Сыны Гермеса

Поговорим об алхимии, алхимиках и о бессмертии, как его понимали истинные " Сыны Гермеса".






Гермес Трисмегист.


Неправда,что древние египтяне верили в воскресение плоти, чему и служил обряд мумификации. Археологи знают, что тело, просто закопанное в сухой африканский песок, сохраняется лучше, чем мумия, обработанная жидкими смолами. Об этом не могли не знать и сами жители здешних мест.

Не к Судному дню и восстанию мертвых из гробов-саркофагов готовили египтяне своих умерших. Им, мудрым, было ведомо, что бессмертие - естественное состояние Природы и что едина и не остановима Жизнь в бесконечной смене умирания и рождения. Как и эзотерики всех времен, египетские жрецы знали, что бессмертному духу, скрытому в человеке, трудно расстаться со смертным телом и «выстилающей» тело столь же смертной душой. Привязаны они к земле нитями кармы: держит груз содеянных поступков и следствий, ими порожденных. Мумификация служила очищению тела, и когда мумифицированное тело, как исполнившая свое предназначение оболочка, оставалась на земле, дух - Ка, подобно светящемуся призраку, устремлялся в долгое путешествие. В конце его он сливался с Солнечным Духом, Амоном-Ра или включался в новый жизненный цикл, в новом теле.

«Ты осмотришь свое тело и найдешь его целым и здоровым, Ты направишься на небо и ты проникнешь в подземный мир в любых обличьях, которые тебе понравятся», — написано в египетской «Книге мертвых».

А Гермес Трисмегист в своей «Изумрудной скрижали» об этом писал так:

Отдели Землю от Огня,
тонкую форму от грубой…
Восходи от Земли к Небу
и снова сойди на Землю…

Что это — инструкции Гермеса для алхимиков или Формула бессмертия?

Гермес Трисмегист (что означает Гермес «Трижды величайший») - легендарная личность, которую алхимики, называющие себя Философами Огня и Сынами Гермеса,  почитают за своего прародителя. Скорее всего, он был египетским адептом самого высокого ранга. При погружении в историю и мифологию  с удивлением видишь, как в древних сказаниях Гермес неожиданно превращается в Тота, Тот в Меркурия, Меркурий - в Мерлина…

Имя Тота по легенде носил царь, который в «раннепервобытную» эпоху правил Египтом. Он был одним из семи «Сияющих» — лунных предков, богов-основателей египетской цивилизации. Дальнейшая судьба этой мифической личности крайне сложна, даже древние авторы путались в его многочисленных именах, называя его то Гермесом, то Меркурием, то снова Тотом. Исследователи полагают, что в еврейскую мифологию Тот проник в облике Еноха, а в кельтскую — Мерлина.

В древней истории высвечивается целая вереница реальных Гермесов, Меркуриев, Тотов (Ямвлих в «Египетских мистериях» называет Тотом «третьего Гермеса», а его предшественника - «первым Меркурием»). Все дело в том, что в сферах эзотерических было принято, чтобы адепты посвященные высших степеней, брали имя своего бога. У Тота было много «духовных сыновей» -  великих философов, поэтов, ученых, царей. Они излагали свою мудрость в сочинениях, от которых сохранились обрывки, бесценные фрагменты, получившие название «герметических». Их смысл темен, словно головоломка, и труднопостижим. Я всегда мечтала понять суть загадочных слов. Мне казалось, что, если я их пойму, передо мной откроется древняя тайна инициации — посвящения.

Древние мистерии по сути своей не были обучением или приобретением какого-то секретного знания. Они были испытанием духа, прохождением через особого рода опыт, сходный с освобождением от пут тела в момент смерти. Конечно же, мистерии строились на гипнозе, техникой которого древние жрецы владели в совершенстве.

Что же было целью этого эксперимента над психикой? Состояния, пережитые во время посвящения, не проходили для мозга бесследно, поднимая способности ума на новую ступень. Можно даже сказать, что это было уже абсолютно иное состояние ума, иное миропонимание, порождающее иные желания и поступки. Посвященному «вручался меч духа», что говорило о максимальной степени мобилизации воли, устремленности в будущее, способности к действию, которое, порой, равно подвигу.

