Необычная миссия Лодовико Фредо

        Н Е О Б Ы Ч Н А Я      М И С С И Я     Л О Д О В И К О     Ф Р Е Д О. 

Среди  множества  островов  Венецианской  лагуны, разбросанных  по  ней,  словно  бусинки  разорванного  колье, есть  остров  Сан – Микеле, находящийся  посередине  между  Венецией  и  Мурано. Очень  давно, в  1212  году, отшельники  из  ордена  камалдулов  основали  на  нём  монастырь  Сан – Микеле  ди  Мурано. Небольшая  территория, со  всех  сторон  окружённая  водой, как  нельзя  лучше  подходила  для  них, всегда  стремившихся  к  уединённой  жизни  и  строгой  дисциплине. Следуя  наставлениям  основателя  ордена  Ромуальда  Комальдоли, монахи  посредством  духовного  сосредоточения  и  самоотречения, устремлялись  к  соединению  с  богом. Жизнь  их  была  суровой: строгие  изнуряющие  посты, обет  молчания, самобичевание, ночное  чтение  литургических  часов, покаяние,  сопровождавшееся  умерщвлением  плоти. Устав  камалдулов  по  суровости  превосходил  уставы  св. Бенедикта  и  Василия.
Ко  времени, относящемуся  к  нашему  повествованию, жизнь  монахов  монастыря  Сан – Микеле  стала  постепенно  меняться: отшельнический  образ  существования  уступал  место  началам  монашеского  общежития, над  суровостью  обрядов  и  аскетизмом  преобладал  интерес  к  жизни  и  окружающему  миру. Камалдулы  уже  разделились  на  эремитов – отшельников  и  монашескую  братию. Монахи, преследуя  миссионерские  цели, путешествовали  по  Италии, проникая  всё  дальше  и  дальше  в  Европу. Там  они  знакомились  с  достижениями  науки  и  культуры, приобретали  новые  знания.
Проходило  время, и  монастырь  Сан – Микеле  стал  своеобразным  центром  образования, науки, книгопечатания  со  своей  библиотекой  и  теософской  школой. Среди  монахов  монастыря  появляются  знаменитости, такие, как  картограф  Фра  Мауро, портуланами  и  mappa  mundi  которого,  пользуются  европейские  путешественники  и  исследователи, Лодовико  Фредо, хорошо  знакомый  с  образцами  римской  классики  и  Возрождения  в  архитектуре, опиравшийся  в  своей  работе  на  книги  известного  зодчего  Андреа  Палладио.
Вот  уже  который  день  раздумья  не  покидают  Фра  Лодовико. Всякий  раз  он  уходит  из  монастыря, уединяясь  на  пустынном  берегу, смотрит  на  набегающие  волны  лагуны. Вдалеке  угадываются  силуэты  кирпичных  построек  Великолепной  Венеции, паруса  рыбачьих  лодок, по  разным  направлениям  пересекающие  залив. Послание, пришедшее  из  Рима, обрушилось, как  гром  среди  ясного  неба. Его  приглашает  в  далёкую  северную  страну  построить  камалдульский  храм  влиятельный  владыка  канцлер  Великого  Княжества  Литовского  Христофор  Сигизмунд  Пац.
«Ведь  наш  отец, св. Ромуальд  тоже  много  лет  блуждал  по  Италии, строя  монастыри  и  неустанно  насаждал  подлинную  евангельскую  жизнь  среди  монахов», - думал  про  себя  Лодовико, - следовательно, и  я  последую  его  примеру, вот  только, уж  слишком  далека  и  неизведанна  земля  Великого  Княжества  Литовского, однако, ничего  не  поделаешь, Христофор  Пац  получил  благословение  на  устройство  монастыря  от  самого  Папы  Александра  VII. Надо  ехать!»
Долгой  и  утомительной  был  путь  Л. Фредо  из  солнечной  Италии  к  владениям  канцлера, занявший  несколько  месяцев. Вскоре  итальянского  архитектора  принял  сам  могущественный  канцлер:
-«Рад  видеть  тебя, Фра  Лодовико, на  нашей  земле. Как  уже  знаешь, приглашён  ты  на  великое  для  нас  дело – построить  изящный  камалдульский  монастырь  лучше  и  краше  тех, что  уже  есть  в  польских  землях. Я  много  путешествовал  по  Италии, присмотрелся  к  строгой  жизни  камалдулов  и  решил  поселить  этот  орден  у  себя. Смотри, от  Папы  Александра  VII  я  получил  благословенную  икону  Божьей  Матери, которую  назову  «Пожайской», по  имени  того  места, где  будет  стоять  новый  монастырь.»
-«Великолепнейший  сеньор, столь  велика  честь, оказанная  мне, я  преклоняю  колени  пред  Вашей  светлостью  и  буду  молиться  пред  Благословенной  иконой! Да  поможет  мне  она  в  важном  деле, задуманном  Вами!» - отвечал  Л. Фредо.
