7. Мир всегда незавершён

НА СНИМКЕ: Какие важные персоны!

Офорты Гойи созданы по законам «гротескного реализма», для которого как раз в высшей степени характерно представление о мире не как о законченной системе бытия. Мир всегда незавершён, постоянно умирает и одновременно возрождается вновь. В этом есть некая волнующая тайна офортов, к которой исследователи пытаются подобрать ключи и расшифровать в некоторых листах их скрытое значение.

Серия условно разбита на три части. Первая – «бытовая», посвящённая миру людей, людским порокам; она состоит из 35 офортов. Вторая – политика в самом неприглядном виде – в образе ослов. Третья, последняя часть заселена всевозможной нечистью: бесами, ведьмами, домовыми и прочими порождениями сатаны.

Некоторые после знакомства с офортами сетуют на то, что в «Капричос» очень уж много «умышленных темнот», и, высоко оценивая первую, условно говоря – «бытовую» часть серии, досадуют, «зачем в коллекции так много аллегорий и иносказаний, зачем так много ослов, заседающих перед генеалогическими книгами и едущих верхом на несчастных мужиках, так много обезьян, проделывающих шутки над целою толпою олухов или стригущих друг другу когти, так много медведей, козлов, баранов и овец, так много сов, проповедующих перед монахами, попами и темным людом, так много нетопырей – все это вместо живых людей, которые должны были бы тут быть изображены; наконец, так много фантастических, сверхъестественных фигур, ведьм, крылатых уродов и чудовищ и всякой небывальщины…». (В.В. Стасов).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/11/2043


Рецензии