Собеседник...

Бывают такие дни, когда и вовсе не хочется выходить на улицу, а если уж вышел, то второпях возвращаемся домой к теплому очагу. Бывает так, что на дворе ни дождь, ни снег, ветер все поет свою грустную песню, а ты грустишь, глядя на нависающие в небе тучи.
Что может спасти человека, в такую неприятную погоду? Ответ на этот вопрос знал человек, который сейчас сидел на кресле напротив камина в местном трактире, который назывался «Зеленая рюмка». Он сидел там каждый день с четырех часов вечера почти до самой полуночи. Выглядел он весьма доброжелательно. Немного пухлый, носивший средней длины седую бороду, он походил на старого доброго Святого Николауса, которого в рождество так яро ждут все дети.
На переносице у него были круглые очки, которые все время блестели, как его залысина, которую он периодически протирал платком из внутреннего кармана пиджака. Приходя в это заведение на протяжении уже десятка лет, он все время делал один и тот же заказ: «Кофе, пожалуйста, и кипяточку…». Эти слова он говорил официанткам, которые за время его пребывания в этом заведении успевали смениться по десять раз.
Он никогда не устраивал дебошей, не пил, не играл в бильярд и ничего не читал. Все в округе знали его как «Собеседника». Он был человеком, способным выслушать любую историю и дать по ней мудрый совет. Сначала его присутствие в «Зеленой рюмке» никто не замечал, но, со временем люди стали приходить в этот небольшой трактир только для того, чтобы поговорить с этим человеком.
Так и сейчас, не изменяя своей традиции, он сидел в своем кресле, которое никто уже даже не решался занимать, слушал потрескивания дров в камине и наслаждался шумом ударов капель дождя о стекло. Он ждал. Ему было не важно, кто сегодня сядет напротив него. Будет ли это взрослый человек? А может ребенок? Быть может это будет человек, который будет и вовсе старше него. Запутавшаяся в перекрестках своей любви девушка или же мать, переживающая за сына, отправленного на фронт? Он не знал, ему это было не важно, он просто ждал человека.
Шаркающей походкой, с поникшей и промокшей головой в трактир вошел молодой парень в коричневом пальто и в прямоугольных запотевших очках. Войдя в дверь, он слегка потряс головой, смахивая с волос дождевую воду. Сбросив свое пальто на вешалку, он тихо подошел к креслу, стоявшему напротив старика и сел в него. Не говоря ни слова, он жестом позвал официантку.
- Кофе, пожалуйста, мисс. Да и, если можно, кипяточку моему собеседнику. – он достал платок и медленно стал протирать очки. – Вы замечали, как быстро способно портиться погода в самый неподходящий момент?
Старик легко улыбнулся и потянулся за своей чашкой кофе, не говоря ни слова. Он отпил чуть-чуть, слегка потер руки, чтобы согреться и кивнул своему собеседнику в знак того, что он может начинать свой рассказ.
- Знаете, мне даже как-то неловко к вам с этим подходить, но что делать, если все другие отказываются слушать…
- Юноша… - вдруг улыбнулся собеседник, - Вы же не собираетесь продать мне страховку?
- Нет, ну что вы. – улыбнулся в ответ молодой человек, протягивая руку за кофе, который ему только что принесли. – Хотя в наше время страховка никому не помешает.
- Истину изрекаете, молодой человек. – старик отвернулся от окна и сел в кресле поудобнее. – Вы можете говорить здесь без стеснения, трезвые тут слишком воспитаны, чтобы слушать вас, а нетрезвые слишком пьяны, чтобы помнить, о чем вы говорили.
- Что ж, тогда я, пожалуй, начну. Зовут меня Эндрю Вентлер. Дело в том, что у меня весьма незаурядный способ зарабатывания на жизнь. Я простой адвокат. – мистер Вентлер немного опустил подбородок, как бы подтверждая неважность своей деятельности. – Я пришел поговорить к вам о своем последнем деле.
