Собака первая моя...

         Недавно смотрели с внучкой интересную передачу по телевизору. Про то, как обучают собак служебных  для несения караульно-розыскной службы и неслужебных для шоу, которое теперь называется - аджилити. Очень заинтересовал нас сюжет, где, во время тренировки собачка никак не хотела залезать в специальный рукав для проползания и хозяйка восемь раз пролезла в этот рукав сама, чтобы показать собачке на личном примере - как это нужно делать. Собачка упиралась, хозяйка сердилась, внучка хохотала,  я вспоминала свою юность. Почти, что - сказка про Репку...

         В детстве я знала в лицо всех домашних и бродячих собак своего района, а так же собак сторожевых, которые были за заборами частных домов, что, кстати сказать, мне абсолютно не мешало и с этими злобными псами заводить дружеские отношения к неудовольствию и даже раздражению хозяев этих собак ...  Я выходила в школу на полчаса раньше, чтобы по дороге поздороваться и поговорить с каждой из собак за забором, а кого удавалось - погладить... А еще нужно было занести немного еды, которую мне давала мама, собаке, ощенившейся в сараях, у которой были такие замечательные малыши и которым явно не хватало молока... Моя мама устала со мной бороться и безропотно давала мне и хлеб, и остатки другой еды для щенков и их лохматой мамочки.
   
          Я училась в восьмом классе,  когда у дяди Коли, друга моего отца, ощенилась красавица Восточно-европейская овчарка Зита. Щенков оказалось так много - 11 штук, что одного из них, самого слабенького решили не продавать, а отдать нам. Вернее - мне, потому, что я, сколько себя помню - день и ночь, на все праздники и дни рождения, просила купить мне собаку. Почти, как Малыш в известной сказке.
   
          Щенка назвали Ингой и она, не смотря на то, что была самой маленькой и слабой из всех щенков в помёте, выросла в довольно крупную, крепкую, серьезную и умную собаку. Прошло восемь месяцев и нам с ней пришло время идти в Клуб Служебного Собаководства, чтобы  на дрессировочной площадке, под руководством опытного инструктора-кинолога, начать ее обучение всяким специальным премудростям, . Надо сказать, что желающих обучаться тогда было немало. В нашей группе было человек 20 разных возрастов - от пятнадцатилетних ребят, до взрослых и даже пожилых людей и у каждого - собака служебной породы - ризеншнауцеры, колли, эрдели, овчарки, чёрные терьеры, реже ротвейлеры, тогда это была редкая порода и купить  щенка было трудно. Со многими из этих людей, мы и сейчас встречаемся на выставках. До сих пор нас объединяет любовь к собакам и мы не обижаемся, а даже где-то и гордимся, когда друзья и знакомые называют нас, обидным, казалось бы словом - "собачники"... Тогда, в своей юности, то-ли я была хорошим учителем, то-ли собака у меня была сверх-способная, а только прошли мы это обучение с Ингой раньше всех остальных , кто занимался с нами в группе, можно сказать - экстерном оба курса - и общий курс дрессировки, и защитно-караульную службу. Когда пришло время сдавать экзамены,  а принимала их комиссия из очень серьезных и уважаемых инструкторов и кинологов, мы с Ингой сдали оба экзамена на самую лучшую оценку - I степень.  И после прохождения испытаний ко мне подошел немолодой уже человек, член комиссии - все называли его Ароном Михалычем, или просто Михалычем и предложил привязать собаку к специальному столбу, а самой зайти за угол забора. Я привязала Ингу, положила рядом с ней намордник, дала команду -ОХРАНЯЙ!  и отошла , как велели в сторону. . . Как инструктор пытался взять у Инги намордник я не видела, услышала только сначала рык собаки, а потом многоголосый хохот!  Намордник у Инги инструктор забрать все таки сумел, к нашему с ней общему расстройству,  но... поплатился за это собственным мохеровым шарфом, который в то время был большим дефицитом, являлся предметом гордости и имелся не у каждого.  Инга рассердилась так, что в момент, когда  Михалыч сумел-таки отвлечь ее и схватить лежащий рядом намордник, она мертвой хваткой вцепилась в шарф, который висел у того на шее.. Шарф мы спасти не смогли, пока отсмеялись, реанимировать его уже было нельзя!  "Хорошая собачка! И ты молодец!" - похвалил тогда нас Арон Михайлович.

