Шоптуром по Финляндии

 «Мы едем в шоп-тур!» - «Зачем?» - «Ты что, никогда не ездила в шоп-тур?» - «Нет» - «Тогда точно едем в шоп-тур!» - «Куда мы едем?» - «В Финляндию. На сутки!»

Вот с такого простого и на вид безобидного диалога и началось мое знакомство со сложившейся уже традицией заграничного шопинга, втиснутого во временной предел суток. Если это и можно охарактеризовать одним выражением, то единственно подходящее: «полный бред».
Всем известно, что уже много лет петербуржцы садятся кто в уютные авто, кто в комфортабельный автобус и едут в дали финские за товарами диковинными, иноземными.
Ничего не скажу про авто-шоп-туры, могу поделиться впечатлениями от автобусного тура Петербург-Лаперанта-Петербург, занявший семнадцать часов моей жизни.
То, как началась поездка, уже не предвещало ничего хорошего. Подъем состоялся в 4:4. В 5:30 будущие шоп-туристы выползли на улицу в пургу и мороз, окруженные лишь сугробами и тишиною  спящего города. В 6:15 прибыли на Октябрьскую набережную, от которой обычно начинается отправка автобусов. Здесь, надо признаться, жизнь уже кипела. Люди сновали от машины к машине, рассматривая номера, выкрикивая имена своих гидов и названия турфирм. Автобус свой мы нашли относительно быстро. Гид с обворожительной улыбкой подлетела к нам, приняла как родная мать и была невозможно мила, настолько, что я даже забеспокоилась. Вежливость и предупредительность, тем более желание угождать людям, совсем не входят в мое представление о российском сервисе. Мои опасения подтвердились спустя каких-нибудь четверть часа, когда выяснилось, что двое из группы опаздывают. Эти люди должны были подсесть в поселке Нагорское и то ли с недосыпа они перепутали место, то ли водитель остановился не там, но факт был на лицо: автобус стоит, туристов нет. Гид, мило улыбаясь, начала набирать их номер телефона, ворковать о том, куда им надо бежать и уточнила, что не просто бежать, а БЕЖАТЬ! Тут же обратилась к остальным: ну что, ждем или едем? Автобус ответил "ждем". Недоразумение быстро забылось, но осадок остался. Как на грех, от холода ли, или просто по закону всего нелепого в нашей жизни, я начала понимать, что мне немедленно нужно посетить туалет. Поинтересовавшись, как устроены автобусы на этот счет, я выяснила, что "он" есть, но "его" как бы нет. То есть он есть "вообще", но "они" все равно не дадут. Набрав в легкие побольше воздуха и стараясь думать о прекрасном, я попыталась дождаться границы. Но не тут то было. Тихо сходя с ума (кому такое не знакомо!), я жалобным тоном попросила нашего гида о помощи. Мило улыбнувшись, Таня (так звали чаровницу) пропела что-то про границу, про потерпеть и про что-то еще, что уже не имело никакого значения, так как я поняла, что адовы муки будут продолжены еще неопределенное время. Тогда я решила блефовать. Улыбнувшись Тане так же мило, как и она, я сообщила ей, что беременна, и что мол, она и сама, небось, знает, как это бывает, так что если у нее на борту что  произойдет, то в этом будет виновата только она, а именно  - ее жестокосердие и жадность. И каково же было мое удивление, когда я снова услышала про "потерпеть" и так далее. Я вернулась на место, проклиная тот час, когда дала согласие на всю эту шоптурную авантюру. Таня же стала тихонечко подходить к каждому и что-то доверительно нашептывать. Да, конечно же, вы догадались! Речь шла о блоке сигарет. Общепринятая практика таких поездок. Вы провозите блок сигарет (на таможне, если спросят, говорите, что курите с пелёнок, и блока вам еле хватит на те немногие часы, что вы собираетесь провести в магазинах Финляндии), а вам за вашу доброту кидают три евро. Вам долго втирают про то, что все абсолютно законно и что лишние деньги вам всяко не помешают. Доходит очередь шептать и нам в уши. И тут становится очевидно, что если отказаться от статуса заядлого курильщика, то тебя не то, что в биотуалет не пустят, тебя и в кусты могут не выпустить. Согласие получено.  Внезапно к Тане возвращается человечность, оказывается, мы уже почти у границы и у меня есть шанс. А именно какое-то русское кафе на погранзоне. Таня ведет инструктаж: быстро, не оборачиваясь по сторонам надо войти в кафе и пройти в туалет, быстро все сделать и быстро, видимо тоже не оборачиваясь бежать назад в автобус. А главное:ВЗЯТЬ С СОБОЙ ПАСПОРТ! Меня начинает так трясти, что я уже ничего не хочу. Отступать, однако, уже некуда: прямо передо мной русское кафе, в руке паспорт, в голове поток нецензурной лексики. Стараюсь следовать инструкции, то есть все делать быстро. И вот, когда я сажусь на свое место в автобусе, и думаю, что может все не так уж плохо, гид-Таня, берет микрофон и вещает в него следующее: "Вот из-за таких вот ситуаций мы и будем стоять на границе". Молчаливым укором отозвалось эхо. А в  мое сознание вновь ворвался  поток нецензурщины.
