1. Гром среди ясного неба - сняли Макаренко
Наконец, на очередном заседании бюро обкома 27 февраля 1968 года, а оно заседало каждую неделю, был рассмотрен вопрос: «Об организации выставок художников в Академгородке».
На заседание бюро из Академгородка пригласили Льва Георгиевича Лаврова и Владимира Потаповича Можина, а от Союза художников Ивана Васильевича Титкова. Эти три фамилии есть в материалах заседания бюро.
Из тех материалов, которые мне доступны, а это только само постановление, а не обсуждение вопроса и не справка к этому обсуждению, понять, кто донёс и кто составил справку невозможно.
И.В. Титков, возможно, присутствовал на заседании бюро обкома КПСС как эксперт, а не составитель справки. Но само его присутствие наводит на мысль, что он был полностью согласен с выводами, приведёнными в Постановлении бюро.
Вот это Постановление, которое я цитирую по материалам профессора НГУ, историка И.С. Кузнецова. Он разыскал его в архивах.
<…> 25. Постановление «Об организации выставок художников в Академгородке» (тт. Велюханов, Лавров, Можин, Титков, Зверев, Филатов А. П.).
В Академгородке широко практикуется организация выставок изобразительного искусства. Экспонирование картин Репина, Айвазовского, Шишкина, фотодокументов «10 лет СО АН СССР», политического плаката способствовали идейному обогащению и нравственному воспитанию сотрудников научных учреждений.
Картинная галерея Академгородка (в дар ей передано более 2300 картин) располагает значительными возможностями пропаганды произведений русских и советских художников. Однако работа галереи до настоящего времени не была упорядочена, отсутствовал должный контроль за организацией выставок.
Этим воспользовался Хершкович (Макаренко М. Я.), который в личных, корыстных целях по неофициальным каналам – договорам с художниками или членами их семей устраивал персональные выставки художников формалистического направления.
Нарушая правила издания, он выпускал каталоги, самолично устанавливая на них цены. Так, в сентябре 1967 г. им было организовано незаконное печатание на ротапринтном участке СО АН СССР каталога «Персональная выставка. П. Филонов. 1893– 1941 гг.».
Как установлено, ХершковичМакаренко длительное время в различных городах страны занимался приобретением и перепродажей картин в целях наживы.
Правильно поступил Президиум СО АН, освободив от работы Хершковича-Макаренко и приняв меры по упорядочению правил издания литературы на ротапринтных участках.
Дальнейшая организация выставок будет осуществляться под непосредственным руководством Совета Дома учёных.
БЮРО ОБКОМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Советскому райкому КПСС систематически осуществлять контроль за организацией выставок, их идейнохудожественной направленностью. Использовать выставки изобразительного искусства для пропаганды социалистического реализма и эстетического воспитания научных сотрудников Академгородка.
2. Областному управлению культуры, правлению Союза художников упорядочить организацию персональных выставок художников, проводить их предварительные просмотры и обсуждения. (ГАНО. Ф. П4. Оп. 33. Д. 3231. Л. 14–17)
Вот так, походя, была разгромлена уникальная картинная галерея Дома учёных Сибирского отделения АН СССР. Наверняка, ни Лавров, ни Можин не протестовали. Думаю, что на заседании бюро ни у кого не нашлось ни одного доброго слова в адрес картинной галереи и Михаила Яновича Макаренко.
Картинной галерее в заслугу поставили показ картин Репина и Айвазовского.
Правда, я не знаю, о чём идёт речь. Возможно, пара картин этих художников была экспонирована на выставке коллекции Жигалко. Они, слава богу, не разобрались, что под выставку революционного плаката была зашифрована персональная выставка художника-конструктивиста Эль Лисицкого. Перечислять художников формалистического направления не стали. Для партийных бонз имена Роберта Фалька и Павла Филонова ничего не значили. Не стали упоминать и своего «формалиста» Николая Грицюка, выставкой картин которого началась картинная галерея.
В вину Сибирскому отделению АН СССР и Советскому райкому КПСС ставилось то, что «…работа галереи до настоящего времени не была упорядочена, отсутствовал должный контроль за организацией выставок».
Упорядочить и поставить под контроль!
Вот и всё. Конец инициативе, свободомыслию, показу художников-авангардистов. Теперь можно только работы соцреалистов.
И, видимо, присутствовавший и, скорее всего выступавший на бюро И.В. Титков был с этим согласен на 100%. Он ведь тоже относился к тем, кто исповедовал социалистический реализм в творчестве живописцев. Тем более, что теперь предписано «Областному управлению культуры, правлению Союза художников упорядочить организацию персональных выставок художников, проводить их предварительные просмотры и обсуждения».
Ни одной фамилии начальников, стоящих выше Макаренко, не было упомянуто. Во всех смертных грехах оказался виноват «сантехник» Михаил Янович Макаренко.
И цели у него были «личные и корыстные», и он «длительное время в различных городах страны занимался приобретением и перепродажей картин в целях наживы [это делал любой коллекционер и вовсе не для наживы. – МК]», и незаконно печатал каталоги на ротапринте [ротапринты в те времена были на особом учёте, поскольку на них могли размножать идейно вредные материалы. –МК] и даже цены на них устанавливал [каталоги картинной галереи не продавались, а дарились. –МК].
И всё! Уже нет Макаренко, уже одобряются действия президиума СО АН, уволившего «ХершковичаМакаренко». И нет больше нашей картинной галереи, о которой потом будут вспоминать, как о феномене 60-х годов.
Для справки: у Михаила Яновича в паспорте стояла одна фамилия – Макаренко, Хершкович – его прежняя фамилия. Как вы думаете, зачем обкомовским партийным бонзам надо было добавить её в свой документ? Эти коммунисты и «пролетарские интернационалисты», как они себя называли, всё-таки были неисправимыми антисемитами. И здесь им нужно было показать, что все беды – от евреев.
Я обратил внимание на то, что не был вызван на это заседание директор Дома учёных СО АН Николай Гаврилович Чусовитин. По идее, он обязательно должен был участвовать в этом заседании, тем более что он когда-то был секретарём Советского райкома КПСС.
Что касается художника Титкова, нет у меня никаких доказательств его причастности к инициированию проверки Картинной галереи, но, думаю, к решению о её разгроме и формулировке «…устраивал персональные выставки художников формалистического направления» он руку приложил.
Впрочем, это надо доказывать.
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №216120900496