Встречи с музыкой. Иоганн Гуммель
Иоганн Непомук Гуммель – солнечное дитя в европейской музыке.
Гуммель одаривает человечество светлой и радостной музыкой.
Музыка Гуммеля брызжет фонтанами радости.
Гуммель погружается в музыку светлой меланхолии.
Когда Гуммель мелодически красив, его музыка незабываема.
С годами стиль музыки Гуммеля меняется: образы счастливого детства уступают место возвышенным романтическим чувствам.
В музыке Гуммеля ещё слабо выражена индивидуальность автора. В его произведениях чрезмерно силён безличный классицизм.
2. Музыкальные жанры
Гуммель в фортепианной музыке – счастливец. Над его головой нет ни одного облачка.
Гуммель – беспечный ребёнок, сочиняющий игрушечную фортепианную музыку.
В фортепианных сонатах Гуммель мотивную разработку отстраняет виртуозными пассажами. Музыку пишет не столько композитор, сколько пианист.
В фортепианной музыке Гуммель даёт работу пальцам, а не голове!
Фортепианного Гуммеля нельзя сравнивать с Бетховеном, хотя в балетной музыке он нисколько не уступает венскому гению.
Балетная музыка Гуммеля имеет черты одухотворённого романтизма.
Исключительно трогательны лирические эпизоды в скрипичных сонатах Гуммеля. В них встречаются подлинно глубокие чувства и переживания.
Гомофонно-гармонические мессы Гуммеля пролагают путь к ораториям его ученика Мендельсона-Бартольди. Религиозная музыка обоих композиторов и мелодична, и масштабна.
3. В центре музыкальной культуры
Гуммель золотой нитью связывает творцов жизнеутверждающей музыки: Гайдна, Сальери, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона-Бартольди.
Чех Мысливечек оказывает влияние на музыкальный стиль Моцарта, словак Гуммель – Мендельсона-Бартольди. Именно славянская мелодика этих композиторов благотворно действует на мелодизм великих композиторов.
Если вам не известна музыка Гуммеля, то, узнав, что он – ученик Сальери, Гайдна, Моцарта и друг Бетховена, вы невольно почувствуете интерес к его творчеству.
Яркость мелодий постепенно возрастает от Сальери к Гуммелю, от Гуммеля к Мендельсону-Бартольди. Это происходит от того, что Гуммель – ученик создателя оперы «Тарар» и учитель автора Свадебного марша.
Словак Гуммель и ирландец Фильд – два легкокрылых композитора, близких к венским классикам.
Блестящий фортепианный стиль Гуммеля находит продолжение в музыке Черни, Мошелеса, Тальберга, Рубинштейна, Метнера. Все они с явным удовольствием плетут виртуозные фортепианные узоры.
Стиль жизнерадостной, безоблачной музыки Гуммеля в дальнейшем усваивает Мендельсон-Бартольди.
В лице пианиста-виртуоза и композитора Гуммеля история являет миру предшественника Ференца Листа! У них – общая судьба: эти исключительно одарённые музыканты – выходцы из угнетённых народов Австрийской империи.
Свидетельство о публикации №216120800534