Принц Персии

1990 год. Развитый этап Горбачевской перестройки, в магазинах Ульяновска шаром покати. На основные продукты питания карточки - такие разноцветные, отвратительного типографского качества, бумажки, с повторяющимися сюжетами, даюющие право на приобретение мяса, сахара, мыла, чая и т.п. Причем их наличие совсем не означало, что ты уйдешь из магазина с нужной покупкой, часто можно было услышать от продавщиц сакральную фразу, "мыла нет, разобрали" или в магазине тебя встречал плакат - "талоны за январь будут отовариваться в феврале" и т.д. и т.п. На водку тоже нужны были талоны, но только кроме него, для получения оной, нужно было еще отстоять с боем длинную очередь, почему в винно-водочные отделы большинства магазинов были организованы отдельные входы-выходы за металлической дверью. Как начальнику "отдела" облисполкома у меня были "привилегии номенклатуры" - 1 раз в месяц полагался продуктовый набор по выбору из списка, ограниченного количества на персону. Обычно я брал пачку чая, банку растворимого кофе, коробку шоколадных конфет, кусок твердого сыра, бутылку хорошей водки, палку сырокопченой колбасы, 2 кг мяса, из которого делал буженину, нашпиговав нерезаный кусок морковкой и чесноком и обжаривая его в духовке газовой плиты.

На этом социальном фоне коллеги и руководство облисполкома поддержали идею перевода персонала областного, районных и городских органов  архитектуры области на "хозрасчет" и их объединение в одно юридическое лицо. Освободив бюджетные штатные единицы и фонд заработной планы областного управления, городских и районных отделов архитектуры и градостроительства мы перешли на финансирование деятельности по градостроительному регулированию застройки Ульяновской области из спецсредств бюджетных организаций, которые поступали на наш общий счет с деятельности производственных групп при главных архитекторах исполкомов местных советов. Этому, конечно, предшествовала трехлетняя работа по укреплению кадрового состава и материальной базы производственных групп местных органов. Например, уже в 1987 г. мы договорились с некоторыми вузами и техникумами о направлении по распределению в органы архитектуры Ульяновской области более четырех десятков выпускников архитекторов и геодезистов, были куплены теодолиты и нивелиры для каждого из районных отделов архитектуры.
Год работы на "хозрасчете" доказал жизненность этой идеи, да так, что областное финуправление стало делать попытки залезть в карман архитектурной службы области и отнять у нее заработанные деньги, которые, впрочем, были успешно отбиты.

И вот когда три обстоятельства: наличие средств, желание прогресса и отрывшееся возможности поставки современной вычислительной техники встретились в одном месте в одно время, Главное управление архитектуры и градостроительства Ульяновского облисполкома приобрело в этом 1990 году 3 персональных компьютера. Надо сказать, что теоретически мы были готовы к этому, в управлении уже работал, приглашенный из Новосибирска специалист по вычислительной технике Вигель Владимир Александрович, под опеку которого и были переданы купленные компьютеры, в освобожденную от других сотрудников часть его комнаты. Естественно я заходил к нему и смотрел, как идут у нас компьютерные дела. Компьютеры стояли рядком у стенки, в обед за ними некоторые продвинутые сотрудники управления играли в компьютерные игры: "PacMan", "Перестройка (Горби)", " Cd-Man" и др.

Здесь, следует сделать лирическое отступление и рассказать о приобретённой вычислительной технике. Во-первых компьютеры были самые передовые, из тех, которые тогда было разрешено поставлять в Россию: PC 286, 12 МHz c математическим сопроцессором, жестким диском 30 мегабайт, оперативной памятью 1 Мбайт, дисководами 5,25" и 3,5" (дюйма). Для сравнения скажу, что сейчас можно приобрести HDD, емкостью 4 тб (терабайта), что в 100 тысяч раз (100000) больше емкости диска тогдашнего PC 286. За дискетами формата 3,5", половинной емкости 720 кв, я посылал сотрудника управления на завод, в Киев.
Во-вторых каждый из компьютеров стоил 40 тыс. руб., в то время как автомобиль жигули тогда стоил 6-8 тыс. руб. На них была установлена операционка (Дисковая Операционная Система) DOS 3.1, файловый менеджер "Norton Commander" и еще, наверное, текстовой редактор "Лексикон" и компьютерные игрушки.
С компьютерами были куплены два матричных принтера с 9 иголками в печатающей головке, ударяющими бумагу через красящую ленту, примерно такую же как и в пишущих машинках, кстати внутри одного них поселились мыши и погрызли провода (это в здании Ульяновского обисполкома) и через полгода его пришлось лечить от этой необычной для вычислительной техники болезни.

