Николай Жеребцов и другие

Мой друг Николай Жеребцов
 
  На первом курсе ЛЭТИ в 1956г. четыре студента учебной группы № 634 факультета электроприборов (ФЭП) составили коллектив, назвав его «звеном»: Гусев Толя – из станицы Крымская (ныне город Крымск), Жеребцов Коля – из г. Боровичи, Коломыц Витя (Виталий) – из Ставропольского края (окончил среднюю школу в селе Высоцкое), Милорадов Юра – из г. Калинина (Тверь), Хафизов Юра – ленинградец. Впоследствии к ним присоединился  ленинградец Корнеев Марк, которого члены звена долго в шутку называли «кандидатом», он не обижался, так как имел самый спокойный характер, интеллигент: родители кандидаты наук. К тому же был самым большим в прямом смысле слова, за что на третьем курсе  пригласили его в сборную института по гребле.
   Ребята много времени проводили вместе: посещение кинотеатров, музеев, поездки загород зимой в Кавголово, летом на Карельский перешеек и по историческим местам. В студенческом общежитии на Кировском проспекте  на пересечении с ул. Графтио жили в одной комнате Гусев, Жеребцов и Милорадов. Коломыцу дали общежитие на Муринскром проспекте, на Выборгской стороне, после сдачи экзаменов за 1-й семестр 1-го курса, как обещал ему ректор Богородицкий при приёме в институт.
   Все лабораторные работы, а их в институте было много, Жеребцов и Коломыц выполняли вместе. А все вместе члены звена любили петь, и в «общаге», и на мелиоративных работах по комсомольским путевкам, и в колхозе «на картошке». Играли много в баскетбол, интересовались шахматами, особенно во время игр на звание чемпиона мира с участием М. Ботвинника, В.Смыслова, М.Таля .
    В 1959 г. после очередного выполнения летнего долга перед страной Коломыц В. напросился съездить в гости в г. Боровичи к Коле Жеребцову, а уж потом поехать на отдых к своим родителям в г. Буденновск. Коля согласился. Об этом посещении нижеследующее повествование в определенном стиле.      
               
                В  Боровичи
     (распечатка рукописи лета 1959г., написанной в г. Будённовске)

