Энциклопедия пророчеств 1930-ый год

    Зверь из Земли (1930-ый год).

    1930 год.
    «Из Кастилии Франко выйдет сборище,
    Посол не согласится, рассорит еретиков.
    Люди Риверы будут спорить в толпе
    В великий залив входить откажутся» катрен 9 (016).
    Перед началом Испанской революции, лидер фалангистов (испанские националисты) де Ривера был смещён со своего поста в правительстве, королём Альфонсом XIII и выслан во Францию, в Париж, где вскоре умер в 1930.    
    В 1931 в результате почти бескровной революции пала монархия. Власть перешла к республиканским политикам. Франко в это время не вмешивался в политику, заявляя о своей нейтральности.
    В течение первых двух лет республики у власти были в основном левые партии, проводившие во многом непопулярные аграрные реформы. Кроме того, были проведены антиклерикальные реформы, ликвидирован конкордат с Католической церковью 1851, католицизм перестал быть государственной религией, любые выплаты духовному сословию были приостановлены на двухлетний период. Орден иезуитов вновь запрещён, широко распространённая система церковного образования расформирована, облегчена процедура развода, многие монастыри были закрыты, их собственность национализирована.
    Общество стремительно политизировалось и радикализировалось. Забастовки, покушения, сопровождавшиеся бомбометанием, и кровавая смута в деревне, за которой стояла – «Федерация Анархистов Иберии» (ФАИ), выдвигавшая лозунги «свободного коммунизма», привели к смене правительства. В 1933 к власти пришли правые партии, остановившие реформы. После «двух красных лет» начались «два чёрных года» республики. В результате в стране начали активно формироваться многочисленные полувоенные организации различных политических оттенков, от анархистов и коммунистов до националистической «Испанской фаланги». В 1934 в Астурии вспыхнуло восстание, возглавляемое социалистами и анархистами, в подавлении которого принимал участие Франко.
    «Люди Риверы будут спорить в толпе» – сын Риверы, Хосе Антонию Примо де Ривера, продолжил дело отца и организовал фашистское движение фалангистов. Он был убит революционно настроенными офицерами Испанской армии в 1935.
    «В великий залив входить откажутся» – после гибели сына Риверы, Франсиско Франко подхватил знамя фалангистов. После этого генерал стал командующим в Марокко, но спустя несколько месяцев возвратился в Мадрид, чтобы принять пост главы Большого генерального штаба.
*    *    *
    «Ужасный, отвратительный позор.
    После деяния, вызовет поздравления.
    Великое оправдание, за не проявленную благосклонность,
    К миру Нептун не будет поощрён» катрен 6 (090).
    В марте 1930 правительство «большой коалиции», возглавляемое социал-демократом Германом Мюллером, развалилось, не найдя компромиссного решения по вопросу незначительного повышения размера страхового взноса на случай безработицы. Рейхспрезидент Гинденбург назначил новым рейхсканцлером Генриха Брюннига. Право назначения рейхсканцлера согласно статье 53 Веймарской конституции было закреплено за рейхспрезидентом, и в условиях чрезвычайного положения правительство могло быть сформировано меньшинством. Именно такое правительство возглавил Брюнинг.
    К июню 1930 французские, британские и бельгийские войска покинули Рейнскую область. На выборах в сентябре национал-социалисты добились ошеломляющего успеха: количество отданных за НСДАП голосов увеличилось до 18,3 %. Партия поднялась на второе место. В рейхстаге, всё больше превращавшемся в агитационную трибуну правых и левых противников республики, «большая коалиция» перестала быть большинством. Эти события сопровождались дальнейшим обострением снижавшегося внутреннего спроса, который усугублял экономический и социальный кризис.
    Вера в демократию и республику стремительно падала. Республике и так вменялось ухудшение экономической обстановки, а имперское правительство в течение 1930 к тому же ввело несколько новых налогов на покрытие государственных нужд. Голоса, истосковавшихся по «сильной руке», которая сможет вернуть Германской империи былое величие, становились всё громче. На запросы этой части общества откликались прежде всего национал-социалисты, которые в своей пропаганде, сконцентрированной на личности Гитлера, целенаправленно создавали ему «сильный» образ. Они умело завоёвывали население масштабными мероприятиями и использовали самые современные средства предвыборной борьбы.