В Агни-йоге об этом написано так: «В таинствах Египта было действие, называемое «Заострением меча». Испытуемый помещался в темноту, к нему приближался Великий Иерофант, открывал ему некоторые из Тайн, и свет озарял Иерофанта, потом все снова погружалось во тьму. Затем подходил жрец, называвшийся Искусителем. Из тьмы голос Искусителя вопрошал: «Брат, что ты видел и слышал?» Испытуемый отвечал: «Меня почтил присутствием Великий Иерофант». — «Брат, убежден ли ты, что это был сам Великий?» - «Мои глаза видели и уши слышали». — «Но образ мог быть обманчив, а голос подложным». — Тогда испытуемый или терялся и был оставляем или исполнялся твердости и говорил: «Можно обмануть глаза и уши, но ничто не обманет сердце, ибо заострен меч, мне доверенный...».

Что означает анкх — египетский крест с кольцом наверху? Этот символ, происхождение которого ученые-египтологи сводят к «ниломеру» или, еще лучше, к «сандалии с тесемкой», мне кажется, есть не что иное, как знак посвящения. Блаватская видела в символе анкх «распятие людских страстей перед ликом Солнца», высвобождение из-под бремени низшей, грубой природы — бессмертного духа. Она описывала процедуру инициации так: будущих посвященных привязывали к перекладине в форме креста и погружали в трехдневный сон. Потом из темноты святилища испытуемых переносили к выходу, где диск солнца (кольцо над крестом анкха - не что иное, как солнце) пробуждал их к жизни...

...Современные египтологи до сих пор спорят, как на самом деле звучало имя бога - Тот или Джехути. Неясна и его этимология, некоторые производят его от коптского слова, означающего «северный ветер».

Когда египетский Тот превратился в Гермеса, древний дух бога знания вселился в исключительно «крылатое» существо: два крылышка было у Гермеса на головном уборе и по паре - на каждой из золотых сандалий. Вестник богов, он стрелой носился по воздуху. Эфир был его стихией, да и сам он был ветром — мыслью в полете.

Мысль ведет к действию, а действие порождает мысль. Разум всегда в движении, поиске, ему, как пища, нужны новые впечатления, новая информация, новые контакты. И потому Гермес-Меркурий стал богом предпринимательства и торговли.
Ум нарушает все запреты, для него нет границ, как нет пределов его возможностям. И потому этот бог крылат и летуч, как ветер, хранит в пути странников. Он бог тех, кому тесны клетки, порой называемые «гнездами»...

Египтяне отвели Тоту для обитания Луну — в знак его величайшей мудрости, которая как свет сияет во тьме. Луна, вечно меняющаяся и неизменно все та же, была символом колдовского перевоплощения, помогая вести счет дням и месяцам. Именно Луна стала основой календаря, а священное число 7 возникло из 28 дней лунного цикла.

Тот изображался в виде человека с головой ибиса: клюв ибиса напоминал серп Луны. В одной его руке была кисточка для письма, в другой - дощечка, на которой он выводил буквы. Властелин над временем, создатель календаря, астроном и маг, Тот был еще изобретателем письменности и хранителем библиотек.

Поэт, чародей, Тот главным своим колдовским средством считал речь. Чары слова, а «мед поэзии» в особенности, позволяют подчинить воле мага даже самый упрямый рассудок. Возможно, что и Орфей был одним из ликов Тота.

И не забудьте главную обязанность Тота — быть посредником между людьми и богами. Он одинаково вхож в оба мира, жизни и смерти, связывая собой реальность и потустороннее.

Его кадуцей, жезл, увитый змеями, имеет свойство усыплять и пробуждать. «Хранитель сновидений», Тот черпает драгоценные сны из своей сокровищницы и рассылает тем, кого любит и бережет.


Парацельс.