- Продолжайте… Я слушаю вас. – старик долил кипяток к себе в кофе.
- Вам когда-нибудь хотелось вспомнить то, что вы когда-то забыли? Вновь пережить моменты, которые вы когда-то переживали, вспомнить свою молодость?
- Вы все-таки предлагаете мне страховку. – улыбнулся снова старик. – Признаюсь честно, что хотел бы.
- А теперь представьте на секунду, что человек вашего возраста вдруг начинает вновь предаваться прежним увлечениям, свойственным ему в молодости. Мой клиент, не будем говорить кто он, которого я сейчас защищаю в суде, не будем в каком, стал виновником трагической аварии. Из-за него погибли невинные люди. Все случилось потому, что он, ностальгируя о том, как он раньше водил свой Кадиллак, решил снова сесть за руль машины своего сына. Конечно, все это лишь несчастный случай, но он винит себя в произошедшем и наотрез отказывается от защиты. Что мне делать? Как убедить его в том, что нужно бороться за свою свободу?
- Вы знаете, мистер Вентлер, этот человек никогда уже теперь не будет свободным. Не потому, что закон осудит его по справедливости, нет. Возможно даже, что он избежит такого наказания. Но этот ваш «клиент» понимает, что вина за те жизни, которые были утрачены в этой трагедии лежит на нем. Если бы он был молод, как вы, то не отказался бы от защиты, ведь у него была бы вся жизнь, чтобы замолить свои грехи и исправить ошибки. Сделать хоть что-то, что могло бы предупредить других людей, помочь им избежать его участи. И то, что он отказывается от ваших услуг это свидетельство того, что он пытается сам себя наказать за содеянное, облегчить груз вины. Это хороший человек, и я ему искренне соболезную.
- Но как мне убедить его в том, чтобы он защищал себя на суде?
- Его судьба уже его не беспокоит. Он не будет думать о себе. Взывайте к его любви к сыну. Ведь если он погибнет там в неволе, то его сын, который тоже, на мой взгляд, виновен в произошедшем, никогда не сможет себя простить. Думаю, это его убедит.
- Спасибо! Большое, вам, спасибо! Я непременно так и сделаю. – Эндрю встал, заплатил, собирая свои вещи, и воодушевленно направился к выходу.
- Мистер Вентлер, пока вы не ушли. Простой адвокат заботится о своем выигрыше, хороший адвокат о свободе человека, которого он защищает, но только истинный защитник печется о его судьбе. Вы сделали правильный выбор. – старик улыбнулся и снова повернулся к окну.
Никогда еще Эндрю Вентлер не был уверен в себе, как сегодня. Он накинул пальто и пулей выскочил из трактира. Еще минуту старик наблюдал за этим молодым человеком в окно, до тех пор, пока тот совсем не скрылся за кирпичными домами.
Разговор получился коротким, но, все же, принесшим некую пользу. Старик все так же безучастно смотрел в окно, попивая изредка кофе, а за окном все так же шел ленивый дождь, нагоняющий на людей лишь тоску. Старик специально смотрел именно в окно, потому что в трактире уже около часа сидела женщина, которая все чаще и чаще на него озиралась. Он знал, что она хочет с ним поговорить, но старался ее не торопить.
Наконец, видя, что старик и вовсе не обращает на нее внимания. Молодая особа в широком платье и с кокетливой шляпкой на голове присела напротив него. Волосы у нее были прямые, что было довольно удивительно для тогдашней моды. У нее были весьма милые черты лица, походившие на ангельские, очень большие карие глаза и маленькие, но чрезвычайно сочные губы.
Присев на кресло, она легко кашлянула, намекая своему собеседнику, что пора бы уже обратить на нее внимание. Старик медленно повернулся и, улыбнувшись, заговорил:
- А, юная мисс, я уже думал, что вы не ответите на мое приглашение присесть рядом. – он хитро приподнял брови.