    «Ужасный, отвратительный позор» – к этому времени влияние, и дисциплина национал-социалистской партии давали о себе знать уже во всех сферах жизни Германии: началось запугивание и оскорбление в отношении евреев.
    «Великое оправдание, за не проявленную благосклонность» – президент Германии Пауль фон Гинденбург (1847-1934), не послушал Уинстона Черчилля (1874-1965) и передал власть Адольфу Гитлеру, ибо руководители германской армии стали убеждать его рассмотреть Гитлера, как кандидата на пост канцлера рейха.
*    *    *
    Гонения на Церковь и религию в СССР вызвали волну возмущения на Западе. Впервые после октября 1917 года публично с осуждением преследований за веру в СССР выступил (2 февраля) папа Римский Пий XI (Акилле Рати, 1857-1939, папа с 1922 года), призвавший верующих всего мира молиться о спасении Русской Православной церкви:
    «Мы испытываем глубочайшее волнение при мысли об ужасных и святотатственных преступлениях, которые умножаются и усиливаются с каждым днём и которые направлены как против Господа Бога, так и против душ многочисленного населения России, дорогого нашему сердцу хотя бы уже из-за величия его страданий […]
   Рост такого зверства и безбожия, поощряемый государственной властью, требует всеобщего и торжественного возмещения и ответа […]» («Православный Церковный Календарь», Изд. Е.Н. Львова).
    Советское правительство расценило эту акцию Ватикана как попытку организации «крестового похода против СССР».
    По всей стране властями были организованы митинги и собрания, на которых граждане «протестовали» против вмешательства буржуазных лидеров во внутренние дела СССР.
    Газета «Правда» (30 марта) напечатала сообщение о том, что рабочие фабрик и заводов Минска начали сбор средств на постройку самолёта: «Наш ответ папе Пию».
    На волну протестов со стороны международной общественности и церковных деятелей по решению Политбюро от 14 февраля для советских (15 февраля) и иностранных журналистов (17 февраля) Е.А. Тучковым были организованы пресс-конференции, на которых митрополит Сергий заявил об отсутствии каких-либо гонений на Церковь:
    «Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защитить нашу Православную Церковь […]» («Возрождение» 15 февраля, №1719, «Известия» 16 февраля, № 46).
*    *    *

«Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и его Синодом»

    «Представители советской печати обратились с рядом вопросов к митрополиту Сергию и присутствовавшим при беседе членам Синода.
    На поставленные вопросы митрополит Сергий и Синод дали следующие ответы:
    Вопрос: Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?
    Ответ: Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того. Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.
    Вопрос: Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие?
    Ответ: Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными.
    Вопрос: Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т.д.?
    Ответ: Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что в прошлом, как это всем хорошо известно, [она] слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли своевременно оценить всего значения совершившегося великого социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против народа и быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя как политические противники советского государства.
    Вопрос: Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?
    Ответ: Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб и произнесение проповедей (только, к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом). Допускается даже преподавание вероучений лицам, достигшим совершеннолетия.
    Вопрос: Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям, например: «Морнинг Пост» от 20 декабря 1929 г. и 4 февраля 1930 г.
    Ответ: Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Всё это – сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьёзных людей. К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях, и это, разумеется, происходит не в форме каких-то гонений и жестокостей, а в форме, обычной для всех обвиняемых.
    Вопрос: Как управляется Церковь и нет ли стеснений для управления?
    Ответ: У нас, как и в дореволюционное время, существуют центральные и местные церковные управления. В центре Патриархия, т. е. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Священный Синод, а в епархиях – Преосвященные архиереи и епархиальные советы. Кроме этого, при каждом приходе существует исполнительный орган, избираемый верующими. В управлениях всех наших органов до сих пор не было никаких стеснений, и Преосвященные находятся на местах в своих епархиях.
