Рыбалка из будущего

"...Та й сон же, сон, напричуд дивний,
Мені приснився —
Найтверезіший би упився,
Скупий жидюга дав би гривню,
Щоб позирнуть на ті дива.
Та чорта з два!
Дивлюся: ..."
Т. Шеченко

   Как хотелось бы закрыть глаза и переместиться в рыболовную Украину будущего в которой правит честный закон и его верховенство.  Чтобы отправиться на такую рыбалку из будущего сначала зададимся вопросом, а что мы хотим увидеть на такой рыбалке? Мнений может быть ни мало и каждый может увидеть что-то свое. Я же увидел на ней то что увидел.
    Мой рыболовный стаж насчитывает более пятидесяти лет, и я имею достаточно оснований рассказать о начавшихся переменах в любительском рыболовстве, которые мне встретились на этой удивительной рыбалке. Живу я в Киеве, поэтому о переменах мне проще начать с водоемов Киева и Киевской области.
  Первое что сразу бросилось в глаза это отсутствие браконьерских лодок в запретных зонах верхнего и нижнего бьефов Киевской ГЭС. Полуостров, примыкающий к нижнему бьефу ГЭС всегда являлся яблоком раздора. В давние времена жерех в азарте погони за мальком не редко сам здесь выпрыгивал на берег. Чтобы убрать отсюда наплыв браконьеров всех возрастов, а случались здесь и трагедии, поговаривали об открытии на полуострове лицензионной ловли. Пока спорили о том быть или не быть лицензионному лову в принципе и первому на этом месте во всей Украине, и какая должна быть стоимость лицензии, браконьеры всю рыбу здесь извели. Сегодня эти проблемы уже позади и не только для этого полуострова, находящихся рядом Речища, устья Десны и прилегающих к этим местам зимовальным ямам, но и для всех без исключения больших и малых рек и озер. Произошло это после принятия закона о государственной защите рыбных миграционных путей и зимовальных зон. Уникальность этого новейшего закона состоит в том, что на всей территории Украины он дает полную гарантию на отсутствие перегораживающих ход рыбы сетей и других запрещенных орудий лова как во время миграции, так и после. Параллельно с этим запретительным законом разработан и представлен на суд общественности еще один важный закон, но уже разрешительный, который разрешает ведение лицензионного лова везде где она только может быть. При определении зон для лицензионной ловли за основу взяты как многолетние наблюдения за водоемами, так и учет местных условий. Цель лицензирования состоит не столько в сборе дополнительной платы за рыбалку в заведомо “рыбных” местах, сколько в упорядочивании доступа к ним, и как результат, сохранения рыбы ценных пород на достаточном уровне. А пока до утверждения конечной редакции правил любительской лицензионной ловли во всех будущих ее местах рыбалка разрешена только с берега на одну снасть, будь то удочка, спиннинг или фидер, и только с одним крючком.
   Долгожданный и должный порядок наконец появился на охраняемых и неохраняемых зонах киевских мостов. Представьте себе убрано все что только свисало с мостов, шлюзов и имело отношение к рыбе, а самое главное, исчезли сети местных охранников и браконьеров, которые были в сговоре с охранниками. Очень возможно, что это результат действия введённых отдельным специальным законом жестких санкций к должностным лицам в случаях преднамеренного допуска в охраняемые зоны третьих лиц с целю браконьерства. Есть в этом законе и весьма интересная деталь. Оказывается, что к должностным лицам в этом реально суровом законе отнесены и инспекторы рыбоохраны, и все другие лица, поставленные на защиту природных богатств. Нисколько не сомневаюсь, что такая же картина стала привычной для всего Днепровского бассейна и других водоемов с подобными, и особенно с “гэсовскими” зонами.
   Нововведения не обошли стороной и рыбнадзор. Теперь инспектор нового объединенного департамента, его рабочее название “Департамент рыбной ловли и плавсредств”, по типу американских штатовских, имеет полномочия проверять как рыболовные документы, улов, снасти и т.д., так и все что связано с плавсредствами, используемыми для рыбалки и в случае выявления нарушений штрафовать и за то, и за другое. Причем для этого используется мобильный терминал, позволяющий входить во всеукраинскую рыболовную базу данных, почти как в ГАИ, и видеть все предыдущие проделки проштрафившегося героя. На месте выдается и квитанция с указанием за что, когда, где, кого, кем и сколько это стоит. А если денег нет, то до оплаты штрафа лодка, вся рыболовная амуниция, а если есть машина, то и она, отправляются на штраф площадку. Как раньше не додумались до всего этого, просто в голове не укладывается. Вероятно, не побоялись в это судьбоносное для рыбы время вытащить из-под сукна старую разработку на эту тему, когда-то подготовленную в одном из рыболовно-ориентированных НИИ. Всему свое время как говориться. Трудно поверить, но в одночасье это привело к тому что пропали все без исключения незарегистрированные лодки и все другие плавсредства с просроченными сроками техосмотров. Не в последнюю очередь это произошло от наконец-то заработавшей водной полиции. Теперь в случае необходимости инспектор по рыбе и лодкам по мобильной профессиональной связи может вызвать ее для подмоги и инцидент с гарантией будет быстро исчерпан. Давно бы так.  А если бы не произошло изменений у полицейских водников, таких же как у их наземных собратьев, и не получили бы они полный комплект личного состава в соответствии с новым штатным расписанием и скоростных катеров со всем необходимым, то воз, как говориться, остался бы на том же самом месте.