- Какое-такое приглашение, сэр, вы уже целый час смотрите лишь в окно, совершенно не обращая на меня внимание. На секунду мне показалось, что вам совершенно все равно сяду я к вам или нет. – голос девушки звучал немного обиженно.
- Вы либо сели бы, либо нет, это нисколько не зависело от меня, это зависит от того, насколько это было нужно вам. Лично я думаю, что вы до последнего сомневались, стоит ли мне что-нибудь говорить, до тех пор, пока я не дал совет юноше, который так счастливо куда-то убежал, да хранит его Господь. – старик снова отпил свой кофе и сделал знак официантке, что пора бы добавить немного.
- О, позвольте я об этом позабочусь. – смущенно сказала юная леди, которая была поражена тем, как старик только что буквально прочитал ее мысли.
- О, нет, мисс, к сожалению, я не могу себе позволить, чтобы за меня расплачивалась дама, если я позволил это сделать тому юному джентльмену, то в вашем случае, я вынужден отказать. – он достал купюру из своего кармана и положил ее на поднос официантки, которая только-что принесла кофе. – Прошу вас, рассказывайте, я вас внимательно слушаю.
- Вы знаете, я не уверенна, что могу обсуждать с вами настолько откровенные темы, но мне просто больше не к кому пойти и поговорить об этом. Мое сердце разрывается от избытка чувств, которые я сейчас испытываю. Такого никогда не было в моей жизни. Мне показалось, что я, наконец встретила мужчину, с которым хотела бы провести остаток своих дней.
- Это прекрасно, мисс… Эм…
- Уилкенс, Эмма Уилкенс.
- Что ж, мисс Уилкенс, я могу лишь порадоваться за вас, но уверен, что будь все так прекрасно вы не пришли бы сегодня ко мне.
- Это чистая правда, увы, все не так хорошо, как хотелось бы. Тот мужчина, которого я для себя выбрала, он меня отталкивает и говорит, что боится того, что я не буду ему верна. У него уже было так в прошлом, поэтому сейчас он немного остерегается.
- Мисс Уилкенс, скажите, а как этот мужчина обходится с вами?
- О, он чрезвычайно галантен, вежлив и романтичен. Когда я думаю о нем, то мое сердце начинает биться чаще. – глаза юной девушки устремились вверх в поисках мечтаний о будущем с этим мужчиной.
- И вы, разумеется убеждали его в том, что всецело ему преданы и это его не переубедило?
- Да, я не знаю, как еще это ему доказать. Мне становится очень больно и обидно, меня будто разрывает изнутри от негодования.
- А что же от вас требует этот молодой человек? – старик начал барабанить по ручке своего кресла.
- Да ничего не требует… Он лишь намекает на то, что лишь истинный порыв моего доверия, способен убедить его в том, что он для меня много значит и, что он единственный для меня. – юная леди грустно опустила глаза.
- Не печальтесь, мисс Уилкенс, этот ваш прекрасный джентльмен, всего лишь жадный охотник до дамской компании, или же, глубоко порядочный молодой человек, что в наше время большая редкость. Я могу дать вам лишь один совет, который сможет выявить кем из них двоих является ваш возлюбленный.
- Какой же? – трепетно спросила Эмма.
- Скажите ему, что вы доверяете ему настолько, что хотите за него замуж. Это ведь огромный скачок доверия, не так ли? Одна семья – это нечто большее, чем даже самые откровенные отношения и обещания. Если он согласится на это, то знайте, что этот молодой человек действительно был кем-то обманут и теперь ищет спокойствия и верности. А если он отвергнет ваше предложение, то можете быть уверенны, что он никто иной, как дамский угодник. В таком случае, смело его бросайте и даже не думайте грустить по этому поводу. – закончив свою речь, старик снова отпил из своей чашки и повернулся к окну.
- Да, наверное, вы правы, именно так я и сделаю! Спасибо, я даже не знаю, как вас благодарить.
- Просто будьте счастливы мисс Уилкенс. Это будет лучшей благодарностью.