          Это уже потом, когда нас с Ингой пригласили в юниорскую сборную СССР по служебному многоборью, я узнала, какой легендой был Арон Михайлович и как нечасто он хвалил владельцев собак, а уж самолично проводил испытания собак вообще крайне редко. А собачки дрессировались очень серьезно и работали все отменно, выступая на соревнованиях и доставляя радость владельцам и зрителям. И называлось то выступление не мудреным теперешним  словом - аджилити, а  - соревнованием по СЛУЖЕБНОМУ МНОГОБОРЬЮ.
    
          Тот сюжет из передачи напомнил мне один случай, который я помню до сих пор и прежде чем наказать  собаку и отругать ее за что-то, обязательно хорошенько подумаю и проанализирую - что явилось причиной ее упрямства?...      
    
          Это случилось на соревнованиях, в каком городе, я не помню уже, но помню, что это был финал и нам с собакой доверили выступать за команду - нужно было сначала пробежать стометровку, мне - отстреляться по мишеням из винтовки типа ТОЗ-12, вместе пройти полосу препятствий, ей задержать "преступника", нам вместе отконвоировать его и вернуться к стартовой полосе, в общем - всё как обычно. Как всегда, это нужно было делать синхронно и работать спортсмену с собакой нужно только жестами. Собаки были отдрессированы так, что срываясь со старта мы уже жили каждый своей жизнью и выполняли каждый свою работу, только краем глаза следя друг за другом, одним словом - на автомате!
    
           А накануне, на тренировке, когда мы уже часа два отработали на жаре и солнце, моя дисциплинированная, умнейшая и послушнейшая из собак вдруг отказалась идти на препятствие - сектор переползания, называлось то препятствие - десять столбиков с одной стороны, десять с другой, а на них сетка маскировочная. Вот под этой сеткой мы с Ингой и должны были проползти  быстро, синхронно и умудриться не задеть сетку и не столкнуть столбики. На десятом или двенадцатом круге, мы уже обе с ней выдохлись, устали и я понимала, что нужно дать отдохнуть собаке и себе самой, но ... осталось добежать всего - ничего - метров двадцать до финиша, а собака встала перед препятствием, уперлась всеми лапами и дальше идти отказалась! Я рассердилась, схватила ее за ошейник и попыталась подтянуть ее под сетку... Бесполезно! Собака огрызнулась, вывернулась из моих рук, пробормотала мне что-то, типа - " ... Устала я, иди в баню, пить хочу и жарко!..." и спокойной рысью направилась в свою палатку, которая располагалась по краю тренировочной площадки... это был такой импровизированный палаточный городок, где жили все спортсмены со служебными собаками... Я глазам своим не поверила - неужели это моя Инга??? Ко мне подошел тренер-инструктор и пожурил слегка, сказав, что собаке нужно давать отдых... и еще сказал, что мне нужно пойти и приласкать собаку, похвалить и после отдыха пройти еще один круг!
    
          "... Аха! Конечно! Похвалить! Да я её сейчас быстро в порядок приведу, ишь ты мне...! .." - думала я направляясь к палатке. "Ко мне!" - скомандовала я и воспитанная Инга... не сразу, но из палатки вышла. Посмотрев исподлобья, собака обошла меня и как положено села возле левой ноги! "Во-о-о-от, как надо!" - торжествовала я, ведя собаку снова на площадку... Мудрая моя девочка прошла снова все препятствия и пробежала со мной стометровку, но очевидного удовлетворения и радости на ее морде написано не было... зато на моей... морде было написано торжество и гордость - видите, из меня выйдет великий дрессировщик!...
      
         Утром  перед соревнованиями всегда все нервничали, переживали и было некогда не только приласкать собаку, а даже позавтракать, а собак всегда кормили только после состязаний.
 
