Погарский хутор

               
Разглядывая карты Менде 1862 года с целью поиска и изучения тех мест в родном крае, где получил жизнь я сам и рождались, жили, умирали поколения моих предков, наткнулся на заштрихованный квадрат с подписью «Господское гумно».
То, что господами в нашем уголке родного рязанского края на границе с мордовскими лесами бывшей Тамбовской губернии были на протяжении более века князья Гагарины, не было секретом.
В моем детстве, пришедшемся на 50-60 годы прошлого века жило еще много старых, да и не совсем старых, людей захватившим проклятый царизм.
И показывая на поле, находившемся на другом берегу речки Черной и примыкавшем к нашей небольшой деревушке, отец рассказывал мне, что здесь находилась усадьба князей.
В поле, давно уже многократно перепаханном, все еще выпахивались обломки кирпича и бутного камня.
Деревушка же наша, начинавшаяся на речке напротив этого самого поля, шла вверх вдоль речушки где-то километра с полтора и заканчивалась, не доходя еще с километр до леса.
Называлась она Покровкой, Жульевкой тож, и основана была в основном переселенцами из села Салтыково, в старину Салтыковы буты.
Жульевка было названием неофициальным, но тем не менее у окрестного населения более востребованным.
Название получила за жуликоватых жильцов своих.
Покровка же было названием официальным, на которое писались письма которое было записано в свидетельстве о рождении.
Часто так случалось в старые времена.
Второй порядок в деревни, на другом берегу Черной речки, назывался Погарями.
Якобы жил там звонарь Салтыковской церкви, ставший прорицателем. Он в какое-то время приобрел дар предвидеть пожары, предсказывать их.
И хаты загорались, звонарь сломя голову бежал звонить….
Но народ верит в чудеса до тех пор, пока они не затрагивают его интересов.
В нашем случае дотошные мужики звонаря избили, власти сослали его куда-то далеко, деревня гореть перестала.  Часть же деревни, пострадавшая от пожаров, получила название Погарей.
Все было правдоподобно, логично и относилось по времени к 30-м годам прошлого века.
Но пришло новое время, технический прогресс дал новые возможности для исследования родного края и копаясь в выписках из архивов Спасского уезда Тамбовской губернии, я наткнулся на такой текст.
«Крестьяне д. Крутой в 1912 году не давали перевозить локомобиль с молотильной машиной из Вадашкинского на Погорский хутор князей Гагариных.»
Деревня Вадакша существует и сейчас в нашем околотке. После революции в ней была организована коммуна, давшая впоследствии жизнь совхозу «Свобода».
А в начале 20-го века у князей Гагариных существовало два хутора, Вадакшинский и Погарский. И деревня Крутая, в последствии Крутое, находилась по пути из одного в другое.
Гагарины слыли в то время крупными землевладельцами, лесопромышленниками, широко применявшими в своих хозяйствах передовые методы.
Но в зависимости от этих характеристик они не переставали ко всему прочему быть эксплуататорами местных крестьян и своими действиями провоцирующих крестьянские протесты.
И крутовские мужики при удобном случае воспользовались поводом.
Конец данной истории неизвестен, но, скорее всего, мужики были наказаны, машину довезли.
А через какие-то 5-6 лет усадьба князей была разгромлена….
История же моей маленькой деревушки Покровка, Жульевка тож, раскрыла новую страницу.
И повзрослела почти на столетие. Поскольку гумно это была в те времена часть сельскохозяйственного производственного процесса по обработке зерна.
И представляло собой расчищенную изолированную площадку, где производилась молотьба, очистка и сортировка зерна, складировались снопы. Зимой площадка для молотьбы заливалась водой.
При площадке находился хутор с обслуживающим персоналом, то есть крестьянами.
А в историю со звонарем я верю…. Так уж живо про нее рассказывали старые люди…..

К слову.
         Менде А.И. с 1849 по 1866 гг. выполнял полуинструментальные съемки, которые за 17 лет охватили площадь размером 345 000 кв. верст. В том числе и Тамбовской губернии.


Рецензии