Евгений Попов
Скандал вокруг бесцензурного альманаха, затеянного Аксёновым со товарищи, наконец получил долгожданную развязку – в погромной статейке Феликса Кузнецова «Конфуз с «Метрополем» все точки над i поставлены: ах, мерзавцы, что учудить вздумали! – ужо им!..
Что последуют карательные меры – очевидно (сильнее, чем другим, достанется молодым поэтам и Евг. Попову с Виктором Ерофеевым), только А.А.Вознесенский в белых одеждах: когда отдавал в альманах свои стихи, они были якобы зарублены цензурой, а ныне – все легальным образом напечатаны.
24 марта 1983 г.
Появился Женя Попов – весёлый, хоть и сильно помятый (три года расплаты за участие в «Метрополе» даром не прошли). Отчитался, что за это время написал полсотни рассказов, и хорошо бы их куда-то сосватать. Легко сказать, только с «метропольским» ярлыком по редакциям ходить бесполезно. Зная трусоватость «ЛитРоссии», мог предложить лишь один вариант – попросить врез у Феликса Кузнецова: он метропольцев травил, ему их и отмазывать.
Идея Жене понравилась – тут же натюкали письмо в СП Феликсу Феодосьевичу. Не держа камень за пазухой, я известил об этом Лейкина, и он мудро заключил: «Даже если ФФ такую бумаженцию подпишет, пусть Попов с ней в «ЛГ» идёт, и если там получится – мы тут же следом...»
Глядя на Попова, убеждаешься: настоящий прозаик – не только лужёная задница, но и ангельское терпение: у кого другого руки опустились бы, но у Жени сибирский характер – любую травлю переможет.
4 января 1988 г.
Вечер Жени Попова в ВТО. Вёл «приспускатель оргазма столетий» Витя Ерофеев. Народу много (рекламный запас «Метрополя» не иссякает). Повидал почти весь семинар Слуцкого – от Гены Калашникова до Погожевой. Познакомился с Федотом Сучковым: поблагодарил за публикации Платонова, позвал в свою скульптурную мастерскую.
Когда прощались, я поцеловал Ахмадулиной руку и сильно покарябал нос об её массивный перстень.
– Не волнуйтесь, – успокоила Белла Ахатовна, – я не Лукреция Борджия.
19 февраля 1996 г.
Женя Попов с книжкой «Душа патриота» и текстами в «Стас».
9 декабря 1996 г.
Сергей Есин сделал в «Стас» эссе про Илью Глазунова (с прелестным названием «Гений с кисточкой»). Нынче Женя Попов принёс текст про Сысоева и его рисунки. Едва я отвлёкся, Чернов увёл Попова – втюхивать ему своё новое открытие. Вернувшись, Женя сказал: «Я всегда считал себя человеком, который знает кратчайшую дорогу в сумасшедший дом, но Андрей даст мне фору в сто очков вперёд!»
10 января 2000.
Неделю подумав, втравился-таки в «крокодильский» проект. Все нормальные люди от него отказались, а по мне – почему нет? Тем более, всего-то десять номеров. Я так устроен, что, предложи мне сделать один-единственный выпуск «Нового мира», без раздумий бы согласился...
Утром позвонил Игорь Иртеньев, уже похоронивший свой «Магазин Жванецкого», но от «Крокодила» тактично устранившийся: какая у тебя концепция? Сказал, что изложил её издателю на десяти страницах, которые пересказывать скучно, а в двух словах – журнал о смешном. Не сатирический, не юмористический – просто обо всём смешном, что есть в нашей жизни. Игорю такой ответ показался лукавым: темнишь? – вовсе нет.
А Женю Попова волнует другое: какой слоган на обложку вынесешь? Говорю, что ещё не решил.
– Но ты ведь платоновский человек, а Андрей Платонович что, по-твоему, написал бы?
– Есть у него такая мысль в записных книжках: для жизни нужные живые.
– Ну так и напиши прямо под шапкой «Крокодила»: ЖУРНАЛ ДЛЯ ЖИВЫХ.
– Не жутковато?
– Ты сам пять минут назад, когда рассказывал про сына, сказал, что забавный растёт, ж и в о й...
Значит, пусть так и будет.
11 мая 2000 г.
Всё-таки литературные отношения – материя особая.
Пришёл взвинченный Женя Попов и час пытался объяснить, что он сам предложил мне породниться и рад стать Тоше крёстным отцом, но только ПРИ УСЛОВИИ, что мы эту процедуру перенесём из Татианиной церкви в любую другую и заменим батюшку, поскольку с отцом Владимиром Вигилянским они теперь на ножах. И что во всём виноваты Юра Кублановский со своей дочерью и т.д.
Я ничего не понял из сказанного, но вывод один: крестины у нас завтра, и на Андрюшу Чернова в качестве крёстного отца нашего Антоши мы обречены.
16 апреля 2001 г.
Володя Любаров вытащил вечером в Галерею “Манеж”, где он со товарищи очередную выставочку учинили – “Белое крепкое” (2-я серия, в прошлом году “Красное сухое” было). Те же славные лица вокруг: Бардин-Клех-Климантович с Поповым и Пьецухом, под эгидой того же Салимона. И на стенках те же самые Гречина-Крымов-Нестерова-Назаренко-Чаругин... Гвоздём “инсталляции” был 10-литровый самогонный аппарат Жени Попова, лично им в полном комплекте притащенный из своего чулана. Ну и пили, понятно, “беленькую”. (...)
