Встречи с музыкой. Клод Дебюсси

1. Формула импрессионизма

Импрессионизм Клода Дебюсси – это неразрывное триединство звука, краски и смысла.

В импрессионистической музыке Дебюсси отображается природа и впечатление от природы. Следовательно, его музыка состоит из двух элементов: объективного и субъективного.

2. Изобразительность

Дебюсси – пантеист и гедонист. Он всецело растворяется в природе, испытывая радость от полного слияния с миром.

Дебюсси находится в сакральной близости с природой.

Тихую задумчивость неожиданно сменяет взрыв эмоций – такова музыка Дебюсси, в чьей душе властвуют природные стихии.

Музыка Дебюсси многозначительна. Она даёт слушателям простор для воображения: хотите тёплое, ласковое море – увидите его, хотите штормовое – почувствуете его!

Дебюсси – композитор лунного света.

Дебюсси запечатлевает в музыке волшебство лунного света с потрясающей выразительностью.

Дебюсси, любуясь красотой природы, ищет её тайный смысл.

3. Красочность

Дебюсси – гений пейзажно-пленерной музыки.

Дебюсси обогащает музыку звукотембрами и звукокрасками. Его произведения необыкновенно колоритны.

Дебюсси – непревзойденный мастер акварели и вдохновенный поэт в музыке.

Да, Дебюсси «видит» природу глазами и охватывает её всем своим поэтическим существом.

Дебюсси создаёт изысканную, деликатную красоту в музыке.

Дебюсси – композитор пейзажной звукописи с богатой палитрой красок, их тонами и полутонами, например в очаровательной и таинственной опере «Пеллеас и Мелизанда».

Дебюсси пишет романсы для такой же изысканной и тонкой публики, каков он сам в искусстве.

Дебюсси наряжает симфоническую музыку в роскошные оркестровые убранства.

Фортепианная музыка Дебюсси светится перламутровыми красками.

Изобразительность музыки Дебюсси глянцевая: китайско-японская.

4. Черты стиля

Среди композиторов Дебюсси – белая кость, аристократ духа.

Музыка Дебюсси, словно родниковая вода, очищает и просветляет душу.

Фортепианный Дебюсси привлекает внимание созерцательной лирикой. Она отличается ангельской чистотой и святостью.

Фантазия Дебюсси несётся на крыльях впечатлений о природе и воспоминаний о прошлом.

Неповторима оркестровая музыка Дебюсси: интеллект композитора выстраивает ажурные звуковые конструкции, наполненные свежим воздухом едва уловимого впечатления от природы.

Тихое созерцание мира определяет интимный характер музыки Дебюсси.

Особенно притягательна меланхолическая лирика Дебюсси.

5. Композиторы и живописцы

Дебюсси – Франсуа Куперен, живущий на рубеже XIX-XX веков!

Дебюсси восторгается гениальной музыкой Фредерика Шопена.

Отдаём ли мы себе отчёт, сколько одухотворённой шопеновской лирики присутствует в фортепианных пьесах Дебюсси? Чувствуем ли мы в музыке Дебюсси красоту, изысканность, нежность, благородство и рыцарскую преданность женщине?

Клод Дебюсси – живописец в музыке, Клод Моне – музыкант в живописи. Оба творца стремятся к синтезу искусств.

Дебюсси и Морис Равель взирают на храм природы с восторгом!

Море Дебюсси – прозрачное, акварельное, Равеля – яркое, живописное.

Дебюсси и Отторино Респиги по-разному смотрят на природу: один любуется ею, второй – «изображает» её. Дебюсси более субъективен, нежели Респиги. При этом их музыкальные картины одинаково красочны.

У Дебюсси – яркий, дневной импрессионизм, у Респиги – тёмный, вечерний.

Импрессионизм Дебюсси – утренний, Равеля – дневной, Респиги – вечерний. После них наступает экспрессионизм ночных видений Рихарда Штрауса.


Рецензии