         И вот наконец наш с Ингой выход. Мы обе в азарте притопываем у стартовой полосы... Старт! И мы полетели... стометровка - отлично, сектор стрельбы - отлично, полоса препятствий - бум, барьеры, сектор переползания - ныряю под сетку и вдруг слышу гул по стадиону... вылетаю из под сетки и понимаю, что стадион заходится от хохота - моя собака преспокойно идёт вдоль столбиков и, кажется даже... улыбается во всю пасть! Такого стыда я не испытывала никогда... И хотя воспитывать меня Инга больше не пыталась, но урок тот я запомнила навсегда. Тогда нас сняли с соревнований и команду свою мы с Ингой, конечно подвели, но мы с собакой реабилитировались в последствии и выиграли не одно соревнование. Зато теперь я знаю, что если животное не хочет выполнить команду, значит на то есть причина! А амбициям кинолога - грош цена и на дрессировочной площадке, и в жизни вообще...

         Инги уже нет в живых, она ушла за радугу давно, но эта собака в моем сердце навсегда осталась такой, какой я запомнила ее, когда она появилась в нашем доме совсем крошечным смешным, толстолапым и лопоухим щенком... Моя первая, самая любимая собака!

         Всё это я рассказала внучке, а потом мы долго рассматривали альбом с фотографиями с соревнований, я достала с антресолей коробку с кубками и медалями... Там, правда  были медали не только Инги , а и других моих собак, которые жили у нас потом и сейчас еще живут, но те, наши с ней кубки, медали и дипломы мне до сих пор дороги больше всех остальных...


Рецензии
Спасибо Лариса за долготерпение читать мои рассказы. Первая моя собачка болоночка. Родители моей Путьки были из Одесского цирка. Потом был пинчер - Шарон - шарик. Потом Ирландский сеттер - Лаймочка и недавно умершая пикинеска - Бимочка. Сейчас, я в глубоком трауре! Сердечко моё покинуло меня. Как Вы выражаетесь - ушла моя радость за радугу.Небесное создание без которого мне не пишется, не живётся и не дышится. Очень мало прошло времени. Уважаю людей имеющих собак!
Удачи Вам Лариса в творчестве! Живите долго и счастливо!

Наталия Мейснер   16.12.2016 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия. Моя чишка Заюшка, ушла за радугу три года назад... Дома живут еще четыре псюхи, но душа болит до сих пор. Прожила 12 лет в радости, любви и ласке... Столько счастья принесла нам всем... и ушла на наших руках... Необыкновенная была девочка... Самая-самая! А потому я понимаю Вас, Наташа, очень хорошо понимаю... Спасибо Вам за отклик. А знаете... несколько дней назад мне позвонила женщина, купившая у меня щенка йорка два года назад и попросила забрать и пристроить собачку... потому, что из за ошибки ветеринара собаку пришлось стерелизовать... И обещала отдать девочку в приют, если не заберу...А живет она в Москве... а я в Самаре. Вот где ужас, Наташа... Вот этого я не приму и не пойму ни-ког-да!

Лариса Арчакова   16.12.2016 22:57   Заявить о нарушении
Я начитывала свои рассказы на микрофон и отправляла на свою страницу в YouTube. Поскольку всю эту работу я проделывала поздно вечером, когда моя Бимушка уже спала, на некоторых записях остался её храп вперемешку с моим голосом. Прошло два месяца, как её не стало и Вы первая, с кем я заговорила о своей малышке. До этого было очень больно вспоминать. Извините меня за то, что пригружаю Вас своими проблемами. К кастрации отношусь негативно, но сколько живу на этом Свете, удивляюсь жестокости времени.
Сейчас не только собак и кошек кастрируют, но и нас с Вами тоже, только более изощрённым образом.

Наталия Мейснер   16.12.2016 23:36   Заявить о нарушении
Наташа...да разве дело только в кастрации или стерелизации собак? Почему, собака, которая волею случая оказывается неспособной больше приносить доход, становится ненужной хозяину?! Ведь это же живое существо... любящее и преданное...
А вы, Наташа, обязательно принесёте в дом живой комочек, отогреете и станете любить, заботиться и радоваться тому, как растет животинка и будет все, как в песне Булата Окуджавы... ".. А шарик вернулся, а он голубой!..." )))

Лариса Арчакова   17.12.2016 22:13   Заявить о нарушении
А всё же, не перевелись на БЕЛОМ СВЕТЕ хорошие люди! Жить будем! РАДОВАТЬСЯ!!!

Наталия Мейснер   18.12.2016 00:02   Заявить о нарушении
Не перевелись, Наташа! Будем жить! )))

Лариса Арчакова   19.12.2016 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.