Дунька

ДУНЬКА.

Стукнула дверь в сенях,топая по крашеному полу босиком вошел, соседский мальчик Женька, толстый с румянцем во все щеки, тяжело дышал.Он испуганно посмотрел на меня,сказав тихо.-Толян пойдем Дуньку смотреть, она на краю деревни в кустах сидит!-Врешь поди! - Сказал я слезая со стула и вытирая рукавом под носом. На улице было пасмурно, перед дождем морило,воробьи перелетали с крыши на крышу тучками. Куры на перегонки бежали к кормушке в которую мать насыпала зерно.-Цып-Цып!-Кричала она, поправляя платок на голове.Шарик,дворовый пёс,лежал на лужайке, положив мордочку на лапы, кидал на нас укоризненный взгляд,и поскуливал.  Женщины толпой шли с соседней деревни,с тяжелыми сумками о чем то горячо болтали.

Прокофьев дом был на краю нашей деревни, маленький, серый, крытый соломой. От частых дождей крыша была черной, и тяжело придавливала это убогое строение. Из за стволов вишен поблёскивали покосившие окна . Мы обогнули сад,осторожно,шагая  по зеленой мягкой траве. Пахнуло куревом.-Смотри!-Сказал Женька испуганно,показывая пальцем в кусты. В углубление среди вишен было уютное местечко,напоминающее птичье гнездо. Там сидела она,королева полей,сгорбленная,беззубая,баба, с длинным лицом,и острым носом морщинистая.Особенно их было много у краев рта.Выражение лица у нее было мужиковатое.

Одета она была в пиджак с обвисшими плечами и сатиной чёрной юбке,выгоревшей на солнце.На ногах кирзовые сапоги с подковами.Она с какой то жадностью уминала кусок ржаного хлеба ,макая его в мутную воду граненого грязного стакана.В другой руке она держала большой кусок серого сахара.Над ней кружились навозные мухи,пчёлы и всякая нечисть. Услышав нас, она напряглась, кидая блуждающий взгляд по сторонам,потом  стала пристально смотрела в кусты.Там кто то шуршал.-Ежик по соседству со мной живет,такой же бедолага,как и я!-Сказала она,грубым протяжным голосом.

-Вчерась он ко мне в гости наведался и нонче пожаловал,как путный ,дочиста весь хлеб слопал.-Слушая её мы, погрузились в эту не привычную глазам картину.-А вам не страшно одной ночью? — Сказал я шаря почему то в кармане своих портков,видимо от волнения.-Сказывают ,что ночь страшна взрослые,запугивая вас детишек,а вечор пташка вылетела из кустов и так пела жалостливо,что я всплакнула. Мальчишки людей надо бояться ,а природа радует меня во всей своей красе.Вот я дивуюсь на вас,какие вы хорошие,но если бы вы принесли горячей похлёбки, внутри все остыло, хочется очень,что нибудь печного.

-Мы еще долго стояли около нее, огромная навозная муха ползала по ее темной сухой руке.-Самый разнесчастный человек это я.-Сказала она с укоризной поглядывая на нас. -Слезами горю не поможешь,тоже верная пословица.-Она налила в стакан мутной жидкости из большой бутылки, вынула из него соринку и стала медленно пить.-Кто ударит,подставь щеку другую, с этим я не согласна,за себя надо стоять горой,а то получится ,как со мной.- Платок сбился назад, она сморкнулась на землю по мужски и снова закурила папироску.-Окаянная я на этой земле, от того и мытарюсь детки мои!-Потом рассеянно посмотрела на нас и промолвила:"Нынешняя последняя корка для меня радость,главное хоть малость подкрепиться.-С большой осторожностью она доедала свой кусок,клонясь ко сну,допивая мутную жидкость.

 Кругом пели птицы, стрекотала сорока на высоком суку. Пегая собака пробежала по тропинке и скрылась за домом. Стал накрапывал мелкий дождь ,усилился ветерок. Яблоневый сук несколько раз ударял ей по голове. Она опустив голову дремала. Дома я рассказал про Дуньку.-Параня сестра ее выгнала из дому,что не редко по нынешнему времени.Десять лет не было о ней ни слуху,не духу.Одному богу известно,где она скиталась!-Сказала мать,поглядывая на меня.-Видимо ей нравится бродяжническая жизнь.Работать не надо,добрые люди подадут,в беде не оставят.-Сказала мать поправляя косынку на голове.Скоро Параня умерла на крещенские морозы,после недолгой болезни.

Дунька вернулась в деревню и поселилась в маленькую избушку с одним окном,с видом на пруд.Люди проходили мимо её дома с грустью и сожалением смотрели на неё и её строение и говорили:"А в избе поди темнота и теснота,и корки хлеба на столе нету".В огороде одиноко росла чахлая берёзка среди густой травы,а городьба покосившись лежала на боку. Мирно доживала она свою не легкую жизнь, целыми днями просиживала под окном, закуривала папироску,за папироской и лютым взглядом смотрела в одну точку . Может переживала свое скитание по полям и оврагам,или наоборот была рада и счастлива прожитой жизни,в которой столько было не забываемых событий.

 Поздно возвращаясь с улицы ,надышавшись свежестью молодых трав,я увидел через мутное маленькое окошко Дуньку .Точно она беседовала с кем то,наверное с простым и близким ей человеком.Играли зарницы озаряя её изможденное лицо,в сумраке ночи.Тут закричал филин,испугавшись его до смерти я побежал домой. 


                (Анатолий Котов)


Рецензии
До слёз...Интересно, а какая у неё судьба была до скитаний и жизни с сестрой? Возможно она в молодости сильно обожглась, росла не зная любви и ласки, много трудилась, не понимала как быть дальше. Жалко ее очень...

Анастасия Атакишиева   13.05.2019 11:48     Заявить о нарушении