    Вопрос: Пользуется ли какое-либо религиозное течение привилегиями со стороны соввласти перед другими религиозными течениями и не оказывается ли советским правительством поддержка одному из этих течений?
    Ответ: По советскому законодательству, все религиозные организации пользуются одинаковыми правами.
    Вопрос: Как вы смотрите на дальнейшие перспективы религии вообще?
    Ответ: Конечно, нас беспокоит быстрый рост безбожия. Но мы, искренно верующие люди, твердо верим, что божественный свет не может исчезнуть и что со временем он прочно утвердится в сердцах людей.
    Вопрос: Как бы вы смотрели на материальную поддержку из-за границы и, в чем бы она могла выразиться?
    Ответ: Наше положение как священнослужителей в достаточной степени обеспечивается материальной поддержкой наших верующих. Мы считаем для себя нравственно допустимым содержание нас только верующими. Получение же материальной поддержки людей другой веры и извне было бы для нас унизительным и налагало бы для нас большие моральные, а может быть, даже и политические обязательства и связывало бы нас в нашей религиозной деятельности.
    Вопрос: Были ли случаи вынесения смертных приговоров священнослужителям за неуплату налогов?
    Ответ: Такие случаи нам неизвестны. Были случаи наложения на служителей культа штрафов за неуплату налогов.
    Вопрос: Каково теперешнее положение Церкви?
    Ответ: Теперешнее положение Церкви значительно разнится от прежнего. Сейчас, благодаря тому, что хозяйство страны претерпевает коренные изменения, сводящиеся к смене старых форм хозяйствования новыми (коллективизация сельского хозяйства, индустриализация всей страны), происходит ухудшение положения Церкви. Но мы не теряем надежду на то, что и при новом хозяйственном строительстве вера останется и Церковь Христова будет и дальше существовать.
    Вопрос: Существуют ли в СССР пастырские, богословские и т. п. школы?
    Ответ: Да, в Москве до сих пор существует богословская академия у обновленцев. Если же у нас теперь академии нет, то это происходит прежде всего в силу отсутствия достаточных материальных средств для этой цели, и к тому же мы считаем теперь наиболее целесообразной персональную подготовку отдельных лиц, чувствующих призвание к служению церковному.
    Вопрос: Как вы относитесь в недавнему обращению папы Римского?
    Ответ: Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляет недавнее сообщение папы Римского против советской власти. Папа Римский считает себя «наместником Христа», но Христос пострадал за угнетенных и обездоленных, между тем как папа Римский в своем обращении оказался в одном лагере с английскими помещиками и франко-итальянскими толстосумами. Христос так не поступил бы. Он заклеймил бы такое отступление от христианского пути.
    Тем более странно слышать из уст главы католической Церкви обвинения в гонениях на инаковерующих, что вся история католической Церкви есть непрерывная цепь гонений на инаковерующих, вплоть до пыток и сожжения их на кострах. Нам кажется, что папа Римский в данном случае идет по стопам старых традиций католической Церкви, натравливая свою паству на нашу страну и тем поджигая костер для подготовки войны против народов СССР.
    Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним какими бы то ни было отношениями.
     На днях нами будет издано специальное обращение к верующим с указанием на новые попытки папы Римского насадить среди православных христиан католицизм совершенно непозволительными путями, к каким прибегает папа.
    Вопрос: Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на кентерберийском церковном Соборе?
    Ответ: Нам кажется вообще странным и подозрительным внезапное выступление целого сонма глав разного рода церквей – в Италии, во Франции, в Германии, в Англии – в «защиту» Православной Церкви. Внезапный необъяснимый порыв «дружеских» чувств к  Православной Церкви обычных противников Православия невольно наводит на мысль, что дело тут не в защите Православной Церкви, а в преследовании каких-то земных целей. Мы не берёмся объяснять, какие это земные цели, но что они имеют мало общего с духовными запросами верующих, в этом нет никакого сомнения.
