Мерцание. Глава 13

Глава 13

Вторник, 13 июля, 10 часов 20 минут
Альбина Романовна сразу же откликнулась на сигнал домофона и, не высказав особого удивления, впустила детективов. Открыв дверь квартиры, она жестом пригласила визитеров пройти в знакомую Ивану комнату с белыми ковром и мебелью. Они со Светой разулись и вошли. Света с интересом вертела головой, рассматривая непривычную обстановку.
– Время утреннее, я как раз собиралась попить кофе, не составите мне компанию? –  спросила вдова и остановилась в дверях.

Судя по всему, встала она уже давно, потому что успела навести марафет на лице и одеть красивое кремовое платье. У Ивана сложилось впечатление, что она либо ждала кого-то, либо собиралась выходить. Он решил развеять свои сомнения:
– Спасибо, Альбина Романовна. Разрешите представить – моя напарница Светлана Ларионова…
– Света, вы тоже кофе? – посмотрела на неё Торопова и улыбнулась.
– С удовольствием.
– Располагайтесь, я сейчас.

Альбина Романовна вышла, а Света подошла к огромному окну и залюбовалась видом.
– В этой комнате и умер Торопов. Вон в том кресле, что накрыто покрывалом. Только кресло стояло здесь, напротив телевизора.
Света обернулась:
– А почему кресло накрыто?
– Я думаю, что…

Иван не успел договорить – в комнату вошла Торопова с небольшим подносом, на котором стояли три чашки, сахарница, кофейник и миниатюрный кувшин со сливками.
– Я накрыла его и убрала в угол, потому что им пользовался только Борис. Это было его любимое кресло.
С этими словами Торопова поставила на мраморный столик поднос. Света подошла и помогла переставить чашки. Торопова села в кресло, молодые люди – на диван.
– Вы пришли мне отчитаться о результатах вашей… проверки, или будете снова задавать вопросы?
– Будем задавать вопросы, Альбина Романовна, – ответил Иван  и сокрушенно вздохнул. –  Вы уж извините. После последней встречи с вами нам удалось повидаться с некоторыми персонами, имеющими отношение к Борису Анатольевичу, но к окончательному выводу мы пока прийти не можем и надеемся, что вы нам сумеете помочь.
– А врач, с врачом вы говорили? – в голосе Тороповой прозвучали нотки волнения, но глаза оставались спокойными, даже равнодушными.
– Да. Врач подтвердил свой диагноз. Тут никаких неожиданностей.

Торопова сделала несколько глотков, поставила чашку и закурила, откинувшись назад.
– А вы не хотите затребовать какую-нибудь независимую экспертизу?
– Может быть, Альбина Романовна, нам и придется воспользоваться мнением независимых врачей. Мы не исключаем, что другие медики могут иметь отличную от Хромова точку зрения.
– Хромова?..
– Это врач из клиники, где наблюдался Борис Анатольевич. Хромов  производил  вскрытие и он подписал медзаключение о смерти.
– Понятно, – женщина глубоко затянулась.
– Но у нас сегодня вопросы несколько… необычные. Вы уж не удивляйтесь, Альбина Романовна, – Иван ждал, что женщина что-то скажет, но она молчала.  Тогда он продолжил. – Расскажите, пожалуйста, о Штурмине.

Рука с тонкой сигаретой замерла над пепельницей.
– О Роберте? – казалось, что Торопова  искренне удивлена вопросом. – А что же я такого могу рассказать о нем?
– Например, как они с вашим мужем познакомились. Ведь между ними разница в возрасте больше двенадцати лет, а они, вроде бы, друзьями стали. Немного необычно. Вот Куделин, к примеру, ровесник Бориса Анатольевича, Волович, хоть и младше, но всего на три года, а вот Штурмин…

Торопова взяла чашечку и сделала пару глотков.
– Хорошо. Бориса со Штурминым познакомила я сама. Однажды, на международной выставке  «Сюрреализм. Сто лет полета фантазии», со мной заговорил посетитель, которым и оказался Штурмин. Он дал, мягко говоря, дилетантскую, поверхностную оценку нескольким выставленным полотнам, и я не удержалась, чтобы объяснить ему это.
– Альбина Романовна, скажите, а он, что, вот просто так подошел к вам и начал рассуждать о картинах?
– Нет. Я в это время разговаривала с несколькими художниками и  экспертами – это случилось в первый день выставки, когда она открыта только для специалистов и журналистов. Он, видимо, услышал наши рассуждения о полотнах и подошел. Мы разговорились. Узнав, кто мой муж, он сказал, что с большим уважением относится к его литературным исследованиям и всегда с огромным интересом знакомится с его работами. Помню, я ему подсказала, где в следующий раз будет выступать с лекцией Борис. Он все тщательно записал, и, как потом мне рассказал Борис, посетил лекцию и познакомился с ним. Я помню, мы с ним обменялись визитками. Вот, вкратце…

– Альбина Романовна, а попасть на выставку в часы, когда она открыта только для посещения специалистами, трудно? Для этого нужен специальный билет?
– Да, конечно. Но если вы думаете что его невозможно раздобыть при большом желании, то ошибаетесь. Этими билетами спекулируют точно так же, как и обычными, если есть спрос. Просто самих билетов на спецпосещение выставки намного меньше, вот и вся разница.
– То есть, кто угодно может, если очень захочет, попасть на закрытые часы?
– Получается так.