Хотел Витю Коркию на тост сподвигнуть, да он вместо водки таблетки от язвы глотал. Со скуки насел на Любарова – попросил внятно объяснить, отчего это на картинах у него все люди какие-то косопузые. Володя игру принял – свою жену, говорит, вечно живописую, и её феноменальные внешние данные определяют эстетику творца...
У Жени Попова другие проблемы – допекли его призывами встать на защиту НТВ, а как быть, если от киселёвской команды тошнит? – теперь вот доказывай всем, что ты не реакционер. Только Серёжа Бардин по-прежнему лёгок и беззаботен – вот уж кому не грозит с тоски удавиться!
7 февраля 2003 г.
(...) Вечером звонил Женя Попов – собирается идти в “Столичную” штатным колумнистом, Сашу Кабакова выручать. Моё бегство счёл опрометчивым – верит, что газета может раскрутиться.
3 января 2005 г.
Поздравляя Женю Попова, наконец выяснил причину мёртвого голоса Люси Петрушевской: месяц назад умерла её внучка (14-летняя дочь Кирюши, так и не вышедшая из своего инвалидного состояния).
12 января 2005 г.
Сообщение о закрытии журнала “Новый очевидец” (вчерашним числом) с чудесным присловьем: вся редакция распущена и прокомментировать сей факт некому. И что, собственно, комментировать – “третья попытка Моста” завершилась тем же, чем и все предыдущие: за полгода коллектив НО слопал все деньги, рекламы нет, и терпение владельца иссякло досрочно…
Заехавший в контору Женя Попов, выпучивая глаза и заикаясь больше обычного, поведал, что Саша Кабаков в ужасе – предусмотрительный, набрал прозы у полусотни авторов (на год вперёд), и теперь плачет горючими слезами, мучаясь необходимостью писать отказы...
6 января 2009 г.
Женя Попов позвал в т-р Пушкина на спектакль «Прекрасность жизни» (Совковый винтаж по рассказам Е.П.), который сделала Марина Брусникина. Автору нравится – считает, что этот компот из полутора десятков его рассказов вполне сценичен.
Поразительно, но среди 11 использованных в постановке артистов нет ни одного, чью игру можно отметить: двигаются хорошо, а речевые аппараты очень бедны интонационно – все кричат, а не разговаривают. Впрочем, я нынешний театр воспринимаю плохо, однако досидели до конца, хоть Хохлик несколько раз порывалась уйти.
После спектакля – славная прогулка по ночным бульварам в красивой рождественской подсветке.
13 сентября 2010 г.
Свадьба Васи Попова и Вивиан дель Рио. Немного напряженная, поскольку маменька Васьки от этого брака сына не в восторге и поздравить молодых не пожелала. А папенька, то бишь Женя Анатольевич, приехал и выглядел хоть рассеянным, но вполне представительным – его фотографии в итоге оказались удачнее, чем портреты молодых.
19 апреля 2012 г.
Заехал Женя Попов – подарил новую толстую книжку «@рбайт» (Первый в русской литературе интернет–роман)». Не сдаваясь времени и доказывая, что он не стал человеком вчерашнего дня (на обложке напоминает, что он – «самый весёлый анархист российской словесности»), Попов делает книгу из текстов, которые два года размещал в своём ЖЖ–журнале, имея возможность корректировать написанное в соответствии с комментариями френдов. Что-то я читал, но собранное в единый блок всегда выглядит иначе, так что буду читать насквозь. Выглядел Женя Анатольевич неважно, однако всё равно поснимал его на своей кухне и в нашем дворе (совсем неинтересно: всё-таки работать в цвете я так и не научился).
15 января 2015 г. / 100-летие Федота Сучкова
Незадолго до кончины Андрей Платонов написал: “Пройдёт всего 30 лет, и ни одного знакомого лица – ничто”. Сегодня так оно и есть.
Когда в 1981 году я занялся распечаткой его записных книжек, то – кроме вдовы и дочери Маши – успел застать десяток друзей Андрея Платоновича: Юрия Нагибина, Виктора Бокова, Василия Субботина, Виктора Шкловского. И ваятеля Федота Сучкова – автора мемориальной доски на флигеле Литературного института, где жил и умер гениальный писатель. <...>
В конце 1980-х в мастерскую Сучкова, где бывали Искандер, Казаков, Кублановский, Битов – был вхож и я. Пришедших встречал макет надгробия Шаламова – по замыслу: бетонная плита с проломленной дырой, откуда в обрамлении гнутой арматуры смотрел бронзовый портрет зэка, которого “органы” не выпустили из своих лап до самой смерти. По их же требованию надгробие “отредактировали” – на Кунцевском установили кургузую тумбу с головой, которую вскоре украли собиратели цветных металлов...
После смерти Сучкова в сентябре 91-го, мастерскую скоро отобрали, все оставшиеся работы перенесли в ПЭН-центр. Там, в обречённом на снос доме на Неглинной, Женя Попов и устроил вчера скромный вечер памяти Сучкова для двух десятков что-то ещё помнящих стариков (надо бы 27-го, да не это главное).
Горький юбилей...
ФОТО: Евгений Попов / Москва, 13 сентября 2010 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/
-----
Свидетельство о публикации №216120800577