После  разрешения  верховных  церковных  властей  и  согласия  сейма  Христофор  Пац  вместе  с  Лодовико  Фредо  и  несколькими  монахами  из  Белянского  монастыря  под  Краковом  посетили  подходящее  место  Пожайсе  для  строительства  будущего  монастыря  на  живописной  возвышенности, сплошь покрытой  лесом, где  у  её  подножия  течёт  небольшая  речушка  Жайса, впадающая  в  Неман.
Неустанно  трудился  Фра  Лодовико  над  планом  будущего  монастыря, чтобы  представить  его  потом  для  утверждения  Христофору  Пацу. Зодчий  выполнил  его  в  виде  двух  картин  с  изображением  размещения  построек   самого  монастыря, садов и  огородов, хозяйственных  помещений. Бросив  взгляд  на  эту  работу, можно  было  почувствовать  дух  изящества  и  благородства  вместе  со  строгостью  красивой  простоты. Само  здание  монастыря  представлялось  в  стиле  итальянского  Возрождения  эпохи  упадка  с  типичными  деталями  барокко. План  монастырских  зданий, скомпонованный  по  типу  монастырей  Тосканы, на рисунке  имел  главную  ось  и  симметричную  разбивку  строений. Л. Фредо  рационально  расположил  здания, придав  красивые  формы  контурам  плана, выгодно  выделил  собор, мастерски  воспользовался  эффектом  перспективы  и  достиг  единства  в  обработке.
План  Л. Фредо  понравился  Х. Пацу, он  утвердил  его  и  назначил  архитектора  руководить  постройкой. Однако, выполнять  задуманное  по  плану  стало  делом  нелёгким, так  как  всё  было  разработано  по  типу  итальянских  монастырей. Многие  материалы – мрамор, бронзовые  и  медные  изделия  подвозились  издалека, из  Италии  морем, вокруг  Европы  и  по  Неману, другие – из  Пруссии, Польши  и  иных  стран. Первоначально  строились  временные  обители  монахов – эремитов, деревянная  церквушка  св. Анны. Основание  монастыря  было  торжественно  заложено  осенью  1667  года. Великий  канцлер  не  жалел  средств  для  постройки  и  обязался  постоянно  содержать  камалдулов  в  их  будущей  обители.
Автор  проекта  - Лодовико  Фредо  ещё  задолго  до  окончания  работ  отказался  от  руководства  и  пополнил  ряды  монахов – камалдулов, а  его  дело  продолжил  другой  итальянский  архитектор  Петр  Путини. Что – либо  предполагать  о  таком  решении  Л. Фредо  не  представляется  возможным, очевидно, он  посчитал  свою  необычную  миссию  исполненной, оставшись  в  душе  истинным  монахом – камалдулом, несмотря  на  присвоенный  ему  боярский  титул  и  дарованные  земли  в  селе  Сидишки  (нынешний  район  города  Каунаса – Фреда, хотя  правильнее  было  бы  назвать  его  Фредо). Сам  канцлер  не  дождался  окончания  строительства  Пажайсльского  монастыря  и  умер, завещая  окончить  дело  своему  племяннику  Зигмунду  Пацу. Л. Фредо  больше  не  увидел  своей  далёкой  родины, закончив  свою  жизнь  в  монастыре, где, как  и  Х. Пац  был  там похоронен.
Как  говорится, «Letum  non  Omnia  finit»  -  «Со  смертью  всё  не  кончается». В  достройке  монастыря  принимали  участие  другие  итальянские  мастера  - архитекторы, скульпторы  и  художники, однако, у  истоков  его  создания  стояли  две  личности – канцлер  Великого  Княжества  Литовского  Христофор  Пац, намерение  и  пожелание  которого  воплотил  в  жизнь  монах – архитектор  Лодовико  Фредо.

Примечания:  Эремиты – (греч.) отшельники, предававшиеся  религиозному  созерцанию  в  лесах  и  пустынях;
                Портуланы – морские  карты  эпохи  Возрождения  от  конца  XIII  до  XVI  веков;      
                Mappa  mundi – (лат.) – «карта  мира» - общее  название  географических  карт  европейского  средневековья.

Более подробно  о  самом  Пажайльском  монастыре  можно прочитать в моём  очерке «Жемчужина  барокко  на  Жайсе».

6  декабря  2016 г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Интересно познавать свой край, его историю. Здание костёла монастыря весьма внушительно и смотрится издалека. Был там только один раз, в шестом классе. Тогда бытовала в стенах монастыря дурка.
В Вильнюсе наиболее характерный памятник барокко - Свято-Духов монастырь, прост снаружи, но витиеват внутри. А Пожайслис, наоборот. Внутри своими росписями напоминает питерский Спас-на-крови, хотя там и мозаика.
С любопытством и расположением, Александр.

Алексас Плаукайтис   19.12.2016 19:14     Заявить о нарушении