Евпатория

ЕВПАТОРИЯ.
Утром из окна доносились запахи цветов, густая листва деревьев шелестела под легкое дуновение южного ветерка. Жена готовила завтрак в летней кухне,под абрикосовым деревом, хозяйка Мария Осиповна притворно улыбнулась сморщив и без того морщинистое лицо, опустив темные жилистые руки на колени. Тяжелым взглядом посмотрела на меня и с радостью в голосе произнесла:""Я люблю в жизни вагончик масла и кусочек хлеба,у меня такой принцип ! — Ожидая реакции, посмотрела на меня из под ,опущенной пряди седых волос.Я присел рядом с ней.

-Как зовут твою супругу?-Посмотрев в сторону кухни и опустив голову сказала она хриплым голосом.-Татьяна!-Торжественно сказал я ,улыбаясь жене. Лицо старухи выражало чувство спокойствия и уверенности.В переднюю она старалась никого не пускать,телевизор её был накрыт картонной коробкой,в углу стоял старый запылённый рояль,доски пола были широки и хорошо прокрашены,скрипели.Её дом из четырёх комнат стоял на углу пересечений небольших улочек.Двор тихий за высоким каменным забором.У неё еще квартировала одна семейная пара с Архангельска.Они старались не общаться и мы тоже  не стремились к этому,да некогда было.

В комнатах было прохладно из за толстенных стен дома.-Деньги прошу наперед, рубль с человека т. е два рубля за сутки.-Вздыхая глубоко,проронила она.-Хорошо! -Сказал я поднимаясь со скамейки. Она запела под нос песенку раскачиваясь из стороны в сторону.-Мне ведь много лет, я служила у Врангеля машинисткой,добросовестно,меня уважали, я вам сейчас покажу фотографии.Она тяжело поднялась со скамейки и переваливаясь, скрылась за дверью, послышалось хлопанье дверок шкафа,где зияли раскрытые окна и двери в комнаты. Вышла она важной походкой.-Вот я танцую в шляпе справа с офицером Смоленским.-Протягивая мне желтую фотографию, с мутным изображением.

С улицы доносился людской говор,и лай собаки. Таня позвала к столу.Стоял запах жареной картошки.-Я любила этого человека очень сильно.Он был худой и складный,офицерские сапоги сидели как влитые,пуговицы на кителе краснели медью.А когда он мне протягивал руку,мир переворачивался. Нам хорошо жилось в Крыму,но пришли красные,и всё обрушили.Уплыл он на пароходе в Турцию,а потом в Париж.Увидеть его для меня было великим счастьем.-Указывая своим темным, пальцем на фотографию. Потом она снова тихо запела, глядя на фотографию , прижимая ее к груди.-В день отъезда зашёл простися,заботливо обнимал меня,целовал,обещал вернуться за мной.Но к сожалению всё случилось не так,как мечтал он.

- У нее из глаз выкатились слезы, она быстро  вытерла,краешком фартука. С тех пор мы не виделись.-Как звали вашего молодого человека? -Сказал я, повернувшись к ней лицом, взяв за руку помог ей подняться с лавки.-Митя!-Ответила она тихим голосом. Море в этот день было спокойное, оно как зеркало блестело при ярком солнце. Пляж был многолюден, было шумно, играла музыка. А у меня в голове звучала мелодия той песни, которую старуха напевала. Я надеюсь, что я с ним встречусь! -Сказала она озабоченно посмотрев на меня. Ее сознание было поглощено им. Ей было 83 года. Жить и умереть с надеждой это великая сила. На следующий год мы в Евпаторию не поехали. Отдыхали в Мисхоре.   
\
(Анатолий Котов)


Рецензии