К слову сказать, несколько позже, уже в г. Домодедово, в арендованный под архитектурную мастерскую у завода ДЗМК (Домодедовский завод металлоконструкций) подвал на Каширском шоссе 100, мною были привезены, списанные в Моспроекте, два "персональных" русских компьютера Искра-226, с несколькими 8"дисками с конструкторскими и сметными программами к нему и жестким диском для данных, емкостью аж 2,5 мб. Так вот этот жесткий диск весил 80 кг.(!)

В конце концов я был тоже соблазнен - по окончании рабочего дня приходил в комнату, где стояли компьютеры, садился за клавиатуру и мышь и играл в компьютерную игру - приключенческий боевик "Принц Персии (Prince of Persia)" в жанре, сочетающем элементы квеста и экшена. Надо сказать, что в игре 13 уровней, которые нужно пройти всего за 60 минут, найти и посетить тайные комнаты, чтобы выпить эликсира, добавляющего здоровье или даже дополнительную жизнь. Передвигаясь по лабиринту, а на экране компьютера был виден только его небольшой фрагмент, без дорожной карты, нужно было найти дверь входа на следующий уровень, притом, что на пути постоянно встречаются препятствия а также стражники визиря Джаффара, обладающие разными стилями боя. Используя клавиши курсоров, а также клавиши Alt, Shift, Ctrl перепрыгивать пропасти, на руках опускаться вниз или подниматься вверх, фехтовать или рубить саблей.
А самой экстравагантной загадкой игры являлся момент, когда на 12 или 13 уровне происходила встреча принца со своим ожившим во время прохода через зеркало отражением. Отражение принца авторами игры было задумано как самый искусный и даже непобедимый фехтовальщик. И принцу для победы нужно было принять единственно верное, но весьма рискованное и одновременно философское решение - достаточно близко подойти к своему отражению и вложить свой меч в ножны (сочетанием клавиш Shift+Down). Можно, было поставить игру паузу, и в это время пойти пить чай, но от прикосновения к клавишам ее таймер запускался вновь и неумолимо вел игру к любому, но концу. После многократных попыток разгадать тайны этого квеста, я аж три раза сумел привести своего принца за эти 60 минут до победы.

Наверное, через полгода, когда стало понятно, что никакого компьютерного прогресса Владимир Александрович не обеспечит, я решил, что буду двигать прогресс сам.

Продолжение "Компьютерный ликбез" http://www.proza.ru/2016/12/19/1322

P.S.
* На картинке заставка игры
* Пришла идея дать ссылку на дистрибутив игры, однако оказалось, что это совсем не просто, поэтому подобрав рабочий и наиболее простой вариант установки игры, размещаю ссылку на yandex.disk - http://yadi.sk/d/OL0j85pw34oYKZ
 -


Рецензии
Принц Персии - единственная игра,которую я знаю, и самая интересная!(90-ые, да)
А поиграв в неё некоторое время, я продолжала вычерчивать руками проекты аж целых 10 лет! До конца Миллениума!

Ольга Лейвикова   24.12.2016 01:35     Заявить о нарушении
Почему-то первой реакцией на вашу записочку было спросить у вас, про главную недокументированную тайну "Принца", без знания которой победить было нельзя. Но вторая мысль, победила первую, и я решил дописать в свой рассказик абзац про эту тайну. Прочитайте, если не помните или не проходили 12 или 13 уровень и встречу принца со своим отражение. А может не надо ее открывать?

Владимир Балашов   24.12.2016 09:46   Заявить о нарушении
P.S.
А после Миллениума что случилось?

Владимир Балашов   24.12.2016 14:50   Заявить о нарушении
После Миллениума стала работать в AutoCADe))), быстрая перестройка)
А в Принца так и не доиграла, не дошла до 4 уровня( Почитаю хоть у вас, что там происходило!

Ольга Лейвикова   25.12.2016 00:03   Заявить о нарушении
Кстати, если вы хотите, то в него ("Принца") и сейчас можно поиграть. А это идея, сделаю в рассказике ссылку на дистрибутив.

Владимир Балашов   25.12.2016 06:37   Заявить о нарушении
Сделайте (для кого-нибудь), но я точно играть не буду. Не вернусь туда.

Ольга Лейвикова   26.12.2016 00:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.