Григорий Кружков

3 апреля 1973 г.
...Оля Чугай намерена играть роль Гертруды Стайн (даже внешне на неё похожа) – уверяет: до встречи с ней год назад Гриша Кружков был абсолютный графоман, а теперь под её материнской опекой...
В субботу Гриша читал в «зверинце» стихи – замечательные!  Спрашиваю его, когда написаны, – говорит:  три-четыре  года  назад. 
Когда расходились, Чугаэсса закатила на улице форменную истерику, суть которой – наши субботы у Зверина нужно прекращать, ибо мы стали деда сильно утомлять. Вдвойне жаль, поскольку это неправда, но...

25 февраля 1976 г.
Очередная  гостевая «среда» у Берестова. Читал Гриша Кружков, которого, как всегда, представляла Оля Чугай.
Кружков прелестен в своём  естестве и простодушии – Берестов  уже начал говорить о его стихах, а Татьяна Ивановна всё ещё гремела кастрюлями на кухне, откуда уже вкусно пахло печёной картошкой, и Гриша не вытерпел:
     – Поэзия, Валентин Дмитриевич, это прекрасно, но давайте сперва покушаем!
Когда топтались в коридоре, никак не решаясь уйти в ночь и мороз, Кружков долго одевался, натягивал на обмороженные уши куцую кепочку, и тут Берестов с ловкостью фокусника стянул её с Гришиной головы и водрузил новую кроличью шапку-ушанку:
     – Носите, мне она мала. А весной станет жарко – обратно на вашу кепку поменяемся!
Весь Берестов в этом поступке.

27 апреля 1980 г.
Кружков у кого-то на дому (чёрт-те где, в Беляеве) читал свой перевод старой аглицкой пьесы. Народу набилось довольно много, из знакомых – Ольга Седакова. Слушать Гришу мучительно (переводы его хороши, но декламационные таланты шепелявящего автора оставляют желать лучшего), а уходить было неловко...

25 мая 1980 г. 
Спросонья даже не понял, зачем Гриша Кружков звонит:  «Ты только ничего не подумай, у меня эта буковка была просто выделена, а они её заглавной сделали!..».
Днём развернул «Комсомолец» – там Гришины фразы напечатаны – читаю: 
«ПластЕлин свой судьбы» 
Смешно, ага.

29 июня 1980 г.
В семь часов вечера кто-то принялся звонить в дверь, настойчиво и сердито (телефон был выключен, а без прозвона я наобум не открываю). Когда звонки прекратились, высунул нос из квартиры и нашёл в дверях записку от Гриши Кружкова – написал, что через полчаса снова придёт. И пришёл – с тортиком и с подругой Мариной Бородицкой: на лице Гриши всеми красками написано, что он влюбился. Если бы я не постучался в маленькую комнату, где они до полуночи просидели на тахте, взявшись за руки, мне пришлось бы идти спать к соседям.

8 сентября 1987 г. 
Сегодня «свежей головой» носился с полосами по коридорам, надолго завис в отделе проверки и корректорской. В это время в редакцию заглянули Гриша Кружков с Маришей Бородицкой, с полчаса прождали в моём пустом кабинете  и ушли, оставив на столе записку:
               Однажды к свежей голове пришли ещё примерно две.
               Точней, примерно полторы (подсчёт закончим длинный),
               поскольку это был Кры Гры с своею половиной.
Нынешние молодые поэты совсем не умеют шутить, каламбурить, писать стихи «на ветер» – играючи сорить рифмами, как Пушкин, Маяковский, Мандельштам. Гриша Кружков – из последних могикан:
               В Орехово-Борисово не встретишь чёрта лысого.
               Ни Пушкина, ни Чехова в Борисово-Орехово.
               Но там живёт Аронов – поэт для миллионов,
               Кружок его дружков, дружок его Кружков.