Парацельс был истинным странником. Его жизнь настолько загадочна, что ее невозможно восстановить даже по крупицам. Она целиком состояла из бесконечных перемещений по городам и странам: бездомный бродяга и полунищий врач-чудотворец он мог неожиданно возникнуть где-либо и столь же неожиданно оттуда исчезнуть. Часто исчезновения эти были похожи на бегство. Факт объяснимый: в шестнадцатом веке еще было принято сжигать на кострах еретиков и «чернокнижников». А отношение Парацельса к церкви общеизвестно. Монахов он называл «пожирателями милостыни», а о церкви высказывался так: «Разговаривай сам с собой, не позволяй попам становиться между тобой и Божьим словом».

Дорога его жизни похожа на пунктир. Объехав всю Европу и Британские острова, Парацельс мог затеряться где-нибудь на несколько лет, и где он был - неизвестно. Есть предположение, что он побывал и в России. А эти его слова: «Неверно, что я узнал Азию и Африку и перелистал эти страницы. Но кто же смог бы бродить во всех уголках мира?» - часто истолковывают в обратном смысле, как прямое указание на то, что и в Египте, и в Индии Парацельс все же был.

Возможно, что он являлся одним из тех семи, кому раз в сотни лет открывается путь в Агарти. По легенде, шестеро возвращаются обратно в мир, обогащенные новыми знаниями.

Этому врачу было подвластно лечение любой болезни. Нет возможности повторить его опыт, потому что многочисленные труды Парацельса, посвященные врачеванию, написаны на языке, принятом в среде алхимиков. Он строится на шифре, символике букв, загадочных образах, магических заклинаниях.

Этот невысокий горбатый человек в простой рабочей рубахе и черной шапочке на голове, никогда не расставался с мечом, прикрепленным к истертому до дыр кожаному поясу. В рукояти этого меча хранился какой-то порошок. О том, что это было, идут споры по сей день. Опий? Какие-то толченые металлы, которые Парацельс использовал для спиртовых «разведений»? «Порошок проекции» — форма философского камня? Несомненно одно — Парацельс был врачом-алхимиком. Он писал об алхимии так: «Не следует подражать тем, которые говорят, что алхимия превращает металлы в золото. В этом искусстве скрыта великая тайна, смысл которой состоит в лечении болезней».

Маршрут странствий Парацельса всегда пролегал через области, богатые залежами природных ископаемых. Рудники и горные шахты были для него и лабораториями, и аптеками, поставляющими ему необходимые лекарства.

Парацельс напрямую связывал геологическую природу земли с физическим состоянием человека. Он писал о современных ему врачах (а их он называл не иначе как «тупыми ослами» и «дуболомами»; Парацельс был вообще крайне невоздержан на язык): «Если они не знают, что делает медь и из-за чего зарождаются купоросы, то они не знают, отчего бывает проказа. Если они не знают, откуда берется ржавчина на железе, то они не знают, откуда берутся гнойники. Если они не знают, почему бывают землетрясения, то они не знают, откуда берутся боли».

Для алхимика-гностика была непреложна истина, выраженная когда-то Гермесом Трисмегистом: «Во всем есть все». В человеке, как и в малой песчинке, тоже «есть все»: металлы, растения, животные, планеты, звезды...

Три основных элемента, из которых построено мироздание, Парацельс называл серой, ртутью и солью. Алхимики под этим подразумевали совсем не то, что имеют в виду современные химики. Сера, ртуть и соль не были химическими элементами или соединениями, они обозначали основные, невидимые качества физического тела. Парацельс говорил: «Их можно увидеть только глазами огня». Чтобы понять это, Парацельс прибегал к примеру дерева. "Когда дерево, физическое тело, загорается, в воздух идет дым. Это и есть ртуть, то есть вещество летучее и ускользающее. Пепел, остающийся после сгорания, — это сера, субстанция горячая и сухая. А соль — это тайный огонь, называемый волей, что скрыт в материи и поддерживает в ней жизнь".

Секретом секретов алхимии была фраза «Solve et coagula» — «растворяй и сгущай». Адепт приобретал способность «растворять» физическое тело и «сгущать» дух, переходя, как материя в процессе эволюции от твердого состояния земли, через жидкое и газообразное — к невидимому, лучистому Духу.

