Пряники

ПРЯНИКИ.

В избе натоплено, за окном посреди редкого зимнего сада белым бело. На веревках весит окаменевшее белье, колодцы заледенели,смотрелись хрустальными. Слева у забора обледенение от помоев и выброшенной золы. В деревне лаяли собаки, слышна разговорная речь во дворах. Я оделся, взял лыжи, купленные отцом,новенькие, вышел во двор,покататься. Поднялся на горку, оглянулся вокруг,было по зимнему красиво, я покатился вниз,легко и задорно,получая удовольствие,от морозного утра. Дух захватывало от восторга.По снежной тропинке шатаясь шёл пьяный мужик.Возбуждённый чуя нелепость своего положения,нахально кричал и напевал песенку:"Белый свет мне не мил,всё я в жизни пропил."

-Толик поди ка ко мне! -Разнёсся голос матери по снежным просторам.-Сходи в магазин и купи сахару, поговори у меня! -Сурово ответила мать на мое не хочу. Она нахлобучила мне шапку на уши.-Уши не отморозь,вишь,как студено,лозины к земле пригнуло! -Я побежал по узкой заснеженной тропинке,на ходу было теплее ,а мужик шёл шатался и болтал в пьяном бреду всякую нелепость. Трактор грохоча, напрягаясь, тащил порожние сани в сторону колхозных дворов. Снег из под гусениц комьями летел в разные стороны,а из трубы валил черный дым.Пахло соляркой и копотью.

Шел по старому ветхому мосту ,через щели было видно заснеженное дно, укрытое толстым слоем снега. Я посмотрел со страхом вниз под мост .- Вот бы прыгнуть в сугроб с этой высоты.- Подумал я, приняв стойку для прыжка .Шатаясь остановился Колька Белый передо мной, с цигаркой в зубах,пуская дым в обе ноздри.Худой с железными зубами мужик.-Думай не думай, а не прыгнешь.-Сказал он хриплым голосом мелко покашливая,и часто сплёвывая слюну .-А я и не собирался прыгать надо мне!-Сказал я застегивая верхние пуговицы старенького пальто.-Ишь как раскашлялся?-Подумал я посмотрев в его жидко серые глаза.-И прыгну,но потом!-Тихо обошёл его и поплёлся по хрустящему снегу к магазину.

 Около магазина стояла тощая лошадёнка, запряженная в сани.Она мотала мордой и жевала сено,которое бросил хозяин под ноги. Я поднялся на заснеженное крыльцо переступил не высокий порог магазина,в нос ударил запах мятных пряников,селёдки,халвы и холодом. У прилавка толпились двое мужиков, один выше другого.Высокий с хорошо выбритым подбородком и большим носом,а низенький с птичьим лицом и бегающими детскими глазками. От них сильно пахло махоркой и водкой.-А закусить Егор! -Сказал один из них,тот который поменьше и вытаращил глаза на меня. -Завесь ка нам килограмм пряников мятных,детишек угостим.

-За прилавком стоял продавец Толька он казался выше и крупнее всех остальных с пунцовым большим лицом.Смущаясь я опустил голову,почесав затылок,привёл в порядок пальтишко,отряхнув от снега.Все притихли,продавец бросил на весы горсть мятных пряников.-Неужто угостить собирается?-Подумал я поднимая, взгляд вверх на низенького мужика.-Знать послушный пацан,коль в магазин ходит,на угощайся.-И протянул тяжёлую руку,дав холоднющие жёсткие,как придорожный камень пряники.-От старости спасенья нет,а вот детство быстро все забывают,а оно слаще пряника.А потом рутина, люди быстро вырастают,мужают ,а там и помирать пора.-Сказал маленький мужик, шмыгая носом.

-Вот давеча за санями бежал мальчуган,смешной,конопатый.-Дядь прокати,дядь прокати !-Кричал он.-Я хоть свистульку сделаю ребятне,хоть што и они рады радёшеньки увидеть меня д. Семёна.-Шмыгая сказал он трепая меня за голову.-А вот угадай загадку?-Затягивая папироску прошепелявил он,глядя на меня хитрыми глазами.-Два конца,два кольца посредине гвоздик.-И пошёл к выходу.-Ножницы!-Крикнул я громко,догоняя мужика,заглядывая ему в глаза.-Молодчина!-Сказал он и повалился в сани,взяв вожжи в руки.На улице,лошадка с мужиками скрылась в проулке.Лошадёнка к моему удивлению бежала очень быстро.

Бабы шли в магазин болтали ,переглядывались,кивали головой и дрожали от холода.-Отелилась вчерась.-Сказала полная низенькая.-Да что ты?-Промолвила вторая ,которая тоньше.-Ну теперь вы с молоком.-Удивлённо промолвила третья помоложе и по нарядней. Ресницы на морозе у меня заиндевели,понесло сильной стужей.Ступая по мосту,у меня не возникло желание прыгать в снег,даже, как  то страшно стало,я легонько вздохнул и побежал быстрой прытью домой .В сенях под ногами валялся венек из полыни,я обмёл валенки и поставил аккуратно его в угол.Открывая входную дверь я увидел в полутьме четвероного друга Шарика.Он был весь в снегу,по его космам свисали сосульки.

-Есть хочешь?-Сказал я и погладил его по мягкой шерстке.-Сейчас принесу.-Сказала я,ступив за порог избы. Дома я снял шапку,повесил пальтишко и сел на лавку к столу,ощутив покой и домашнее тепло.На столе парила разваристая картошка,а самовар пыхтел на всех парах. Пили горячий крепкий чай с сахаром в прикуску.Все раскраснелись после чая и разбрелись по своим местам.Мы с братом залезли на чуть теплую печку,где мы шепотом что то рассказывали друг другу. Я  аккуратно достал из кармана штанов пряники и мы бережно,с наслаждением их ели,откусывая по немногу.Нам просто весело стало на печке.

Анатолий Котов)


Рецензии