    Что касается, в частности, выступления архиепископа Кентерберийского, то оно грешит той же неправдой насчёт якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы. Трудящиеся люди Лондона расценивают выступление архиепископа Кентерберийского как выступление, «пахнущее нефтью». Нам кажется, что оно если не пахнет нефтью, то, во всяком случае, пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия» («Известия» ЦИК, № 46 (3893), «Беднота», № 39).
    То есть на призыв архиепископа Кентерберийского молиться по всему миру во всех церквях за Россию и её народы каждое первое воскресение каждого месяца митрополит Сергий ответил: «Данный призыв пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию».
*    *    *
    Иностранным журналистам митрополит Сергий сообщил, что Русская Церковь имеет 30 тысяч приходов и 163 епископа, занимающих свои кафедры.
    «Вопрос: Как может Церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных прихожан, а именно: их лишенства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек, и им, по последнему декрету, запрещено проживание в Москве.
    Ответ: Что касается избирательных прав и других вопросов, связанных с Конституцией страны, которая является народным законом, обязательность которого для всех очевидна, то в этой области не произошло никаких изменений за последние годы.
    По поводу же об избирательных правах активных прихожан я должен заметить, что вы ложно информированы из явно негодных источников. Миллионы активных прихожан нашей Церкви, – это трудящиеся люди, пользующиеся всеми правами, в том числе избирательными, согласно конституции. Эти прихожане поддерживают нас материально, но мы не испытываем нужды в какой-либо помощи, а тем более во вмешательстве извне.
    Что касается вашего заявления о выселении всех священнослужителей из Москвы, то это не отвечает действительности. Случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан, выселяемых за невзнос квартирной платы, за невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих сломке, домов специального назначения и т.д.).
    Вопрос: Имеете ли вы еще какие-нибудь доказательства и каково ваше мнение относительно выступлений: 1) папы Пия XI (Ратти); 2) архиепископа Кентерберийского и других неримско-католических деятелей Церкви, имеющих нехристианские цели: а) подорвать Православие и б) нанести вред Советскому государству как в пределах СССР, так равно и за границей?
    Ответ: В основном мы на этот вопрос уже ответили в беседе с представителями советской печати 16 февраля с. г. Мы ознакомились с заявлениями папы Пия Х1 и архиепископа Кентерберийского, а также многих других руководителей Церкви, призывающих к крестовому походу против СССР. Мы считаем все эти выступления в корне противоречащими духу нашего христианского учения. Все эти выступления должны быть решительно осуждены всеми верующими христианами…
    Вопрос: Какое количество священников было приговорено к тюремному заключению и к ссылке в 1929 году и за какие проступки?
    Ответ: По этому вопросу мы уже высказывались в интервью от 16 февраля 1930 г., данном представителям советской печати» («Извес-тия» ЦИК. № 49 (3896)).
    Закрытие церквей в этом интервью объяснялось распространением атеизма. Митрополит Сергий не отрицал фактов нарушения законности по отношению к верующим, но категорично отказался квалифицировать их как гонения.
*    *    *
    Историк А. Дейбнер писал в 1931 году в «Благовесте» № 4:
    «Вот положение Церкви в России, что же принесла с собою легализация?
    «Изменилось лишь то, – читаем мы в «Возрождении» от 25 февраля (10 марта), – что существует Синод митрополита Сергия из лиц отнюдь не достойных, что группе очень незначительной по своему количеству епископов гарантирована, и то относительная, личная безопасность, что за советской властью признано право вмешиваться во внутренние дела Церкви, санкционировать или отвергать назначения епископов и клириков, что, наконец, высшая церковная власть сочетав себя противоестественным союзом с властью советской, выступает с ней вместе во всех тех случаях, когда последняя нуждается в первой, что гонения на веру объясняются контрреволюцией Церкви теперь уже не только органами советской власти и ГПУ, но и самим Высшим Церковным Управлением, т. е. сергиевским Синодом».