  Популярность Николя вышла далеко за пределы Звена, чем вызвала нездоровый интерес к месту его жительства, особенно со стороны женской части нашей группы.. Для того, чтобы пояснить человечеству внутренний мир  этого философа, я и отправился в Боровичи.   Кроме того сюда примешиваются  и некоторые личные мотивы, о которых не стоит говорить. 
   Итак, мы едем, т.е. еду я с моим чемоданом и Николя – великолепный образец молодого поколения Боровичей.
  Всё началось в вагоне. Случалось ли вам, господа, ехать на 3-ей полке рядом с общественным заведением - нулёвкой - в вагоне поезда Ленинград-Боровичи?  Казалось, пассажиры этого петровского города решили побить рекорд американцев по вмещению тел в автомат-телефонную, железнодорожную и другую тару. Не довольствуясь своим положением, бабуся снизу зорко и  с  нескрываемой   завистью  поглядывала одним полуслепым глазом на моё богатство – пыльную 3-ю полку, впрочем, пыль уже была на мне. Пахло нулёвкой в смеси с одеколоном «фиалка» или «сирень», неповторимый запах.
  В углу две студентки из текстильного после мученической практики катили на отдых к родителям, спали , держа в руках журнал «Огонёк». Их головы медленно опускались, но поскольку они опускались на железные подпорки для полок, они (головы) несколько быстрее поднимались. Мой боровицкий друг убрался в соседний вагон - там ехали новгородцы, а они не ставили рекордов. Я остался один без знания местных обычаев и привычек.
  В Малой Вишере, которая, конечно, была больше Большой, нам   попал на глаза  друг моего друга (друг в квадрате).
Надо вам сказать, что обыватели Боровичей считают этот город
житницей спортсменов, посылая своих мальчиков и девочек в столицы. «Квадратный» друг оказался игроком, находясь пока на
платформе Малой Вишеры, он смело ехал в Ленинград. Николя выразил  уверенность, что через полгода он получит жёлтую майку.
Я думал лишь о том, чтобы после путешествия по стопам Радидищева не попасть в такого же цвета дом. Но оно только начиналось. Через 2 часа паровоз закусил удила и помчался дальше, нас цепляли и перецепляли, так что я окончательно потерял голову. Дремал на высоте в полсилы, чтобы меня не стащили без моего ведома.
   Утро. Поезд стоит, вагон опустел, хочу наконец заснуть спокойно.
Но терпеливый проводник дёргает за ногу и просит убраться из вагона. Но Николя нет! Выкатился на перрон со своим и его скарбом. Николя нет. «Чтоб тебя черти съели», - говорю я, но вдруг увидел девушку. А глаза у неё большие , зеленовато- красивые, как у стрекозы.
Забыв о существовании Николя, т.е. об его отсутствии, я спросил у прекрасной незнакомки, находимся ли мы в Боровичах, и оставил ей на попечение свои вещи. Первая такая встреча окрылила, и через пять минут я узнал, что, по-видимому, злополучный Николя отстал от поезда в Угловке, что в 30-ти верстах от центра Рая, по причине сближения с некоей девицей женского пола. Представляете, знали бы девочки из группы это, они живо сорвали бы с него покрывало загадочности, таинства и добродетели, посадили бы его на кол и с визгом  носили бы по аудиториям и лабораториям вуза. Но, к счастью, они не знали. Мне же оставалось только радоваться прозрению Николя: он впервые увидел 2-ю половину нашей захудалой планеты.
   Куда идти и идти ли вообще? Как ни странно, но автобусы до вокзала в Боровичах не доходят, необходимо пройти несколько сот метров, чтобы добраться до него. Но сразу сесть, быть может, вам
не удастся, как не удалось и мне. Я пошел немного посмотреть, подумать. Ночью прошёл дождь, город блестел влажным асфальтом в честь высокого гостя, который направился в отделение милиции, чтобы узнать, где живут Жеребцовы. Но оказалось слишком рано. Прошёл по мосту через Мсту, мне предстояло ещё в ней купаться. Немного печально, что «со мною друга нет». Но мне здесь положительно нравилось.
  На улице Реппо я впервые встретился с деятельностью общественности города: на тротуаре через каждые десять метров я читал мемориальную доску из металла: «Плитка изготовлена общественностью Кр. Керамика. 1949г.» Подошёл к парку. Чтобы чем-нибудь заняться, читаю рекламы: «Здесь продаются билеты на все виды аттракционов: «возьми быка за рога» силомер, «сбей мишку» и рядом: «гипертоническая болезнь и её профилактика, трахома глаза и её предупреждение». Как видите, здесь всё для здорового физического развития: молодёжь много лет берёт быка за рога и убивает железного мишку. Рядом урна - отрезок трубы, как впоследствии выразился Николя,«хочешь, бросай окурки, хочешь - не бросай». После этого беглого знакомства в чудном настроении пришёл на вокзал и стал ждать.
  Вдруг на привокзальной площади появилась девушка ( прошу от-
нестись к этому предположению с некоторым сомнением - она была
на роликовых! коньках ). Я понял, всё меня убеждало вокруг, что попал в центр цивилизованный.
   Узнал, где на станции заведение М и Ж; там стараниями той же общественности висело: «Уважай труд уборщицы!»
  А через 1,5 часа на попутном паровозе прибыл Николя с девушкой. Я был весьма раздосадован. Это оказалась его старая знакомая по щколе в тот ещё период, когда язык не присыхал у него во рту при одно видении девчонки. Повод для факельного шествия и разбоя в вузе отпал. Мы добрались до дому....Да, чуть не забыл: они вместе прошли  почти 10 км.   
   На другой день, проведя чудных два часа на Мсте, мы забрели на
старое кладбище - место погребения именитых людей. Читаю:
  «Здесь покоится тело Боровицкого купца Ивана Васильевича Сукина родился 16 авг. 1872г., скончался 23 февр. 1913г. Жития его было 40 лет. Душа его во благих водворится». Плач жены можно было прочесть отдельно. Это был отец города, владелец кожевенных и прочих предприятий, основатель демократической организации «Русская балалайка» из красного кирпича под железной крышей. Памятник сей сберегается и поныне в виде артели того же названия. На том же кладбище я впервые лицезрел склеп. Говорили, что там даже кто-то видел кости.
  Мы закружились в вихре посещений замечательных мест города.
На площади перед школой, где учился наш Николя, стоит памятник
ему в виде ... школьницы. Тайна скоро раскрылась: это было раннее
увлечение Николя. Школьница была обсажена цветами и улыбалась
нам. (Угол улиц 9-го января и Коммунарной ). Мне захотелось вновь
побывать в парке. В одном укромном углу, где детская площадка, несомненно великий Клод приложил свою руку к скульптуре «Борьба двух медвежат» - аллегория счастливого образа жизни и детства юных боровичат. Здесь же у входа местный атлет бросает вам в лоб ядро, несколько в стороне скульптура: женщина кормит гуся. Кто эта женщина, так и не узнал, новые впечатления нахлынули и поволокли. Центральная часть сквера покоится на месте церкви, осквернили святое место. Вокруг скульптуры обнаженных женщин, пионеры в красных галстуках.
Но по-прежнему сюда ходят старушки помолиться на фонтан, а быв-
ший служитель культа Христа читает лекции по антирелигиозной
пропаганде (всё меняется).
  В саду - хорошо прощупываемый слой пыли. Казалось, снимали
какую-то битву прошлых веков, это была теннисная площадка. Сов-
сем рядом 3 партии козла - забиты всегда. Это самый популярный вид спорта. Нельзя забыть и жаркую спортивную схватку 2-х местных команд на футбольном стадионе «Труд». Играли «Боргорторг» и «Красный керамик». Парни из торговой сети рьяно нападали, но всё неудачно, потом им удалось подкупить судью (дело привычное), и матч закончился вничью. Многочисленные болельщики в возрасте от 3-х до 10-ти лет яростно визжали и требовали «судью на мыло».
Поражает своей оригинальностью одно здание в сквере. Перед ним
стоит «обронзённый»  Киров С.М.. Он смотрит вниз с высоты, и рука его протягивается дальше человеческих возможностей к дымному комбинату и к вокзалу. У памятника были огромные ногти, только там я спросил себя, почему ногти, а не «рукти»? Но над разгадкой этой тайны несколько десятилетий уже трудится  Корней Чуковский с малышами, и я решил, что без их помощи не обойдусь. Здание, в прошлом что-то церковное, теперь... теперь не сразу поймёшь. Колонны в стиле дарическом(4), пилястры(8), окна - не поддаются описанию. Прямо за спиной у памятника на здании вывеска: «Столовая», рядом  - «Украли трамвай». Я жил здесь уже 2-й день и ещё не видел этого удобного вида транспорта. В нем-то я был бы в своей тарелке. С помощью улыбающегося Николя узнал, что это кинореклама. Это же здание с другой стороны обозначалось  как дом народного творчества. По сторонам спускавшейся каменной лестницы стояли вдохновенные: Чайковский, Лермонтов (его взяли , наверно, из-за красивой военной формы и гордого духа), Глинка, Маяковский (этого ни с кем не спутаешь). Слева - высокая женщина со скрипкой, справа - рабочий без скрипки. Там, куда спускалась лестница, по зелёной траве ходили куры и не было скамеечек.
  На многих перекрёстках и заборах висели «Крокодилы». Могущественная общественность боролась против западной моды и алкоголиков. Удалось пройти мимо ресторана, вид дешёвой столовой. На углу улиц Пушкинской и Советской висит светофор. На протяжении 5-ти дней моего пребывания это изобретение ни разу не моргнуло своими разноцветными глазами...
  Боровичи - город рыболовов-спортсменов и рыболовов-браконьеро. Роль Боровичей в развитии ихтиологии несомненно велика. Не верите? Спросите у Николя! Не любая старушка здесь вам скажет, как её зовут (забыла), но на что ловить щуку или окуня, обстоятельно объяснит.               
     После осмотра города мы поднялись на чердак и ещё долго смотрели на Боровичи из чердачного окна, откуда Николя когда-то вылазил на улицу, отсюда же спускали котят - первые опыты по биологии мяукающих животных...         
 
