Свиток и сапог. Глава 79

1. В этой главе мы продолжим разбор тем и парадигм идентичности, связанных  с четвертым проясняющим HD, пятым интеграционным DB и шестым,дарительным ВЕ шагами основного алгоритма идентичности,обозначенными в девятом и десятом стихах 18 го псалма.

2. Как и в предшествующих главах мы будем использовать для этой работы дополнительные  библейские тексты. Помимо цитированного в прошлой главе текста 53й главы книги Исайи мы введем текст 50го псалма,имеющий целый ряд сходств с текстом Исайи и дающий богатый материал для матричного анализа. Вот этот текст в синодальном переводе.

1. Начальнику хора. Псалом Давида,
2. Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18. ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
(Псалтирь 50:1-21)

3. Псалом написан после того, как пророк Нафан/Натан обличил Давида в том, что тот организовал убийство одного из своих солдат Урии Хеттеянина, мужа Вирсавии, с которой Давид вступил в связь. Поняв что Урия знает об этой связи и возмущен поведением жены и ее любовника царя, Давид решил избавиться от него и приказал своему полководцу Иоаву поставить Урию там, где бой был особенно жестоким с тем, чтобы его смерть выглядела естественной и не предумышленной. Библейский рассказ об этом эпизоде и Божьем гневе на Давида я привожу целиком в следующей главе. А теперь посмотрим на этот псалом с точки зрения матричного анализа.

4. Автор начинает с использования энергономной контекстной группы DAB и двух входящих в нее парадигм, а именно трансферономики DBE и репарономики ВАЕ. Обе эти парадигмы имеют общую рекогнитивную/признавательную диагональ ВЕ, совпадающую с шестым дарительным шагом основного алгоритма идентичности.

5. Давид сначала просит Бога задействовать эту диагональ и помиловать его, как впавшего в грех преступника (находящегося в контекстном поле мира D) и тем самым перевести его в контекстное поле "чужих"/отчужденных Е в середине левой боковой номотетической/трансцендентной
вертикали DA, где он может надеяться на божественное милосердие (евр. khesed, в еврейском подлиннике текст этого стиха: khaneni YHWH kkhasdekha k rav rakhameikha mkhe pshaai). Этот подъем из D в Е происходит в рамках трансферономной парадигмы идентичности DEB.

6. Затем он просит Бога изгладить его беззакония и очистить его от грехов в рамках главной покаянной и восстановительной репарономной парадигмы ВАЕ, где происходит подъем прощенного грешника из контекстного поля "чужих" Е в контекстное поле истины и справедливости А. Именно такой подъем и прощение обещает Бог в первой главе Исайи в случае раскаяния и помощи жертвам несправедливости. Синодальный перевод в этом месте не совсем точен: слово rakhamim обозначает не "щедроты", а скорее высшую степень милости, которую мать испытывает к своему еще не родившемуся ребенку, слово rekhem буквально означает материнская утроба.

7. Но в книге Исайи грешники которые получают от Бога обещание прощения и очищения от грехов должны прежде всего радикально изменить свое поведение. Для этого у Давида в данном случае нет времени, ребенок Вирсавии находится при смерти, поэтому Давид просто указывает Богу на то, что он, Давид, постоянно и в полной мере сознает всю глубину совершенного им преступления: " Ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною" (Пс 50.5). Для этого он активизирует альтерономную контекстную группу ADC и две входящие в нее парадигмы аллономики АDH и эйдономики АНС.

8. Нижняя линия аллономики (от греческого слова allos, что значит другой) DH совпадает с четвертым проясняющим шагом HD основного алгоритма идентичности, упомянутым в девятом стихе восемнадцатого псалма: " заповедь Господа ясна, просвещает очи". Очи Давида явно были затемнены забвением заповеди, когда он совершил это преступление, задействовав парадигму абсолютной бесконтрольной власти архономику FHD и входящую в эту парадигму линию HD, чтобы избавиться от мешавшего ему своего слуги Урии (контекстное поле ценностей/объектов/слуг Н) послав его в бой на верную смерть (контекстное поле мира D и распорядительная/диспозитивная линия FD архономной парадигмы идентичности).