На границе действительно пришлось стоять. Единственное, в чем я сомневалась, это что 3 минуты стоили 5ти часов стояния в очереди для прохождения таможни. Оказалось, что я не так уж глупа, потому что взяла с собою в шоп-тур не что-нибудь, а прости господи, книгу. Какое-то время это помогало, затем перестало. Прослушивания финского радио тоже хватило не надолго, народ ел бутерброды, выходил на мороз, пытался общаться, а потом замолчал. Происходила обычная вещь, когда рекламную паузу растягивают до гигантских размеров, мы перестаем помнить, а что, собственно, мы сейчас смотрим? На русской таможне мы были только в половине второго.Финскую таможню прошли в два часа. Гид Таня, как только мы оказались на финской границе, стала рассказывать страшилки из разряда "однажды, в черном-черном городе, был черный-черный..." Она призвала нас отбросить шутки в сторону, ни в коем случае не улыбаться, молчать, отвечать кратко и по-существу. "Они нас прослушивают, они все слышат..." Наши блоки сигарет Таня предложила называть "коробочками". После чего нам страшно захотелось от них избавиться. Финская таможня встретила нас приветливыми лицами служащих. "Paivaa!" - сказал  молодой человек, принимая мой паспорт. Я хотела было уж ответить "Hyva paivaa", но вовремя одумалась и ограничилась кивком головы. Правила безопасности не помешают.
И вот, нас выгружают у магазина "Lidl". На счастье есть у нас  с тобой два часа - так кажется, поется в трогательной песенке группы «Непара». У нас не было даже двух. 14:30-15:20. За это время: "Lidl" и "Robin Good". И не в чем себе не отказывайте! Я не помню, что мы купили. Помню, что было холодно и хотелось есть. А потом автобус отвез нас в центр. Здесь времени было больше. Ровно в 17 часов автобус должен был забрать нас  в Торговый комплекс "Laplandia".
Центр города встретил нас аккуратными провинциальными улочками, маленькими уютными магазинчиками. Дух противоречия взыграл во мне, и я попыталась убедить своего спутника отказаться от идеи скупки нужных и полезных товаров, а прогуляться по городку, зайти в уютное кафе, где и дождаться 17 часов, чтобы с новыми силами вломиться в торговый центр, скупая все на своем пути. Мне было твердо отказано и велено идти и покупать хоть что-нибудь! Сказано - сделано. Я вошла в магазин обуви.
Резкий звук сигнала остановил меня. Ко мне подскочила продавщица и начала щебетать что-то. "Я ничего не сделала, я просто вошла в ваш магазин" - "О, конечно, конечно, я просто хочу вам помочь". На помощь тут же подоспели еще две дамы, которые стали меня допрашивать, что лежит в моей сумке такого, что  заставляет срабатывать систему контроля. И вы не поверите, оказалось, что это моя книга! Штрих-код на ней не был полностью оторван, и сколько я не ездила с ней по питерским магазинам, все было в порядке. И вдруг, именно в Финляндии, она решила устроить мне несколько веселых минут. Переведя дыхание, я стала рассматривать обувь. Туфли были отвратительные. Чудеса, видимо, продолжались, потому что неожиданно над ухом у меня прозвучал голос: "Что это за обуфь, слушай а? Кто эту обуфь дэлал-а? Как такое вообще можно надэть на жэнщину?" Медленно, чтобы понять, не сошла ли я с ума, я поворачиваю голову. Передо мной стоит возмущенный кавказский мужчина и вертит в руках добротную финскую туфлю. Я сжимаю кулак, слегка потрясываю им (согласна, с тобою, дружище) и иду к выходу.
Тут же на меня обрушивается возмущенный возглас, взывающий к моей совести: почему я ничего не купила? И почти под конвоем меня ведут в магазин игрушек, раз не себе, то хоть ребенку-то выбери что-нибудь.
Здесь проблем не возникло. Я быстро справилась с задачей. Никаких эксцессов более не произошло, напротив, мы с умилением смотрели, как маленькая финская девочка лет шести, покупала себе игрушку, достав кучу мелких монеток из своей копилки.
Я была довольна. Конечно, мы не успевали в кафе, но хоть что-то я купила. Автобус подошел строго по расписанию, впереди нас ждала " Laplandia". И тут мой спутник поинтересовался, а где покупки? Оказалось, что все свои покупки я оставила в торговом центре. А вместе с ними и варежки, которые когда-то мне подарила мама. Они были мне очень дороги, потому что мамы давно нет, и, каждый раз, когда я их надеваю, я чувствую частичку той заботы и любви, которых мне так не хватает уже много лет. По всей видимости, это и стало последней каплей. Подъем в четыре утра, пятичасовое стояние на границе, обувное происшествие и тот факт, что я плохая мать, раз единственное, что я обещала привезти ребенку и успешно нашла и купила, я умудрилась тут же оставить, отойдя два-три метра от кассы! И варежки, мамин подарок! Слезы хлынули ручьем. Их было не остановить. Минут через пять я уже и сама не понимала, почему я так сильно реву и от этого продолжала реветь еще сильней. И....."Посмотри сюда... это я виноват..." в секретном кармане рюкзака лежал мой пакет с подарками ребенку и мамиными варежками. Я сидела и думала, если я сейчас засмеюсь, это будет уже слишком для окружающих? Они сразу высадят меня из автобуса, или дадут еще один шанс?
