Эдуард Корчмарев. Кино-man

Все началось в 1965 году с обычной тетрадки, в которую вносились имена членов клуба «Киноглаз». В эпоху, когда «ум, честь и совесть» каждого должны были быть отданы мы-все-хорошо-помним-чему, мыслями «киноглазовцев» владел кинематограф. Вечера проходили за бурными обсуждениями, во избежание неприятностей репертуар широко не афишировался. Сегодня руководитель киноклуба Эдуард Моисеевич Корчмарев уже не тот парнишка, который с замиранием сердца протягивал Акире Куросаве книжку для автографа, - во время съемок фильма «Дерсу Узала» классик японского кино останавливался в одной из хабаровских гостиниц. Узнав об этом, Эдуард с другом прибежали брать у легенды интервью. Куросава уделил молодой советской прессе три часа.
Главный специалист-киновед Хабаровского крайкиновидеопроката, заслуженный работник культуры России, почетный кинематографист России, доцент кафедры истории и теории культуры Хабаровского института искусств и культуры - сейчас не так-то просто перечислить все должности и звания Эдуарда Моисеевича. Тетрадка давно упразднена, шедевры мирового кинематографа легко найти на DVD, но никто не отменял волшебства большого экрана. «Телевизор - это не кино, - говорит киновед. - Телевизор - это телевизор. Молодое поколение не видело «Андрея Рублева» на большом экране, а «киноглазовцы» - видели». 27 июля 2007 года клуб отпразднует свой 40-летний юбилей.
Некоторые студенты вспоминают о Корчмареве как о настоящем тиране: «Нужно было показать 20 билетов из «Киноглаза», иначе зачет не получишь! Он заставлял нас смотреть кино!» Сам «тиран» считает метод «из-под палки» эффективным. Правда, эффект может наступить спустя годы, когда «клиент дозреет». «Никто же не говорит, что тысячи литераторов мучают студентов литературой, - хитро улыбается Эдуард Моисеевич. - А без палки ничего не получится».
Другие студенты вспоминают одесский юмор знатока кино, который мне тоже довелось оценить. Во время нашего разговора его жертвой стал хит по книгам Лукьяненко. «Американцы смеются над нашими «Дозорами» и плачут над «Летом 53-го». Им же наш «секонд-хенд» не нужен. Во всем мире ценится оригинальность, - замечает Эдуард Моисеевич. - Как говорят в Одессе, не надо делать под других, надо делать под себя». Третьи студенты открывают собственные мини-киноклубы - в Белом театре по субботам можно посмотреть картины Феллини и других мэтров.
День российского кино 27 августа - особый день в календаре «киноглазовцев». Хотя Корчмарев предпочитает формулировку День советского кино. «27 августа 1919 года товарищ Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности. Нам есть, чем гордиться, - основы экранного языка, на котором говорит все мировое кино, заложил Сергей Эйзенштейн. В 20-х годах в американских кинотеатрах шла реклама, что фильм сделан при помощи русского монтажа. То, что во всем мире поклоняются Андрею Тарковскому, тоже ни для кого не секрет. Его «Сталкер» будут смотреть и через 20 тысяч лет!»
Современный российский кинематограф, по мнению Корчмарева, звание «заслуженного» пока не заработал: очень много стало наносного, попсы, заимствований. Все достойные российские ленты проходят через экран «Киноглаза» в кинотеатре «Гигант» или дочернего «Кинолектория» в кинотеатре «Совкино». Фильмы «Собака Павлова», «Первые на Луне» хабаровчане могли посмотреть только здесь. Беседа с Эдуардом Моисеевичем оставила чувство сожаления, что мне не довелось учиться в институте культуры и «помучиться» на его лекциях о кино.

Хабаровск, для еженедельника "ТВР - Телевидение и радио"


Рецензии