9. Но теперь та же самая линия HD тематизируется по иному, уже не в контексте архономики, а в контексте аллономики AHD, где истина и справедливость (контекстное поле общих принципов А) и связанная с ними референциальная линия правил и предписаний/заповедей АН приобретает решающее значение и человек "узнает" свои беззакония сравнивая их с этими заповедями. Таким образом обнаруживается реальный смысл четвертого "прояснительного" шага алгоритма идентичности НD, обозначенного в девятом стихе восемнадцатого псалма: "Заповедь Господа ясна, просвещает очи".

10. Согласно тексту пятого стиха 50 псалма Давид не только сознает сделанное им беззаконие, теперь он также постоянно видит перед собой целостный, т. е. реальный и ужасный, а не обманчивый, редуцированный, привлекательный и приукрашенный образ совершенного преступления. Как матричный подход может помочь нам понять этот момент динамики идентичности?

11. Референциальная линия НА у аллономики AHD общая с другой парадигмой альтерономной контекстной группы, эйдономикой АНС. А эйдономика в свою очередь является частью эйдетического цикла, который мы подробно обсудили в 74 й главе. Этот цикл через изучение личностью С заповедей религиозного закона АН и связанных с ними принципов А реализует первый систематизационный шаг СА основного алгоритма идентичности и обеспечивает целостность, единство личности, ее эйдос (исходный образ).

12. Совершенное Давидом преступление означало негативную тематизацию связки DH (об этом см. выше) и тем самым попадание негативной энергии этого преступления в контекстное поле ценностей Н, то есть внутрь самого эйдетического цикла САНС. В результате как и другие части этого цикла эта негативная формация получает не свойственные ей изначально единство и устойчивость, собственный эйдос, что создает ей возможность постоянного присутствия вблизи контекстного поля личности С, на что и указывается в тексте псалма: "грех мой всегда предо мною" (Пс 50.5)

13. Для того, чтобы переосмыслить и обновить деформированный эйдетический цикл (подробнее о нем см. главу 74)  Давид обращается к сюнейдономике СGA(от греческого слова сюнейдесис "совесть"), парадигме идентичности, входящей как в состав расширенной версии CGAHC эйдетического цикла, так и в состав одономной контекстной группы CBA. Мы подробно рассматривали сюнейдономику и расширенный эйдетический цикл в 74й главе в связи с анализом первого систематизационного шага СА основного алгоритма идентичности на материале первого псалма. Такой переход от эйдономики АНС к сюнейдономике облегчается тем, что обе эти парадигмы имеют общую линию в виде нормативной диагонали СА.

14. В 74й главе я отметил структурную близость между позитивной парадигмой сюнейдономики CGA и негативной парадигмой адверсономики CGF, парадигмой связанной с эгоистическим гедонизмом, карьеризмом и преступностью. Я также отметил, что эта структурная близость (общая обеим парадигмам связка между контекстным полем личности и контекстным полем собственной малой группы "своих"G,обуславливающая лояльность, взаимную близость "своих не бросаем" между группой и ее отдельными членами, особенно ее лидером по типу князь/дружина, атаман/шайка, но также в духовной сфере старец/ученики) может  обьяснить нередкие и описанные в житийной литературе, начиная с поздней античности и до Нового времени, случаи религиозного обращения разбойников в духе ставших народной песней некрасовских стихов о Кудеяре и его товарищах.

15. Давид, начавший свою карьеру победой над Голиафом и служением первому еврейскому царю Саулу,был затем изгнан им (его спасла дружба  с сыном Саула Ионафаном)поскольку царь рассматривал его как потенциальную  угрозу собственной власти и настойчиво стремился его уничтожить, и стал предводителем полуадверсономной группы отряда мятежников/повстанцев/разбойников. Об этом рассказывается в 22й главе Первой книги Царств. Вот этот текст.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.
6. И услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его.
7. И сказал Саул слугам своим, окружавшим его: послушайте, сыны Вениаминовы, неужели всем вам даст сын Иессея поля и виноградники и всех вас поставит тысяченачальниками и сотниками,
8. что вы все сговорились против меня, и никто не открыл мне, когда сын мой вступил в дружбу с сыном Иессея, и никто из вас не пожалел о мне и не открыл мне, что сын мой возбудил против меня раба моего строить мне ковы, как это ныне видно?
(Первая книга Царств 22:1-8)

16. Характер операций этого отряда под командованием Давида подробно описывается например в истории с Навалом и  Авигеей в 25й главе Первой книги Царств.