И вот, снова Торговый центр. "Laplandia" оказывается небольшим универсамчиком, не дотягивающим до размеров нашей "Ленты". На всё - сорок минут. Народ бегает между рядами и со знанием дела ссыпает себе в тележку конфеты, чай, кофе, оливковое масло. А у меня, как назло, проблемы с устным счётом. Пока я перевожу евро в рубли, время неумолимо бежит дальше и на экстренную закупку времени остается все меньше. Я зависаю перед милыми безрукавками нежно розового цвета. Пускаю в ход навыки устного счета, параллельно размышляя, нужна ли дочке такая вещь, удобно ли ей будет ходить в такой безрукавке  в садик...Тут к безрукавкам подскакивают две тетки, сметают три штуки себе в корзинку, и, как бы между делом, делают мне замечание: "Девушка, времени мало, вы бы побыстрее шевелились, а то вообще ничего не купите!" - "Вы знаете, я просто долго думаю обычно..." - " А не надо думать! надо брать!" И тётки убежали брать дальше. Я глубоко вздохнула, итак, надо "брать". Беру. Бегу дальше. Туда, где скупают чай.
На кассы уже почти не хватает времени. Очередь почти не двигается. Что делать, совершенно не понятно. Водитель грозился уехать без нас. Сзади я слышу жуткие рассказы о том, как "одних знакомых вот так и оставили". И мне вдруг становится все равно, оплачу я  гору чая, кофе, шоколадок и бытовой химии, которая валяется сейчас в моей тележке, или вернусь в автобус без всего этого. Но! Помощь приходит вовремя. Гид Таня! Что бы мы без нее делали! Расшвыряв и растолкав всех, кто стоял впереди нас, придумав какое-то непонятное объяснение, почему все в очереди должны пропустить пассажиров именно нашего автобуса, она с авторитетнейшим видом отсортировала всех наших поближе к кассе. Уже через  десять минут мы сидели в автобусе. Таня, с видом победителя, который решил быть милостивым с завоеванным народцем, задает вопрос: кому нужна рыба? едем  в магазин? - Едем. - Но учтите, у вас только ДВАДЦАТЬ минут, и ТЕПЕРЬ мы вас ждать НЕ БУДЕМ! До границы там недалеко, ходит маршрутка, так что... Автобус решает рискнуть. Все уже вошли во вкус, адреналин плещет через край (шутка ли: куплю -не куплю, успею- не успею, оставят- не оставят), главное правило уже все усвоили - не думать и просто "брать".
В общем, мы едем за рыбой. На часах шесть часов вечера.
Магазинчик оказывается малюсеньким. "Пятерочка" по сравнению с ним просто мега-центр. Отсчет времени, выделенного на рыбу, пошел. И когда я увидела перед собой сверкающие пятки бегущих как после команды "Марш" однополчан по шопингу, меня накрыло чувство неловкости, стыда и смеха. Ну не начало же 90-х, господа, не голодный 91-й, .....
На рыбу вполне хватило двадцати минут. Мешки, сумки и пакеты  уложены в багажник. Остатки бутербродов с жадностью доедены, впереди снова граница, таможня, и, о счастье! - дом.
Дорога домой всегда протекает быстрее. Таможню прошли быстро. Удалось без очередей посетить туалет, с паспортом, конечно, куда же без него.
Нам поставили дешевенькое кино, кто-то смотрел, кто-то пытался спать. Гид Таня вручает всем по три евро, честно заработанных за провезенную контрабанду. Прощай, Таня! Ты, молодец, не пропадешь в нашем безумном мире. Свое не упустишь.
На Московский вокзал мы прибыли в полночь. До дома удалось добраться только в час ночи. Первое, что я сделала - налила себе тарелку супа. Хотелось нормальной еды. Потом достала паспорт и убрала его в папку с документами. Просто удивительно, его больше не надо брать с собой, идя в туалет, радость, да и только! Перед сном, зайдя в детскую, и проведя рукой по белокурой головке, я ощутила, как  соскучилась по ребенку за эти сутки.
В полном изнеможении, я опустилась на кровать, я не заснула, нет. Я отключилась.

По пути домой, в машине состоялся такой разговор. "Ну, что? Тяжело?" - "Тяжело" - "Я предупреждал, это работа" - " А смысл в этой работе?" - "Покупки" - "Ты купил что-то нужное?" - "Да" - "А по деньгам это оправдано? Я имею в виду дорогу" - "Какая же ты меркантильная! А новые впечатления?" - "О, вот что-что, а новые впечатления я точно получила. И еще убитое воскресенье. Все, на что мы завтра будем способны, это лежать целый день в постели и смотреть кино" - "Это моя мечта".





2009


Рецензии