Предполагается, что манипуляции, которым предавались мастера в своих лабораториях, преобразуя неблагородные металлы в благородные серебро и золото — были лишь прикрытием для проведения опытов над своей собственной духовной и физической природой. Магические способности, считали алхимики, как и любое химическое вещество, дистиллируется, сублимируется и трансмутирует. И в результате конечной трансмутации в алхимической печи рождается философский камень. Чаша Грааля кельтских сказаний. Мистическая роза розенкрейцеров. «Дитя, увенчанное добродетелями и царским пурпуром» средневековых алхимиков. Философский камень — залог безграничных сил и физического бессмертия.

Человек становился тем Магнитом, о котором писал Парацельс: «Эти магниты видимы, осязаемы и имеют человеческий облик. Когда дух насыщается высшими побуждениями, то он становится неуязвимым. Дух, насыщаемый низменными побуждениями, привлекает к себе болезни».

Парацельс был таким магнитом. Чудодейственное лечение его состояло не только и не столько в использовании корневищ и листьев мандрагоры, омелы или папоротника, в изготовлении растворов из металлов, драгоценных камней и перламутра, в применении амулетов и колдовских заклинаний. Излечивался тот, кто, соприкоснувшись с магнетизмом личности Парацельса, был способен вернуть себе утраченное духовное равновесие и привести свое физическое состояние в гармонию с универсальным духом земли, с той бессмертной жизненной силой, что Парацельс назвал «археем».

Всю свою жизнь Трисмегист Швейцарии (а это был лишь один из многочисленных титулов Парацельса, которыми его наградила история) провел в странствиях, не имея ни семьи, ни дома, ни верных учеников. Бедность, аскетизм и целомудрие — были его жизненными принципами. «Только тот радостно странствует, кто ничего не имеет», — говорил он. Был он неуживчив, резок, вспыльчив и никогда не считался с общественным мнением. Травля, гонения, предательство учеников, обман богатых пациентов, не желающих платить за лечение, - все эти беды преследовали его по пятам, не оставляя ни на минуту.

В 47 лет его настигла странная смерть. Словно предчувствуя это, за три дня до случившегося Парацельс впадает в тяжелую депрессию и составляет завещание, в котором было прописано, что все его скудное имущество нужно продать, а вырученные деньги раздать нищим.

Вскоре Парацельс оказывается в зальцбургской гостинице «Белый конь» - со страшной раной на голове. Неясно: сам ли он упал, ударившись о камень, или кто-то столкнул его с обрыва, но факт остается фактом, и после столь тяжелой раны Парацельс умирает (мне вспомнилось: за три столетия до этого вот так же был забит камнями до смерти другой алхимик — знаменитый испанец Раймонд Луллий).

Но и после смерти не было покоя Теофрасту Бомбасту фон-Гогенгейму, назвавшему себя Парацельсом. Прах его неоднократно выкапывали из могилы, изучали, идентифицировали, переносили с места на место. Кое-кто, решив проверить его половую принадлежность, сопоставил изъятые из земли части скелета с прижизненными изображениями Парацельса и пришел к выводу, что, скорее всего, Парацельс был гермафродитом.

Но им, безбожным гробокопателям, не было дано понять, что те кости, что они извлекали из земли, - не более чем прах, пустой земной кокон, оставленный вылетевшей из него бабочкой, свободной и неуловимой...


Фулканелли.


С судьбами алхимиков связано много легенд.О Сен-Жермене написано столько, что, мне кажется, мы знаем о нем достаточно: о его фантастических «перемещениях» по странам и временам под разными именами и в нестареющем облике, о владении гипнозом, об умении читать мысли, об удивительных познаниях в минералогии, особенно в области, касающейся драгоценных камней. Нам известно о нём много, но надо обратить внимание на одну деталь: есть предположение, что Сен-Жермен, решив бесследно исчезнуть, «инсценировал» свою смерть.

Когда-то так сделал Френсис Бэкон, и так было принято среди розенкрейцеров. Это называлось «умереть философской смертью». Когда наступал подходящий для этого момент, человек умирал при непонятных обстоятельствах. На самом же деле он менял имя, место жительства, порой внешность, а вместо него в могилу укладывался мешок с песком или деревянная кукла, как в случае с Николя Фламелем и госпожой Пернеллой.