17. Давид в 6м стихе 50 го псалма задействует не только сюнейдономику, но и саму адверсономику CGF в позитивном плане для оценки характера собственного преступления, которое он теперь оценивает, как нарушение личной лояльности к Богу (контекстное поле субьекта власти F)с которым у него всегда были личные близкие отношения. Бог был его учителем/старцем и его атаманом, поэтому то, что он Давид только что сделал, подстроив убийство Урии, означало личную измену этим отношениям с Богом: " Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое перед очами Твоими сделал".

18. Соответственно значению личной лояльности в его ценностной системе, такое поведение заслуживало самого серьезного наказания, любой приговор Бога (контекстное поле субьекта власти F ) ему, Давиду (контекстное поле личности С)в этих условиях был справедлив (контекстное поле общих принципов истины и справедливости А): "Ты праведен в Своем приговоре и чист в суде Твоем" (Пс. 50.6) Как мы видим, Давид здесь тематизирует и другую парадигму одономной контекстной группы СВА, а именно метаномику CFA.

19. "Праведен в своем приговоре (в еврейском тексте "праведен в словах своих" lmaan titzdak bdvarekha вероятно имеется в виду сказанное Давиду Натаном от имени Бога пророчество, определяющее характер наказания, см. текст этого пророчества,сохранившийся в тексте 12й главы Второй Книги Царств и приведенный мною в следующей главе).  "Чист в суде Твоем" (евр. tizke bshoftekha)буквально " по достоинству будешь ты судить меня", церковнославянский перевод этого стиха "победиши внегда судити Ти" пожалуй ближе к еврейскому подлиннику.

20. Возможно следующее матричное истолкования этого места: праведный приговор относится к метаномной парадигме CFA, что же касается второй половины стиха, где говорится об исполнении этого приговора "победиши внегда судити Ти" то речь здесь может идти об экзономике DFA, парадигме революционного ниспровержения власти (контекстное поле субьекта власти F и распорядительная/линия DF)подданными (контекстное поле мира D)во имя справедливости (контекстное поле общих принципов А).

21. Учитывая что Натан предсказывает Давиду не только смерть рожденного Вирсавией младенца, но и насильственную гибель некоторых из его потомков, членов его династии ("меч не отступит от дома твоего"), а также (временную)потерю власти и публичное унижение, выражающееся в том, что другие члены его "дома" (династии) будут спать с его женами, экзономика, с характерной для нее оборачиваемостью/реверсивностью представляется вероятным выбором. Я подробно рассматривал экзономику в первом томе книги Время смыслов, где мы выяснили что она (вместе с присущей ей реверсивностью: "Кто был ничем, тот станет всем")являлась основной парадигмой большевисткой революции. Разница в том, что большевики в рамках экзономики осмысляли инструментальный, революционный захват власти (распорядительный вектор DF)как восстановление социальной справедливости А, а в данном случае этa утратa власти представляется справедливым возмездием Бога за преступление Давида.

22. Другая революционная парадигма трансформации и разрушения: неономика AGD также прослеживается в тексте 50 псалма: Давид заявляет о своей готовности принять обещанное ему унижение и разрушение его власти (вниз направленные векторы AD, FD) и потерю уважения в глазах общества (вниз направленный вектор GD)в рамках нижней половины неономики фрагментономики EGD, когда говорит о том, что греховность (контекстное поле мира/рынка D) была его исходным состоянием: "Вот я в беззакониях зачат и во грехе  родила меня мать моя." (Пс 50.7). Этому покаянному настроению соответствует поведение Давида во время исполнившего это пророчество восстания его сына Авессалома (Авшалома)когда он отказывался наказать тех, кто открыто проклинал свергнутого царя и издевался над ним, когда он в сопровождении немногих оставшихся ему верными приближенных покидал Иерусалим.