  Примечание. На этом текст обрывается. Рукопись в школьной тетради в линейку сохранилась случайно («рукописи не горят» и не пропадают, если это кому-то нужно, - добавлю я от себя). Прошло 45 лет после описанныхых событий. В первоначальном тексте я практически ничего не изменил: он остался, как мне кажется, таким же непрофессионально-нахальным, ироническим и вообще чёрти каким. Но он мне дорог как память о безвременно ушедшем Коле Жеребцове - человеке больших нереализованных способностей, причём способностей во многих областях: в математике, технике, в музыке (Коля окончил музыкальную школу, играл на баяне с удовольствием, прекрасно пел и нас учил этому, потом увлёкся игрой на гитаре). Кроме того, что он был признанным рыболовом, серьёзно занимался фотографией, скроил и склеил костюм для подводного плавания с трубкой. Скромный, не поддававшийся ничьему влиянию, спокойный, иногда даже во вред себе упрямый, снисходительный к недостаткам других, мужественный и смелый. Последнее из перечисленных качеств, проявившихся в нём наряду с моим малодушием, послужило для меня хорошим уроком на всю жизнь. Но это уже речь не о нем. После окончания ЛЭТИ его сразу забрали в армию для работы с ракетной техникой. Он получил белокровие. Причина, как я полагаю, в том, что, с одной стороны, у Коли была слабая иммунная система, а с другой стороны, его любознательность с пренебрежением техникой безопасности.
    У каждого своя судьба. Это так, но всё чаще я думаю о том, что он погиб как бы заслоняя нас, живущих, от роковых событий. Почему я его называл на французский манер Николя, не знаю, так вышло. И к французскому мы не имели никакого отношения (учили немецкий). Сдаётся мне потому, что «Николя» - с уда рением на последнем слоге - звучит музыкально, красиво. Он не обижался, что с меня взять! Однако, это имя снова возникло для меня в связи с тем, что в этом году в Париже у моей племянницы – дочери моего родного брата Эрланда, родился мальчик, которого родители
назвали Николя. Мистическая связь событий и времён? Но что-то в
этом есть. ПАМЯТЬ.
                30 окт. 2004г.  Зеленоград
               