История алхимии, «герметической философии», полна легенд о телесном бессмертии адептов (кстати, слово «адепт» значит - «тот, кто достиг»). О Фламеле и его верной подруге госпоже Пернелле ходит устойчивая молва, что после их так называемой «смерти», они, омолодившись с помощью алхимического «питьевого золота», бежали из Парижа на Восток и нашли себе убежище где-то в центральной Анатолии или, по другой легенде, в Индии.

Теперь о Фулканелли. История такова. В 1926 году небольшое парижское издательство выпускает книгу «Тайны готических соборов» в количестве всего 300 экземпляров. Имя автора было похоже на псевдоним и звучало так — Фулканелли. До сих пор неизвестно, кто скрывался под этим именем, и был ли это один человек или целая оккультная группа. Книга была посвящена уже основательно забытой к тому времени теме алхимии. В ней утверждалось, что Собор Парижской Богоматери (так же, как и многие другие готические соборы) — это «алхимия в камне».

Иллюстратором этой книги был Жан-Жульен Шампань, возглавлявший небольшой мистический кружок под названием «Братство Гелиополиса». Книгу Фулканелли принес в издательство другой молодой оккультист Эжен Канселье. Он же написал к ней предисловие, в котором назвал Фулканелли своим учителем и написал такие слова: «Вот уже много лет, как автора нет среди нас».

В многочисленных частных беседах Канселье рассказывал, что с 1915 до 1919 года он находился с Учителем в близком общении, затем они расстались, но в 1922 году Фулканелли посетил Канселье в его лаборатории. Тогда же он передал ему «порошок проекции» (это одна из форм философского камня) и какие-то книги.

В 1929 году Канселье публикует в том же издательстве другую книгу Фулканелли — «Философские обители», монументальный труд, вновь посвященный алхимии. Иллюстратором книги был все тот же художник-символист Шампань, а предисловие к книге снова пишет Канселье. В нем мы впервые встречаем скупые сведения о внешности Учителя. Канселье вскользь упоминает о «благородном, строгом лице, обрамлённом седыми волосами» и о кольце на пальце Фулканелли, которое Канселье назвал «кольцом Бафомета из трансмутационного золота, перешедшим к Фулканелли от бретонских тамплиеров».

В 1930 году Канселье рассказывает друзьям о еще одной встрече с Фулканелли. Через два года от алкоголизма умирает Шампань, а Канселье начинает печатать собственные книги по алхимии, принесшие ему славу крупного мастера в сфере эзотерики.

В 1937 году некий отец Альбертус, состоящий в «Обществе исследователей Парацельса», обнародовал сведения, что он (вместе с Пьером Кюри) присутствовал в Бурже при совершенной Фулканелли трансмутации золота. Был использован «сухой способ», крайне опасный — с помощью алхимического тигля. Если верить отцу Альбертусу и среди знакомых Фулканелли был действительно Пьер Кюри, то можно предположить, что легендарный алхимик проводил опыты, используя радиоактивность. Тогда становится ясным общеизвестный исторический факт, что «Фулканелли предсказал появление атомной бомбы, и после второй мировой войны его активно разыскивали французские спецслужбы».

В 1952 году мы слышим последнее упоминание о Фулканелли, и с ним вновь выступает Канселье. Канселье сообщил о том, что он получил от Фулканелли весть с приказанием ехать в некий город N. В этом городе Канселье встретили люди, доставившие затем его в отдаленное место в Пиренейских горах. Дальнейшие события, описанные Канселье, больше напоминают эпизоды из средневековых сказаний о чаше Грааля, в которых Фулканелли предстает в облике хранителя волшебной чаши, неподвластного старению Титуреля. Замок, в котором Фулканелли скрывался в Пиренеях, был похож на невидимый миру храм Грааля, воздвигнутый Посвященными на «горе спасения» Мунсальвеш.

Канселье пишет, что Фулканелли выглядел совсем молодым, хотя ему в ту пору должно было бы исполниться 80 лет...

Не слишком ли много мифов на тему бессмертия? А может, алхимикам на самом деле удалось постичь секрет «физической трансмутации»? Ведь именно это - телесное и духовное изменение, а не делание пресловутого золота — было истинной целью алхимии во все времена.

 


Рецензии