23. Но, признав свое преступление и приняв свое положение взывающего о помощи грешника в контекстном поле мира D, Давид, как и мытарь в евангельской притче, оказывается в состоянии тематизировать энергономную контекстную группу DAB и в особенности направленную вверх к контекстному полю общих принципов А, таких как истина и справедливость, векторную связку DA. Он делает это в рамках входящей в эту группу алетономной парадигмы идентичности (от греческого  алетейя, что значит истина)DJA (где J это контекстное поле смысловых взаимодействий в геометрическом центре матричного  квадрата на пересечении формативной DB и нормативной CA диагональных осей). Сердце,т.е. средоточие экзистенциальной конфигурации идентичности, наконец признавшее свою полную ответственность за то, что произошло, оказалось теперь центрировано, т.е. совмещено с центром субстанциальной конфигурации идентичности, представленной самим матричным квадратом: "Вот Ты  возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость." (Пс 50.8)

24. Что касается мудрости, то ее появление в этом стихе может быть связано с использованием варианта сюнетономики AJB (где нижняя точка треугольника находится не в Н1 вблизи Н, как в других вариантах сюнетономики, а несколько выше в точке J). Дело в том что мудрость в своем подлинном, внутреннем, а не внешнем виде, согласно восемнадцатому псалму связана с вторым шагом основного алгоритма идентичности, то есть с верхней сигнификативной линией АВ, которую тематизируют парадигмы понимания, такие как гипономика АНВ и сюнетономика АН1В: "Откровение Господа верно, умудряет простых" (Пс 18.8).Более подробно эта тема мудрости и понимания разрабатывается в тех предшествующих главах, которые посвящены анализу второго шага алгоритма.

25. Если верны мои предположения о присутствии здесь энергономной контекстной группы, контур которой DAB может быть составлен из упомянутых выше двух парадигм: алетономики DAJ и сюнетономики АJB, тогда становится понятным сделанный далее в тексте 50 псалма (стихи 9-14)переход к пятому интеграционному шагу DB основного алгоритма идентичности, тематизированному здесь той же энергономной контекстной группой DAB и двумя другими входящими в нее парадигмами, а именно репарономикой ЕАВ и трансферономикой DEB.

26. Согласно описанию алгоритма идентичности в восемнадцатом псалме пятый интеграционный шаг DB связан с темой чистоты: "Страх Господень чист, пребывает вовек."(Пс 18. 10а). Репарономная тема очищения и восстановления определяет содержание 9-12 стихов 50 псалма, утверждение и пребывание внутри духовных жизненных форм В связаны в первую очередь с 13м и 14м стихами и обеспечиваются трансферономикой.

27. Общей линией репарономики и трансферономики является полугоризонтальная рекогнитивная/признавательная диагональ ВЕ, которая совпадает по контуру с шестым дарительным шагом BE основного алгоритма идентичности: "Суды Господни истина, все праведны" (Пс 18.10в)Таким образом этот шестой шаг также тематизируется этими парадигмами.

28. В пятидесятом псалме шестому шагу алгоритма идентичности соответствуют 15 и 16й стихи, где автор (находящийся в контекстном поле В в результате пятого шага алгоритма) обещает научить беззаконных (контекстное поле "чужих" Е) путям Господним и еще раз просит очистить его от последствий совершенного им преступления так, чтобы он смог прославить "правду Твою" (т.е. божественную справедливость, в евр. тексте "и обрадует язык мой правду Твою" teranen lshoni tsidkekha). Интересно, что тот же корень цдк используется и в 10м стихе 18го псалма: "mishpatei YHWH emet tsadku yakhdav".

29. Пятидесятый псалом далее содержит критику формального жертвоприношения, задействующего ту же линию шестого шага в обратном направлении, т.е. снизу  вверх ЕВ и обеспечиваемого столь остро критикуемой в  начале книге Исайи храмовой парадигмой дорономики ЕВG(от греческого дорон дар). Давид утверждает что подлинной угодной Богу жертвой является сокрушенное и смиренное сердце (Пс 50. 18-19). Иными словами это значит что в терминах матричного анализа вниз направленный вектор ВЕ, тематизируемый репарономикой и трансферономикой (см. выше)  должен быть основным, а направленный вверх обратный дорономный вектор в лучшем случае  вторичным.

30. Только в контексте такого подлинного, энергономного покаяния, по мнению Давида, возможно восстановление духовной целостности ("стен") Иерусалима и его храмового центра вместе с дорономными жертвоприношениями (там же 20-21).


Рецензии