9. Раиса Львовна Берг о провокации

НА СНИМКЕ: Раиса Лбвовна Берг  (1913-2003),, д.б.н., профессор+, художница


В своей весьма интересной книге «Суховей» доктор биологических наук Раиса Львовна Берг, художница, рассказавшая нам в этой книге о встрече с Павлом Филоновым, приводит интересные сведения о выставке гравюр Гойя в Картинной галерее Дома учёных и попытке избавиться от Михаила Яновича Макаренко:

«Изобличительные гравюры Гойи украсили выставочные залы клуба учёных.
Актуальность этих гравюр предельна. Хозяйка, выметающая из кухни огромной метлой ощипанных догола живых цыплят, и ведьмы, мчащиеся по небу на свой шабаш.

Макаренко едва избежал ареста. Прямых обвинений не предъявишь — прибегли к провокации. Одна из гравюр исчезла. В ответе — Макаренко. Но он извернулся — с помощью ищейки нашёл гравюру и изобличил провокаторов».

К сожалению, об этом эпизоде я ничего не знаю, – впервые прочёл об этом в книге Раисы Львовны. Но она меня заставила задуматься над целью провокации.

Хочу обратить внимание читателя на последнюю фразу: картина пропала, но Раиса Львовна сообщает о том, что Макаренко изобличил не воров, а провокаторов.

Следовательно, не украсть картину собирались те, кого Макаренко изобличил, а устроить провокацию.

Можно предположить с высокой степенью вероятности, что провокация преследовала цель обвинить Макаренко в краже гравюры, отстранить от работы и, скорее всего, посадить. Следовательно, провокаторы собирались с помощью этой преступной акции «выдернуть очередное бревно» по теории Андропова.

Жаль, что мы не знаем подробностей, – Макаренко был весьма проницательным и умным человеком. С ним такие «шутки» не проходили.

Интересно было узнать кого изобличил Макаренко и как он это сделал. Но я нигде больше не встретил упоминания об этом эпизоде.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/12/551


Рецензии