    Одним словом митрополит Сергий, сознательно или несознательно, создал новый Святейший Синод особого рода.
    «Особенное же правительственное значение Вашего Синода, – пишет митрополит Кирилл митрополиту Сергию в своём письме от 17(30) января 1930 г., – подчеркивается приравнением его к тому Синоду, который в свое время пришел на смену патриаршеству и управлял Русской Церковью до восстановления последнего в 1917 г. В распространенном с синодским засвидетельствованием подлинности письме архиепископа Илариона (Троицкого) основная аргументация автора покоится на мысли, что Синод Ваш и Священный Правительственный Синод, учреждённый в 1721 году, – явления одного и того же порядка и достоинства. Если бы эта мысль была бы чужда Вам, Вы, конечно, не благословили бы рассылать подобный документ в назидание другим…
    С учреждением Вашего Синода перед Церковью встала уже не угроза целости патриаршего строя, а действительная подмена этого строя синодальным управлением…».
    Таким образом, признанием сергиевского Синода признаётся подмена патриаршего строя синодальным строем Петровской эпохи, с тою разницей, что должность обер-прокурора исполняет не верующий Победоносцев, а безбожник Тучков […]
    Оптимистический взгляд митрополита Евлогия на положение Православной Церкви в России резко изменился за последнее время. И для того, чтобы придти к решению создать самостоятельный Греческий Экзархат в русском зарубежье, он, конечно, должен был руководствоваться соображениями не одного политического свойства […]»
*    *    *
    Вот как объяснял историю с этими интервью (задним числом в 1942 году митрополит Сергий (Д.С. Воскресенский):
    «Патриарший местоблюститель митрополит Сергий согласился исполнить это требование большевиков под условием, что православные священники не будут подвергнуты так называемому раскулачиванию, и это условие действительно было частично выполнено. Ценою унизительного интервью, во время которого за стеной присутствовал агент ГПУ, митрополит Сергий спас множество сельских священников – в те времена они ещё исчислялись десятками тысяч – от разорения и гибели […]» (Д.В. Поспеловский «Русская Православная Церковь в XX-ом веке»), писатель ссылается на рукопись митрополита, написанную им в годы войны в Риге.
    Последующие события показали, что никого Патриарший Местоблюститель не спас. Очень скоро Русская Церковь оказалась почти без епископов, без священников и без Таинств. Реакция большей части духовенства в России и за границей на пресс-конференцию митрополита Сергия была резко отрицательной. Часть священников вообще перестала поминать за литургией его имя.
    [Митрополит Сергий (в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский 1897-1944) – епископ Русской православной церкви. Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище.
    В 1922-ом поступил в Московский Данилов монастырь.
    В 1923-ом осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
    В 1925-ом пострижен в монашество с именем Сергий, возведён в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
    В 1930-ом настоятель собора в Орехово-Зуеве. Одновременно исполнял обязанности редактора «Журнала Московской Патриархии» с № 4 (1931) до прекращения издания в 1935-ом.
    В 1932-33 годы – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках.
    29 октября 1933-го хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. С 10 мая 1934-го – епископ Бронницкий, с середины 1936-го – епископ Дмитровский.
    8 октября 1937-го назначен управляющим делами Московской Патриархии с возведением в сан архиепископа.
    В 1939-ом остался в числе четырёх епископов Московского Патриархата на территории СССР, имеющих регистрацию в качестве «служителя культа». Ещё около 10 епископов пребывали на покое или находились в ссылках. Прочие были расстреляны либо пребывали вне СССР.
     24 февраля 1941-го назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. При занятии германской армией Прибалтики остался с паствой, не бежав из Риги. Оказавшись на территории Рейхскомиссариата Остланд, укрепил структуру Московского Патриархата в Прибалтике.
    В феврале 1942-го был переведен из Риги в Вильнюс. Сохранял номинальное каноническое подчинение Московскому патриархату.
    Убит 29 апреля 1944-го по дороге из Вильнюса в Каунас].
*    *    *
    Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю».