24 – 28 марта 1991 г. /  Ленинград
...Поскольку наша явочная квартира на улице Некрасова за отлётом хозяев больше не существует – поселились в 544-м номере гост. «Октябрьская» (на которой ещё  недавно висела доска  «Здесь  Владимир  Ильич  Ленин  ТАЙНО  встречался с Надеждой Константиновной Крупской»)...
Ленинград изменился страшно:  весь Невский в цветах (по 5–15 рублей за штуку)  и книжных развалах на лотках (любые книги от 3–5 рэ до 150–600), все фасады  в  ярких афишах,  обещающих фильмы ужасов,  встречи с очевидцами НЛО и даже  с космическими пришельцами. И на этом фоне – серьёзные разговоры о съезде, референдуме, судьбе СССР...
...Вместе с нами в   «Октябрьской» поселились и Гриша Кружков с Мариной Бородицкой, приехавшие  сюда выступать. Как всегда – в гостях у Ясновых, у Валеры Мишина (в новой его мастерской в Круглом переулке).

19 сентября 2002 г.
У Кружковых родился сын – месяц назад встретили Гришу и Дашу на Новослободской – солнечных, счастливых...

21 сентября 2008 г.
Двойной авторский вечер Кружкова и Яснова в Кривоколенном (в уютной "Билингве"). Нечастый случай, когда два поэта и переводчика поочерёдно представляют друг друга и никто не тянет одеяло на себя. Кроме того, что славно пообщались, моя библиотека сразу озолотилась двумя новыми книжками Гриши и Миши.

2 мая 2010 г.
Воскресный обед с Гришей Кружковым и Ксеней Рождественской:  то самое домашнее общение, которого нам недостаёт в суете жизни. Однако этой компанией мы уже вряд ли соберёмся – не токмо потому, что я расстаюсь с Хохликом, но и поскольку Гриша разводится с Дашей. Непоздно проводив Ксеню, вернулись и за чайной церемонией посмотрели отличный новый фильм Ким Ки Дука.

23 октября 2011 г.
По НТВ очередной фильмец про Никиту Сергеича – навязшего в зубах Михалкова. Типа, обличительный – барин, хам и деспот, а в итоге всё равно рекламный:  талантище, обаяшка  и, опять же, – барин! И какие могут быть сомнения, когда лично ВВП светится у Хозяина Жизни за новогодним столом. А вот он отмечает свои 65 – хлебосольно,  с размахом,  сам рулит и режиссирует – кричит в микрофон: «А сейчас – не поверите! – моя абсолютная импровизация!..»  –  и заспевает с цыганским хором:
               «Мохнатый шмель на душистый хмель...»
«Чуть ли не с самого раннего детства  поёт Никита Сергеевич  эту народную цыганскую песню!» – с умилением комментирует закадровый голос. Будто никто из нас не помнит, что романс тот – из снятого в 84-м фильма Рязанова, да и не народный он вовсе – стихотворение Киплинга в переводе Гриши Кружкова положил на музыку Андрей Петров.

1 сентября 2012 г.
Проходя по бурливой субботней Пушке услышал, как на балюстраде бывшего к/т "Россия" зажигала неуёмная Петрушевская. (...)
На Никитском бульваре раскинулся книжный развал, где меня ждала Бабушка ТЛ. Пообщался с Гасаном Гусейновым, Денисом Драгунским и Гришей Кружковым (всех сфотографировал).
Когда встречаю Григория Михайловича, в голове тотчас рождаются лимерики:
               Молодой самурай из Нагано
               застрелиться решил из нагана,
               но едва поднял руку –
               «Проще сделать сэппуку», –
               рассудил самурай из Нагано.
Удостоился щедрой Гришиной похвалы.

21 апреля 2016 г.
Поздравил Гришу Кружкова  с вручением ему Диплома Солженицынской премии  за переводы английской поэзии.  Порадовавшись ещё и тому, что ни один голос не  раздался с вопросом:  кому и за что дали?  (чай не сомнительный «при-Нобель» Светланы Алексиевич).


ФОТО:  Григорий Кружков на Никитском бульваре / Москва, осень 2012 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----


Рецензии