечно, я их кормлю и даю им кров, они играют мне, потому что я им приказываю.  Они рабы.
- Тебе, чтобы послушать божественную музыку, надо обратиться к рабам. А я сам играю прямо для богов, и они благосклонны ко мне. Они дарят мне свою благодать, а это больше, чем деньги. И рабы мне тоже не нужны.
-Ты лукавишь, мудрец. Разве твоя мудрость должна ходить в рубище? Разве твой дом полон роскоши? Разве твои наложницы так же хороши, как мои?
- Твои лучше. Но они плачут. А мои смеются. Они получают от меня неизмеримо больше, чем от тебя. Они счастливы. И я с ними. А твои горюют. И ты с ними.
Богач насупился. Помолчав, он сказал:
-Ты прав, мудрец. Но правда твоя не греет, не кормит и не защищает. У меня целое войско наемников, у меня поля, виноградники и домашний скот. У меня дворцы и виллы по всему побережью. И меня ценят сограждане. Я нужен полису. На таких, как я, держится вся наша жизнь. Когда меня не станет, мое состояние станет достоянием последующих поколений. А ты мудр, но твоя мудрость живет в тебе, и с тобой умрет.
- Мудрость человека – лишь отблеск божественного Логоса, который правит Космосом. Они вечны, и со временем только возрастают. А ты не хотел бы быть мудрецом?
- Куда нам, простакам! Мы и так проживем.
- Мудрость  больше, чем богатство. Если я захочу, буду таким же богатым, как и ты.
- Ха, скажешь тоже!  Твоя мудрость на это не способна!
- Давай поспорим! Через год я сравняюсь с тобой богатством.
- Давай! Если ты разбогатеешь, отдам тебе самую красивую наложницу и полную амфору моего лучшего вина.
И они разошлись в разные стороны.
Богач был хитрым человеком, он приказал следить за мудрецом. Шпионы донесли богачу, что мудрец арендовал маслодавильню недалеко от оливковой рощи. Он быстро скупил все остальные давильни и на будущий год, когда выдался щедрый урожай оливок, богач стал хозяином всего масла на побережье и разбогател еще больше.


Рецензии