   
Дополнение к тексту  «В Боровичи»

Кроме самих Боровичей, познакомил меня Николя с рыбалкой.
Ночевали в селе Кончанское, которое принадлежало когда-то пол- ководцу Суворову А.В.( родовое имение Суворовых ). В своё время  (1798-1799)  здесь он находился в ссылке по приказу  царя Павла 1. Дом-музей Суворова в то время ещё работал. Интересный, мы его посетили.
   Ночевали на сеновале. Проснулись ночью от страшного грохота - будто война, на самом деле была гроза. Выглянули - перед сараем совершенно спокойно щиплют траву стреноженные кони. А вокруг мечутся молнии. Но раз умные кони не волнуются, чего нам бояться? Зарылись поглубже в сено и снова спать. Утром прекрасная погода. Пришли на озеро, достали у местных лодку. Николя, как и положено, ловил удачно. Зато я поймал одну небольшую плотву за хвост. Так получилось: случайно дёрнул удочку, а рыба проплывала,
по-видимому, рядом. Николя сказал, что такого ещё не видел.
 А вообще я не рыболов. Для этого дела нужно большое терпение и
выдержка. Вот Николя - другое дело: он мог спокойно распутывать
любую «бороду», которую я по своему неумению делал, забрасывая снасть спиннинга. И не говорил при этом никакой укоризны. Настоящий друг.      

Дополнение к дополнению: На лицевой стороне (обложке) тетради с
текстом «В Боровичи» рукой незабвенного Юры Хафизова красными чернилами написано: «ЛЭТИ им. В,И,Ульянова (Ленина)», а также как бы моя подпись. Помню, как получилось. Мы после каникул собрались в общежитии на Кировском, я показал тетрадь. Однако, мои шуточные заметки ребятам слушать было недосуг. А Юра, всегда очень внимательный и чуткий к людям, поставил таким образом свой автограф.

30 окт. 2004г.  Зеленоград,  В.Коломыц       

  В порядке послесловия. В разделе этой книги «Стихотворения» приведены некоторые стихотворения, которые посвящены студенческой жизни и работе на Карельском перешейке под Выборгом, в частности «Память лета 1957 года».
   Безвременно ушли из жизни члены звена: Жеребцов Коля, Хафизов Юра, Корнеев Марк. Каждый из них выполнил свой долг перед Родиной. И каждый будет вечно жить в памяти близких и друзей по молодости нашей.


7 апреля


Рецензии