Фильм Убийство на улице Данте

Фильм "Убийство на улице Данте" - художественная прелюдия к великой документальной ленте "Обыкновенный фашизм". Пример того, если хотите, что советские классики Габрилович, Ромм, Волчек стали классиками далеко не случайно, а вполне заслуженно. Фильму 60 лет, а он не устарел ни художественно, ни идейно. Фильм про то, что зло всегда гораздо более привлекательнее, чем добро. Но злу нужно, и можно, противостоять. Даже, если зло находиться в самом близком для тебя человеке.
Фильм еще и о живучести фашизма. Причем, это первое такое предупреждение в нашем послевоенном кино. А еще фильм сделан просто интересно, история рассказана так, что захватывает дух. Все герои этой картины сделаны абсолютно живые, при этом, я не думаю, что авторы хорошо были знакомы с реалиями французской деревне, просто иногда художественные домыслы бывают такими, что их воспринимаешь, как правду. Особенно, если есть правильные художественные посылы.
Фильм еще и про то, как прозревает человек, и начинает видит возле себя мир, таким какой он есть. В данном случае, это главная героиня фильма, известная певица и актриса, которая жила в домике из слоновой кости. Но война разрушила этот домик, и заставил героиню вернуться к своим истокам. И война заставила героине познать разные стороны жизни, и занять правильную сторону, такую, которую выбирает ее отец, и большинство ее сельчан. Из всех сельчан, кстати, запоминается герой Георгия Вицина.
В другую сторону идет эволюция сына главной героини. Он выбирает сторону фашизма. Причем, вроде бы это очень прикрытый фашизм, он переживет немецкий фашизм, и спустя десять лет после нашей Победы герой Михаила Козакова вполне себе торжествует. Такие люди и опасны тем, что они скрывают свои взгляды до поры, до времени. Но настанет момент, и они сбрасывают свои маски.
Конечно же, и кроме Вицина, и Козакова можно выделить актеров. Например, Ростислава Плятта в роли импрессарио. Совершенно нетипичная роль для артиста. Его герой вначале отстранен от всей ситуации, пытается быть над ней, и извлекать из этой ситуации выгоды. Но настает момент, и он занимает конкретную сторону. Фашизм - это такое зло, против которого должны бороться люди разных взглядов. Это самое страшное зло на свете. Так же, сейчас заметными выглядят две совершенно эпизодические роли. В них снялись Иннокентий Смоктуновский и Валентин Гафт.
Фильм - одним из первых раскрывает манящую сущность фашизма, который есть не только политическая система, а гораздо больше. Фильм выглядит предупреждением, и не устарел и теперь. Фильм еще и привлекает своим пафосом. Сейчас такого пафоса совсем нет в искусстве. По жанру, это драма с элементами детектива.


Рецензии