– И вас не смутило присутствие на выставке, в часы, предназначенные исключительно для прессы и специалистов по живописи, инженера «Связьтехнологии», имеющего больше отношения к военным секретным разработкам, нежели чем к полотнам Сальвадора Дали, Рене Магритта, Макса Эрнста и Андре Массона?
Это в разговор включилась Света. Иван с неимоверным удивлением осознал, что его напарница, оказывается, разбирается в живописи. И не просто в живописи, а легко, играючи, вынимает из памяти фамилии художников-сюрреалистов, из которых сам Иван смог бы назвать лишь Дали. Торопова, хоть и не отличалась живым темпераментом, тоже с нескрываемым любопытством взглянула на Свету:
– Светлана, вы, оказывается, интересуетесь живописью? Хорошо в ней разбираетесь?
– Нет, Альбина Романовна. Сказать, что я хорошо разбираюсь в живописи, наверное, будет сильным преувеличением, но самых известных сюрреалистов двадцатого века знаю. И всё же, Альбина Романовна, как вы объясните присутствие э-э-э… скажем, постороннего на выставке в закрытые для общего посещения часы?

Торопова раздавила сигарету в пепельнице:
– Когда вы сейчас спросили об этом, я тоже подумала, а тогда мне и в голову не пришло… А на самом деле, даже если бы я что-то заподозрила, не могла же я его спросить вот так – напрямую, сразу после знакомства: как вы тут оказались Роберт Тимурович? Кто вас сюда пустил? И что вы вообще здесь делаете?
– Да, конечно. Это хороший вопрос…
Света замолчала. Тогда Иван снова взял инициативу в свои руки:
– Альбина Романовна, а другие друзья Бориса Анатольевича – Куделин, Волович – как появились в вашем жизненном пространстве?

– Как появились? С Куделиным Боря в Университете учился. Только на разных факультетах: Петр на философском, а он на литературоведческом. А с Воловичами как мы познакомились, я даже и не припомню толком. Кажется, на каком-то мероприятии то ли в Университете, то ли где-то в другом месте.
– А Волович из нашего города?
– Нет, но тут уже давно работает и живет.
– А где?

– Он работал заместителем Директора института мозга и психиатрии. Собственно, почему работал? – сама себя поправила Альбина Романовна. Он и сейчас им остается. Так вот, он – практически мировая величина. Постоянно разъезжал по разным конгрессам и симпозиумам… и так нелепо попал.
– А что с ним случилось?
– Разбился на машине. Тяжелое сотрясение мозга, полная потеря памяти.
– У него кто–нибудь есть?
– Да, жена его, Лена и сын Артем, взрослый совсем…

Иван отметил, что Света делает какие-то записи в своем смартфоне.
– А обстоятельств ДТП вы не знаете?
– Не справился с управлением, так мне сказали.
– Ясно. А вы не скажете нам, как проводил свое свободное время Борис Анатольевич?
– Даже и не знаю, как вам ответить… – несколько замялась Торопова. – Он был всё время в своей работе – постоянно что-то читал, с кем–то дискутировал, писал статьи…
– Это понятно. А вот кроме этого? Ну, к примеру, рыбалка, охота, туризм… Может, он любил бывать в каких-нибудь особенных местах?

– Кроме дома  и дачи он нигде в свободное время и не бывал, – пожала плечами Торопова.
– О, дача! – оживилась Света. – А где она у вас?
– По западному шоссе в поселке Авиатор.
– И часто вы там бывали?
– Я – очень редко. Мне это место не очень нравится. А вот Борис туда частенько наведывался, иногда целиком выходные там проводил.
– А она у вас жилая?
– Конечно. Там у нас живет Варвара.
– Варвара? Кто это? – вскинул брови Иван.

