Глб. 9. Ради самопознания Разума

  Иначе на вопрос "Зачем сущее и человек?" ответил пророк эпохи экспансии интеллекта Георг Гегель.
  В начале творческого пути философ изложил Новый Завет в своём понимании - написал "Жизнь Иисуса". Справедливо Арсений Гулыга назвал это произведение "Евангелие от Гегеля". Открывается    оно так:"Чистый, не знающий пределов разум есть само божество. ...разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель его жизни"(ФР,т.1,с35).
  В своей картине мира Гегель синтезировал идеи Библии, Платона,Спинозы, Канта.
  Сам он вполне адекватно считал себя апостолом нового времени.
  Познание - вселенский процесс. Воля к познанию - движущая сила. Всё сущее - это осуществление того возможного, посредством которого Абсолютный Дух познаёт себя, свою сущность. Всё, что он являет - только моменты в его самопостижении, только переходы в новое состояние. Человек - носитель духа, а дух - частица Абсолютного Духа.
  Отсюда и знаменитая формула философа:" Всё разумное действительно, всё действительное разумно."
  Космос вместе с человечеством - организм, задействованный в Абсолютном мышлении.
  Может показаться, однако, что этот маховик мышления перемалывает человека, как корова ромашки. Но приятней представлять, что поскольку Дух - это вариант Разума, то человек - одновременно и Его интеллектуальные достижение и оператор. Как часть Абсолютного духа разум человечества находится в состоянии преображения, совершенствования.
  Философия Г.Гегеля предлагает человечеству высокое ожидание.Нашему глобальному интеллекту предстоит совершить следующую гениальную подвижку, достойную усилий Абсолютного Духа. Каким будет перевоссозданное, новое сущее,зависит только от нас.
  Это изумительно красивая метафизическая картина. Она развивает евангельское представление о божественном совершенствовании человека и бытия.
  Метафизика нового апостола вдохновляла многих, в том числе К.Маркса. Он услышал в ней призыв к действию. Мир познан в его настоящем моменте, пора его изменять!Его собственное познание момента построило картину диалектики капитала и живого труда, из которой он и вывел свой проект классовой борьбы и обобществления собственности.
  В Западной Европе Марксов проект корректировался многими интеллектуальными силами. А в Россию овладевшие им люди приехали на пике социального кризиса, доведенного участием страны в войне до катастрофы. Иных антикризисных сил не оказалось. Россия утонула в крови. Но и жертвы оказались напрасны - социалистический проект не сбылся.
  Можно ли сказать, что метафизика Г.Гегеля не работает?
  Думаю, что эксперимент в России показал ошибки теоретиков и его организаторов.
  Глобальный ли социализм, локальный - прав оказался пламенный оппонент Гегеля 
писатель-философ Фёдор Достоевский:  любая замечательная идея переустройства общества
будет доведена людьми до абсурда. Общество - громадный организм,и мы не способны полностью понять происходящие в нём процессы, не способны эффективно корректировать
саму систему.
  Однако опыт Октябрьской революции показывает, что бывают такие исторические  ситуации, когда люди вынуждены искать выход из кризиса методом проб. И не исключено, что проба может оказаться успешной.
 
 
 




 





 


Рецензии