От кризиса до кризиса меланхолия тридцатилетнего

Вот и закончились поздравления с тридцатым  днём рожденья, трубы оттрубили, открытки отправились в стол, а на стене вконтактике появились записи на темы, не связанные с прошедшим «торжеством». Как раз с девяносто шестого, когда, собственно, группой «Сектор газа» и был выпущен альбом «Газовая атака», на котором звучала всем известная «30 лет», я ждал, что включу её по подобающему поводу. Как и интонация песни, спетой невесёлым голосом Хоя, настроение на границе юности и зрелости было окрашено в ностальгические цвета.  Фрагменты прожитых тридцати лет и зим, двадцать из которых я болел футболом, плыли перед глазами, пока я гонял на повторе по самому, что ни на есть подходящему, поводу, теперь уж точно исполняемой ушедшим навсегда солистом именно про меня,  «30 лет»…
Первый альбом с наклейками “Panini” появился у меня именно в девяносто шестом. Евро-96!  И, как ни странно, произошло это уже после проведения Чемпионата Европы, на котором наша сборная не вышла из очень сильной группы, в которой ей противостояли будущие финалисты турнира Чехия и Германия. Альбом я выпросил у родителей, поддавшись общему увлечению обменом недостающими наклейками с незнакомыми мужскими лицами, смотрящими с них. Ничего не говорящие мне на тот момент, но ставшие такими вожделенные в погоне за заполнением альбома, фамилии ласкали слух: Казираги, Альбертини, Клинсманн, Недвед, Джоркаефф. Названия клубов манили: «Реал Овьедо», «Реал Сосьедад». Я не понимал тогда разницы между «Барселоной», где играл Стоичков, и «Компостелой», где забивал Любо Пенев, смотревший на меня с соседней картинки. А стадионы: «Вилла Парк», «Энфилд», «Олд Траффорд» звучали какими-то сказочными манящими заклинаниями.
Интерес к игре постепенно рос, потихоньку узнавались правила, игроки, я сам стал пинать мяч во дворе. Следующее ярчайшее детское воспоминание, которое можно считать началом моего осознанного восприятия футбола, произошло в год финансового кризиса в России, в 1998. И это конечно же Чемпионат Мира! Он просто перевернул мое мировосприятие, заставив дышать футболом весь месяц его проведения! Самое интересное, что весь турнир, все трансляции из Франции я послушал по радио, находясь в деревне у бабушки! Старый приёмник с помехами доносил до моего сердца голоса комментаторов, кричащих фамилии действующих лиц: Лизаразю, Бэкхем, Бергкамп, Сампайо, Саморано, Миятович… Всех и не перечислишь. Они все были для меня звёздами! Они ими и остались, привив детской душе одну, но пламенную страсть на всю жизнь! Я сидел в майке с изображением Филимонова, который уже позже в девяносто девятом превратился из моего любимца в злейшего врага, пропустив тот самый мяч от Шевченко, и внимательно слушал как старший Де Бур передаёт мяч Овермарсу, а тот Коку. Я помню неожиданный и от того еще более захватывающий финал имени, на тот момент еще не облысевшего, француза, и следующий день, когда все наши деревенские «футболисты» перестали называть себя Роналдо, а сразу стали Зиданами. Это было что-то с чем-то!
Затем в стране бушевал кризис, но мама всё равно наскребла денег из некчемной зарплаты участкового врача, чтобы купить мне красно-белый шарф. И я смотрел противостояние своих кумиров с миланскими монстрами, за которых играл «Зубастик», обмотавшись своей ценнейшей реликвией. А потом, придя в школу писать сочинение на тему «Человек, на которого я хотел бы быть похожим» выбрал, не задумываясь, Андрея Тихонова. И это было искренне и от всего сердца, как и весь в футбол в годы Цымбаларя, Ривалдо, Конте, Джонса и Шукер был искренним и рождался в груди игроков, а не в головах агентов.
А потом был и Евро -2000, мимо которого нас «прокатил» выше упомянутый Шевченко. Была и сборная на ЧМ-2002, которую тренировал мой любимый Олег Иванович, которого уже так давно и так сильно не хватает нашему чемпионату.  Был и самый большой успех нашей сборной в Европе, случившийся после развала Советского Союза. Для меня показателем были слова еле стоящего на ногах от выпитого товарища, адресованные Аршавину, только что забившему третий гол в ворота сборной Нидерландов: «Как же он мне нравится!» А затем резко сменившееся, как его, так и всей нации отношение ко вчерашнему герою нации, после его слов про «проблемы».
Параллельно с последним успехом нашей сборной в Европе начиналась эра интереснейшего противостояния Роналду и Месси, выплеснувшаяся с футбольных полей в страницы социальных сетей злобных школьников. Сейчас и это противостояние, как и всё в нашем мире, имеющее свойства заканчиваться, медленно сходит на нет. Наша сборная вновь готовится к крупному турниру и вновь в стране бушует кризис. Будущее сборной, её тренера, как и страны в целом не очень понятно… Но я опять буду болеть за Россию, а потом за других своих любимых игроков из других сборных, которые несомненно есть у меня и сейчас. Это звучит иронично, как в известной шутке, но абсолютно честно и искренне.
За всеми этими турнирами, годами без чемпионств любимой команды, противостояниями великих футболистов прошли школьные и университетские годы, аудитории ВУЗа сменились офисными креслами, да и их переменилось уже неисчислимое множество. Товарищей и подружек заменили жена и дочка. И, размышляя в свои тридцать о своих прожитых годах, я не смогу сказать, сколько стоил доллар, например, в 2003, но точно скажу, что «Золотую бутсу» получил в тот год Рой Макай. Я запоминаю даты, ассоциируя их с футбольными событиями, так же как в своё время узнавал географию, изучая родные города и страны клубов и футболистов.
А еще у моей мамы дома хранится огромная подборка различных журналов о футболе, разложенная по месяцам и годам. Я собирал их все эти годы! Иногда прекращал, потом снова возобновлял. И я представляю себе счастливые глаза сына, когда я передам ему свои сокровища. Если бы мне тогда, в годы первого кризиса в стране, совпавшего с моей вновь приобретённой любовью на всю жизнь, подарил нечто подобное мой отец, я был бы самым счастливым ребёнком на свете. Я храню память о великих футболистах, великих матчах и турнирах, каждый день приумножая её, чтобы потом подарить своему наследнику. И пусть я не стал и уже  никогда не стану профессиональным футболистом, как мечтал когда-то, я всё равно несказанно рад тому, что футбол однажды взял и завладел моим сердцем. Ведь он дал мне столько разных непередаваемых эмоций: от грусти и разочарования до радости с эйфорией. И эти эмоции вместе со стеллажами памяти и моей личной футбольной библиотекой будут только приумножаться в будущем. Я уверен в этом, ведь в тридцать лет жизнь только начинается)))


Рецензии