Встречи с музыкой. Иоганн Гуммель

1. Музыка

Иоганн Непомук Гуммель – солнечное дитя в европейской музыке.

Гуммель одаривает человечество светлой и радостной музыкой.

Музыка Гуммеля брызжет фонтанами радости.

Гуммель погружается в музыку светлой меланхолии.

Когда Гуммель мелодически красив, его музыка незабываема.

С годами стиль музыки Гуммеля меняется: образы счастливого детства уступают место возвышенным романтическим чувствам.

В музыке Гуммеля ещё слабо выражена индивидуальность автора. В его произведениях чрезмерно силён безличный классицизм.

2. Музыкальные жанры

Гуммель в фортепианной музыке – счастливец. Над его головой нет ни одного облачка.

Гуммель – беспечный ребёнок, сочиняющий игрушечную фортепианную музыку.

В фортепианных сонатах Гуммель мотивную разработку отстраняет виртуозными пассажами. Музыку пишет не столько композитор, сколько пианист.

В фортепианной музыке Гуммель даёт работу пальцам, а не голове!

Фортепианного Гуммеля нельзя сравнивать с Бетховеном, хотя в балетной музыке он нисколько не уступает венскому гению.

Балетная музыка Гуммеля имеет черты одухотворённого романтизма.

Исключительно трогательны лирические эпизоды в скрипичных сонатах Гуммеля. В них встречаются подлинно глубокие чувства и переживания.

Гомофонно-гармонические мессы Гуммеля пролагают путь к ораториям его ученика Мендельсона-Бартольди. Религиозная музыка обоих композиторов и мелодична, и масштабна.

3. В центре музыкальной культуры

Гуммель золотой нитью связывает творцов жизнеутверждающей музыки: Гайдна, Сальери, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона-Бартольди.

Чех Мысливечек оказывает влияние на музыкальный стиль Моцарта, словак Гуммель – Мендельсона-Бартольди. Именно славянская мелодика этих композиторов благотворно действует на мелодизм великих композиторов.

Если вам не известна музыка Гуммеля, то, узнав, что он – ученик Сальери, Гайдна, Моцарта и друг Бетховена, вы невольно почувствуете интерес к его творчеству.

Яркость мелодий постепенно возрастает от Сальери к Гуммелю, от Гуммеля к Мендельсону-Бартольди. Это происходит от того, что Гуммель – ученик создателя оперы «Тарар» и учитель автора Свадебного марша.

Словак Гуммель и ирландец Фильд – два легкокрылых композитора, близких к венским классикам.

Блестящий фортепианный стиль Гуммеля находит продолжение в музыке Черни, Мошелеса, Тальберга, Рубинштейна, Метнера. Все они с явным удовольствием плетут виртуозные фортепианные узоры.

Стиль жизнерадостной, безоблачной музыки Гуммеля в дальнейшем усваивает Мендельсон-Бартольди.

В лице пианиста-виртуоза и композитора Гуммеля история являет миру предшественника Ференца Листа! У них – общая судьба: эти исключительно одарённые музыканты – выходцы из угнетённых народов Австрийской империи.


Рецензии