– Варвара – дальняя родственница Бориса. Жила где-то в Сибири. Муж у неё в тайге сгинул, охотой промышлял. Вот Боря её к нам сюда и пригласил, оставил жить на даче и даже оформил какие-то документы и принял на работу в качестве то ли горничной, то ли уборщицы. А я не против – женщина она хорошая, добрая, аккуратная. После смерти Бори сюда ко мне приезжала и спрашивала, что ей дальше делать. Собиралась уехать обратно к себе в Сибирь. Да куда она поедет? У неё там теперь ни кола, ни двора. Я её и оставила, пусть себе на даче живет, за порядком присматривает. Я однажды, после смерти Бори к ней съездила, чайку мы с ней попили, по лесу погуляли… Аккуратно там всё, чисто. Молодец она.
Женщина закурила очередную сигарету. Света быстро зыркнула на Ивана и спросила:
– Альбина Романовна, а съездить на вашу дачу можно?

Торопова выпустила колечко дыма и слегка удивленно спросила:
– А зачем вам? Впрочем, – она слегка махнула рукой, – поезжайте, конечно, Варвара вас пирожками накормит. Сейчас я ей позвоню.
– Не надо звонить, Альбина Романовна, – попросила Света. – Пусть человек спокойно занимается своими делами. А потом, сегодня у нас с Иваном, возможно, и не получится.
– Но её может не быть дома – в магазин пойдет или еще куда. У нее в поселке и подруги завелись…
– Ничего, если что, мы подождем, правда, Иван? – Света прожгла Ивана взглядом.
– Да, конечно, Альбина Романовна, мы погуляем, там ведь лес кругом…
– Да, и речушка неподалеку, – Торопову  явно озадачило намерение детективов посетить дачу, но волнения по этому поводу она никакого не проявляла.

– Вот и отлично, Альбина Романовна. Но у нас осталось несколько вопросов.
– Я никуда особенно и не тороплюсь.
– Как часто встречался Борис Анатольевич со Штурминым, Куделиным и Воловичем?
– Как часто? – Торопова задумалась. – Трудно сказать. Вот так, чтобы все вместе, с женами – очень редко. Может быть раз в год, не чаще. А раздельно с каждым из них… Да, встречался и, пожалуй, намного чаще. С Петром Куделиным у них вообще пересекались интересы – тот тоже фантастически начитанный человек. Они иногда такие диспуты по литературе устраивали – почище любых симпозиумов! Волович, бывало, заходил – он у них в компании самый заводной был. Все время куда-нибудь звал. То на море вместе съездить, то просто за город на шашлыки. У него тоже дача в том же районе, что и у нас. Но все то времени нет, то не хочется…

Торопова замолчала, глядя куда-то в сторону и, видимо, что-то вспоминая.
– А Штурмин? – вернул её в реальность Иван.
– Штурмин? Штурмин пару раз приходил сюда, и они  беседовали вдвоем в кабинете Бориса. О чем – не спрашивайте, я не знаю.
– Альбина Романовна, а после смерти Бориса Анатольевича, они приходили к вам?
– Да. Куделин приходил, Слава Волович…
– А Штурмин?
– Не помню… Штурмин, вроде, не приходил. Нет, что это я? Приходил, точно, причем на следующий день после смерти Бориса. Мы с ним посидели, поговорили. На похоронах я его тоже видела, а после – нет.
– А в больницу к  Воловичу он не приходил?

Торопова с удивлением посмотрела на Свету:
– Вы знаете, действительно, я помню, мы с Леной – женой его – и Куделиным договорись Славу навестить, позвонили Штурмину, так он сказал, что занят и не пришел.
– А потом?
– А что потом? Я еще раз ходила в больницу, видела там Лену, Артема. Лена мне сказала, что Куделин пару раз приходил. Но больше я туда не пойду – тяжело это. Слава пока в инвалидной коляске передвигается, говорят, через месяц встанет, но не это главное. Он не помнит ровным счетом ничего и никого.

– Совсем.
– Абсолютно, чистый лист.
– И последнее на сегодня, Альбина Романовна…
– Я смотрю, вы серьёзно взялись за дело, молодые люди, – неожиданно улыбнулась Торопова, и сразу лицо её разгладилось и стало понятно, что в молодости она была очень привлекательной женщиной. – Это хорошо. Я вижу, что вы стараетесь, спасибо. Если вам потребуется от меня какая-нибудь помощь – не стесняйтесь, обращайтесь.
– Спасибо, Альбина Романовна. Так вот, последнее – адрес и телефоны Елены Волович и Артема можете нам дать?

Продолжение:
http://www.proza.ru/2016/12/16/1729


Рецензии
Михаил, здравствуйте!

История обрастает новыми подробностями и уже можно кое-кого начинать подозревать. Но пока ни мотив, ни способ убийства угадать не могу. Да и все подозрения, думаю, не оправдаются.

Читаю дальше!

С уважением, Людмила Семенова.

Людмила Семенова   18.06.2022 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила)))

Михаил Шуваев   21.06.2022 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.