    Верующие и духовенство в ряде случаев оказывали сопротивление антирелигиозной политике, которое иногда соединялось с борьбой против коллективизации. Только за 1930-ый было зафиксировано 1487 массовых выступлений на религиозной почве (большинство из них в марте 1930-года – 514 и в апреле 1930-го – 391).
    После появления 2 марта 1930 года в «Правде» статьи Сталина «Головокружение от успехов» вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении», которое, в частности, обязало партийные организации «прекратить практику закрытия церквей в административном порядке».
    В течение года вышел ряд секретных циркулярных Постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, о трудоустройстве лиц, снявших с себя сан. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы СССР.
*    *    *
    Новомученик Антоний (Н.М. Быстров, 1858-1932). О его трагической судьбе среди верующих ходили разные слухи, насколько они достоверны судить трудно, ибо люди боялись вести записи, а передали ранее слышанное во время «задушевных» бесед.
    «Арест архиепископа прошёл по «стандартной» схеме.
    К нему явился агент ГПУ и задал вопрос: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?»
    Архиепископ ответил: «В каноническом плане я не признаю, некоторых тезисов».
    На это сотрудник ГПУ ответил: «Значит, вы контрреволюционер», и архиепископ был арестован. 
    Считается, что «после ареста в ГПУ, ему задали три вопроса, на которые Владыка ответил письменно.
    Каково его мнение о положении Церкви при Советской власти?
    Ответ: «С внешней стороны положение Церкви в России очень тяжёлое, но, несмотря на это, в ней открывается Благодать Божия».
    Каково его мнение относительно будущего Церкви в России?
    Ответ: «Церковь через страдания своих мучеников, как в первые века Христианства, будет прославлена».
    Желает ли Владыка свержения Советской власти?
    Ответ: «Я ежедневно прошу Господа простить Советскому правительству его грехи и молюсь, чтобы оно больше не проливало крови».
    Видя подобное Смирение, Владыке пообещали свободу, если он станет «добровольным» агентом ГПУ, но получили категоричный отказ. Тогда его заключили в сырую камеру, где со стен текла вода, и держали там до самой его смерти […]» («Литературная учёба», № 2, стр. 189-190).
    Верующие верят, что там он явил перед палачами такое величие души, такую силу характера, что органы в своём официальном донесении о смерти Владыки не посмели ни унизить его, ни заклеймить позором «воинствующего мракобеса».
    [Архиепископ Антоний (в миру Николай Михайлович Быстров, 1858-1932) родился в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.
    В 1879-ом окончил Вологодскую Духовную семинарию.
    В 1882 году рукоположен во священника, став настоятелем Степуринской Христорождественской церкви.
    7 февраля 1888-го во Владимирской Заоникиевой пустыни Вологодской губернии пострижен в монашество с именем Антоний. В дальнейшем его служение продолжилось в монастырях Вологодской епархии. 18 февраля 1888 года назначен управляющим Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря, а с 1889 года – его настоятелем.
    С 1890-го – настоятель Корнилиево-Комельского монастыря.
    В 1892-ом возведён в сан игумена, в 1906-ом – архимандрита.
    С 1907-го – настоятель Вологодского Свято-Духова монастыря.
    С 1910-го хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии.
    В марте 1921-го стал епископом Архангельским и Холмогорским.
    27 декабря 1922-го выслан в Нарымский край (Томская губерния) на три года. В начале 1926-го возвратился в Архангельск, много занимался устройством ссыльного духовенства.
    В 1929-ом возведён в сан архиепископа, стал управляющим епархиями Северного края – Архангельской, Вологодской, Северно-Двинской и области Коми.
    23 января 1931 года был арестован за «поддержку контрреволюционного духовенства». Обвинён в том, что «покровительствовал и помогал сосланным в Северный край церковникам». Отказался признать себя виновным. Также ответил отказом на предложение стать осведомителем. После этого содержался в тяжёлых условиях, вскоре заболел и умер в тюремной больнице].
*    *    *
ДТН.


Рецензии