После того, как ушла Эмма, еще несколько человек успело подсесть к старику и поговорить с ним о своих проблемах. Он терпеливо всех выслушивал и давал неплохие советы. Люди, которые садились в кресло напротив него получали глубокое облегчение и довольными покидали трактир.
Каждый день, когда «Зеленая рюмка» должна была закрываться, старик вставал со своего кресла, оттряхивал костюм, платил за кофе, который он уже развел до состояния простой воды, оставлял чаевые и уходил.
Так произошло и сегодня. Он повторял этот ритуал день за днем, на протяжении стольких лет, что уже никто не обращал на это внимание. По привычке он поправил ремень на брюках, накинул свое черное пальто, раскрыл зонт и вышел прочь из своего любимого заведения.
Ему вслед весело смотрели все сотрудники этого дивного места. За все те годы, которые этот человек тут провел, он успел помочь почти всем, кто его об этом просил. Фигура старика все дальше и дальше уходила вверх по улице и, вскоре, очертание его тени и вовсе исчезло.
На следующий день, когда подошло время, официантки вновь поправили кресло и взбили подушки. Пыль была протерта, камин растоплен, дождь медленными каплями начинал барабанить по стеклу. Через минуту на столе уже стоял разогретый кофе, но собеседника все еще не было.
Он никогда не опаздывал. Никогда не пропускал ни одного дня. Не было еще доселе такого, чтобы старик не занял свое излюбленное место ровно в четыре часа вечера и не сделал свой первый глоток крепкого кофе. Когда он не пришел, то сомнений никаких быть не могло.
Весь персонал «Зеленой рюмки» был удручен и взволнован тем, что на своем привычном месте не сидит седоволосый старик-собеседник. Напитки подавались медленно, люди, приходившие один за другим, интересовались где же старик, на что официантки грустно пожимали плечами, не хотя признавать страшных догадок, которые они предпочли запрятать поглубже в своем сердце.
Веселый и бодрый в трактир ворвался Эндрю Вентлер, спешивший рассказать своему собеседнику за чашкой кофе о том, как успешно он провел беседу со своим подзащитным. После разговора с официантками, лицо Эндрю поникло, и он загрустил. Встряхнув головой, он попытался узнать, где живет этот достопочтенный старик. Он спрашивал у персонала, у людей, которые с ним беседовали, никто этого не знал. Он встретил Эмму Уилкенс со своим возлюбленным, которые тоже пришли отблагодарить этого человека и узнать его имя, чтобы назвать в честь него своего первенца.
Но оказалось, что ни имени, ни адреса никто не знает. Оказалось, что тот человек, который проявлял ко всем такую заботу и участие, сам никому был не интересен. Это было вовсе не потому, что людям было все равно. Нет. Просто порой, окунаясь в свои проблемы, мы бежим к людям, способным их решить и думаем, что у них-то проблем и нет. Думая о том, как помочь себе, мы забываем поинтересоваться другими людьми, узнать, чем они живут, как их зовут, иногда мы даже забываем поздороваться.
Старик, который на протяжении стольких лет помог стольким людям, исчез, будто бы и вовсе никогда его и не было. Кто-то говорил, что это было чудо, что это был ангел, который помогал людям, кто-то, что он просто умер от чахотки, или его забрали дети.
Как бы там ни было, Эндрю Вентлер нашел тех людей, которым помог этот прекрасный человек и собрал с них пожертвования. Теперь в этом всеми известном трактире стоит памятник, в котором человек сидит в кресле возле камина и смотрит в окно, так же Эндрю поговорил с хозяином трактира и тот согласился каждый день в четыре часа ставить перед этим памятником горячую чашку кофе.
Каждый, у кого в душе есть какие-то сомнения и невзгоды, приходит снова в этот трактир, заказывает кофе, садиться напротив и шепчет или говорит про себя о своих проблемах. Знайте, что как бы плохо и одиноко нам не было, мы должны понимать, что где-то есть человек, готовый нас выслушать. Что где-то есть тот, кому не все равно – твой собеседник.


Рецензии