Между Светом и Тьмой

                О поэзии Александра Березова

             Кто он – лирический герой поэта Александра Березова?  Это прежде всего поэт, который как и каждый человек, находится между Светом и Тьмой(например, день – ночь). Свет может быть добрым и ласковым, а может слепить глаза, т. к. нельзя долго смотреть на свет. В 30-тые годы в сталинских застенках была пытка – светом.
И – Тьма, наивысшее значение Тьмы - это Тьма смерти. И тьма или полумрак ночи, когда можно идти, хотя бы наощупь. Слепота тоже Тьма, особенно душевная.
Большинство стихотворений А. Березова соотносится именно с этой темой.
С одной стороны: «черная кошка по имени Ночь», а с другой стороны – «сверкающий рыжий кот». В стихах улавливается стремление героя жить где-то посередине. Недаром эпитет «серый» встречается в стихах довольно часто. Тема осеннего дня , лунной ночи часто присутствует в лирике А. Березова.
               Его герой как бы примиряет эти две стороны бытия человеческого, потому что он так хочет. Пример:
                Не будет шторма
                Я его отменил,
                Не будет штурма
                Я крепость не построил,
                Блюдя равновесье черно-белых сил…
А ведь автор прав, нельзя человеку избавиться ни от одного, ни от другого, что есть, то уж есть и должно быть  равновесие. Но это равновесие надо держать, вот как в стихотворении «Вечный солдат» - стихотворение, получившее первое место на конкурсе поэзии, посвященном поэту Игорю Григорьеву:
                Я посплю еще час
                Пробужусь,
                Встану смирно в строю,
                Я вернусь.
                Мы всего лишь солдаты
                Мы удержим рубеж,
                Мы вечно на самом краю.
Понимаю – имеется в виду передний рубеж борьбы с силами Тьмы(зла).
Эта тема проходит почти через все стихи поэта. Приведу еще несколько отрывков из его стихов:
                У камина пока светло
                Я смотрю, как идет борьба
                Между светом и тьмой…
О любимой:
                Когда ты рядом
                Моя тьма
                Мой свет…
О женщине:
                В Вас так много от юной жены
                Вы похожи на путь в застенок…
Замечательны по силе и темпераменту стихотворения: «Предложение», «Тихая пасха», «Что страшнее», «Пилигрим», «Дорога» и др. Я не буду приводить стихотворение «Я всего лишь спал» - оно последнее в сборнике и читатель легко его найдет и прочитает, но оно программное в творчестве А. Березова.
                Тема, которую поднимает в своих стихах поэт, не нова, но она осмыслена современным человеком, человеком из маленького провинциального городка, с большой душой и широким кругозором, умного и талантливого. А талант художника слова и состоит в том, чтобы донести до читателя те мысли и чувства, которые таятся в душе автора и которые он подает в виде образов в своих творениях.
                В тьме можно утонуть
                В свете можно сгореть.
                Или остаться росой
                Между Светом и Тьмой…
                Я очень надеюсь, что разговор поэта с читателем состоится и его стихи этому порука. Я желаю Александру Березову творческих побед на трудной дороге к дому Её Сиятельства Поэзии.


               


Рецензии