3. Музыка и театр у Галича неразрывны

Пожалуй, лишь А. Синявский взглянул на «более чем скромную» (по его словам) музыку Галича как на одну из главных носительниц того театрального начала, которое окрашивает его поэзию.

«Именно она, музыка, — писал Синявский, — вводит за собою пространство в лирические композиции Галича и обращает слышимое ухом в видимое глазами в подмостки, которые средствами той же музыки — перебоями ритма, вторжением нового голоса, подголоска, хора или всем знакомого от рождения мотива («На сопках Манчжурии», допустим) — получают контурность, протяжённость, снятую со сцены и пересаженную затем на раздолья истории и географии.

И потом под музыку, мы замечаем, стих у Галича начинает пританцовывать, жестикулировать.

Стихи не просто поются, то есть растягиваются, как это бывает обыкновенно в романсе, но — перебирают ногами, играют всем телом, упражняются и укореняются в ритме и в мимике.

Стихи, переведённые в песню, лицедействуют…

От песни остаётся впечатление панорамы (при всей бытовой суженности подчас происходящего)… Под лирический звон гитары мы видим Россию, Сибирь, Колыму, поля под Нарвой, Польшу, Европу…».

"Наблюдение в высшей степени проницательное, – пишет Владимир Фрумкин. – Да, под силу это музыке, даже представленной всего лишь полунапеванием под скромный гитарный аккомпанемент, гигантски раздвинуть рамки повествования, внести некий надсловесный смысловой план — «так, что два маляра, постигшие законы физики («раскрутили шарик наоборот»), действуют уже не в пределах котельной, куда они периодически, следуя фабуле, спускаются за идейной поддержкой, но в масштабах Земного Шара, потерпевшего крушение».

Да, стих при этом обретает ещё и пространственное измерение: мелодия и — особенно — ритм подчёркивают в нём элементы жеста, мимики, танца.

Все это верно. Но — не исчерпывает роли музыки в песенном театре Галича».

Владимир Ищенко в преамбуле моноспектакля «Промолчи» говорит об этом так:

«Галич считал, что пение барда - не музицироваиие, не наговаривание стихов, а ТЕАТР. В этом театре только один актёр, а раз так, надо уметь быть на сцене долго.

Актёр Галич великолепный. Многие поют его песни, но так, как делает это он, не может никто.

В его исполнении становится выпуклым не только каждое слово, но и каждая буква. ...»

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/09/569 

   


Рецензии