Начало судоходства на реке Зея

Начало судоходства на Зее


Публикация: Паршин В. Начало судоходства на Зее // «Зейские огни»,  № 108, 6 июля, 1991 г.

      Василий Поярков в  конце 1643 года первым из русских землепроходцев вошел в Зею,  а в следующем году  спустился по ней к ее устью. 1643-1644 годы стали годами открытия Зеи, но до начала регулярного судоходства на ней было ее более двухсот лет.
     На Амуре начало судоходства известно. Эта дата давно стала воистину исторической: первый пароход вошел в воды Амура 31 мая 1854 года, он назывался «Аргунь» и командовал им А.С. Сгибнев. Этот же пароход в июне 1854 года вошел и в устье реки Зеи.
        Но вот вопрос о начале регулярного судоходства на реке Зее ( судоходства парового, а не лодочного) пока не выяснен. Между тем, этот вопрос очень важен в истории местного речного флота.

     Должен сказать, что ранее о начале судоходства на Зее нигде не писалось. В частности, не писал об этом известный историк амурского флота из Хабаровска А.Трошин, не смог ответить на него и историк флота из Благовещенска Ф.Ковалёв, не нашлось об этом никаких материалов и в музее города Зеи, куда я обращался.
    Итак, когда же началось регулярное судоходство на Зее? Анализ ряда материалов и фактов позволяет  определить это.
      Еще с основания Усть-Зейского поста (в 1856 году), преобразованного затем в город Благовещенск, началось планомерное изучение и освоение бассейна реки Зеи и ее притоков , от устья до самого верховья. Естественно, прежде чем начать регулярное судоходства на Зее требовалось изучение  и описание этой реки. Одним из первых в 1850-х годах  совершил  с целю изучения реки, плавание на плоту по Зее на значительное расстояние топограф Арсений Усольцев. Он сделал первую маршрутную сьемку. В 1856 и 1858 годах была снята и долина Зеи, затем  описание реки Зеи от устья до Селемджи осуществил Ф.Шмидт.
       Однако толчок к началу судоходства на Зее дало прежде всего деятельность Николая Амосова – основоположника золотого промысла в бассейне рек Зея и Селемджаю. Одна из первых экспедиций по Зее была организована им еще в июле 1859 года. Тогда, часть ее участников из Благовещенска подымалась вверх по Зее на лодках, а часть шла по берегу. После же открытия золотых россыпей в бассейне Зеи и ее притоке Селемдже, здесь началась настоящая «золотая лихорадка»

      1871-й год стал знаменательным годом. Именно этот год и положил начало судоходства на Зее, по крайней мере до устья Селемджи (с заходом в нее).
       Прежде всего, в 1871-м году был открыт Верхне-Селемджинский золотоносный район, и в этом же , 1871 году, началась и добыча золота в верховьях Селемджи. Добычу проводила созданная Средне-Амурская золотопромышленная компания. В год начала добычи золота был основан и самый первый,  и ныне старейший населенный пункт в верховьях Селемджи – поселок Лукачёк, сснован в 1871 году.
         Наконец, в 1871 году было организовано и «Товарищество  Амурского срочного пароходства». Естественно, что один-два из пароходов этой компании были использованы с этого, 1871 года, и золотопромышленной компанией для регулярной теперь  переброски по Зее  на Селемдже необходимого оборудования и рабочей силы.
К этому времени  на Амуре  уже было 12 пароходов, в частности, «Амур», «Лена»,  «Константин», «Николай», «Алексей»,  «Александр», «Казакевич» и другие На Зею вышел один из них, отличающийся малой осадкой и способный проходить по мелководным рекам. В прошлом , кстати,  пароходы доходили до Экимчана, а это более 400 километров от устья Селемджи.
     Несмотря на то, что фарватер реки Зеи и Селемджи был тогда изучен плохо и первые  пароходы  довольно часто садились на мель, освоение Зеи началось. Сильное наводнение на Зее в 1872 году и большой уровень воды, надо полагать, улучшили в этот начальный период судоходства, обстановку на мелководье.
      Необходимость судоходства по Зее и Селемдже и их притокам заставило промышленников с начала 1870-х годов строить как раз небольшие пароходы, которые поднимались в самые истоки Зеи и Селемджи, а вообще строительство пароходов для наших рек велось еще с 1850-х годов.
      Как видно, на 1871 год не случайно выпадает столько важнейших событий.  Вот почему, основываясь на вышеизложенных фактах, можно утверждать, что регулярное судоходство на Зее  (от устья до Селемджи) берет начало именно с 1871 года. Это подтверждается всеми фактами.

        Что касается отрезка Зеи от устья Селемджи до нынешнего города Зеи, то регулярное судоходства здесь, безусловно, установилось несколько позднее и начало ему положило основание первого населенного пункта на этом участке реки – Зейского Склада. Это произошло в 1879 году! Через некоторое время этот первый поселок был переименован в Зейскую Пристань (ныне – это город Зея). Зейский Склад стал с 1879 года, года основания Верхне-Амурской золотопромышленной компании, и туда начала ходить теперь регулярно по нескольку пароходов за навигацию.
       Итак, регулярное судоходство по Зее на участке Благовещенск – устье реки Селемджи началось с 1871 года, а на участке Благовещенск – Зейская Пристань – с 1879 года. Эти даты и есть  точки отсчета начала  истории  регулярного судоходства на Зее. Подчеркиваю – РЕГУЛЯРНОГО!
       Пароходы, ходившие с 1870-х годов  вниз и вверх по Зее, естественно регулярно приставали с этого времени к берегам всех деревень, которые основывались на Зее после 1871 и 1879 годов…
       Освоение  бассейна рек Зеи и Селемджи, основание на этих берегах населенных пунктов, увеличение перевозки грузов и пассажиров послужило дальнейшему развитию судоходства. Со временем здесь стало ходить несколько десятков самоходных и несамоходных судов. Первое сорокалетие – с 1871 по 1911 годы – ознаменовалось бурным развитием судоходства на Зее , что внесло огромный вклад в освоение нашего края.

               
                В.ПАРШИН
            ( Публикация дается с некоторыми сокращениями)


Рецензии