  Что по-настоящему согрело душу, так это начало восстановления всего заброшенного рыборазводного хозяйства. Оказалось, что и из песни про рыборазводники трудно выбросить какие-либо слова. Одно из тех же ориентированных НИИ, но уже рыборазводного профиля, которое и раньше обосновывало рыборазведение для поддержания популяции основных видов рыб, вдруг сделало сногсшибательный вывод о том, что количество рыборазводников, которое функционировало в прошлом веке, как раз соответствовало минимально необходимой норме. По всей видимости и здесь в недалеком будущем можно ожидать научно обоснованного прироста этих хозяйств и не только для бассейна Днепра, но и для всех других бассейнов. К этой позитивной информации о рыборазводниках и их перспективе следует добавить немаловажные изменения, даже не изменения, а революционный прорыв в многолетнем и бесполезном стремлении всего прогрессивного что есть в рыбоводстве-рыболовстве. Речь идет о возвращении сохранившимся с 1917-го года пойменным водоемам, которые тогда широко использовалась в качестве естественных рыбопитомников и другим, подходящим для этих целей, статуса нерестилищ и нагульных. В этих водоемах рыбная ловля всех видов запрещена в течении всего года, в них обязательна аэротивная, не путайте с эротичной, техника, и самое главное, они в обязательном порядке находятся под охраной государства. В связи с этим особенно стоит порадоваться за многострадальный Днестр, Буг, Северский Донец, Оскол, Удай, Ворсклу и еще за очень многие водоемы, оказавшиеся в долгом томительном ожидании своего “второго дыхания”.      
   Существенно обновилось и появилось совсем новое в рыболовно-информационном обеспечении. Оно конечно не совсем новое, и раньше мы имели карты водоемов, а где не хватало информации в плане дорог, помогала товарищеская взаимовыручка. Один проехал на свой страх и риск, чудом выбрался и поделился маршрутом с друзьями. Сейчас у нас все, хотел сказать, как в штатах, уж очень у них хороши такие же как у нас бесплатные печатные издания с детальными картами абсолютно всех водоемов, с подъездами к ним и массой другой полезной информации, но передумал. Дороги пока частично не позволяют.
   Новейшая и максимально прозрачная система мониторинга получила называние “Система мониторинга и управления природными ресурсами”, а департамент соответственно “Главный государственный департамент Украины по мониторингу природных ресурсов и управления ими “. Уже в названии этой системы заложен и мониторинг, и намерения исправлять на его основе все недочеты во всем нашем огромном природном хозяйстве. Во времена предыдущего мониторинга на полуофициальном, а больше на кухонном уровне говорили, что с рыбой, сточными водами предприятий и с пестицидами в зонах возле водоемов все плохо. Верить всему этому как-то не хотелось, а вот с новой независимой, объективной и говорят, неподкупной системой, пришлось. Да так, что “голова кругом пошла”. Сразу поясню, в современном идиоматическом понимании ссылка на голову не означает ничего хорошего. Еще писатель И. Тургенев, который кстати сравнивал природу с истинным Божеством, после какого-то своего мониторинга, правда на семейную тему, как-то обронил в сердцах это выражение, и оно прижилось. В нашей же ситуации ближе всего по смыслу подходит “сойти с ума”. Тем не менее в обществе эту новую и, самое главное неподкупную, систему мониторинга восприняли, можно сказать не только для того чтобы окончательно сойти с ума, но и еще с долей какого-то оптимизма.  Ну может быть и не с таким полным оптимизмом, но по крайней мере примерно с таким же с каким большинство населения сейчас воспринимает все что происходит вокруг. Ведь всем же хочется пользоваться водой из крана, ловить рыбу, а в случае если вдруг удастся, то поймать эту рыбу для удовольствия.  Про рыбу конечно немного не весело и не так оптимистично в этом, в основном позитивном контексте, но пока есть то что мы сегодня имеем.  Ну а завтра, послезавтра все должно быть лучше и лучше.
   Об эффективности сегодняшнего мониторинга можно судить по небольшому примеру из области годами сложившейся преступной практики ручного регулирования уровня водохранилищ, особенно в преднерестовый, нерестовый и посленерестовый периоды. Суть беспрецедентной инновации заключается в том, что принятие решения на открытие или закрытие шлюзов принимает сама система, объясняя операторам всех уровней свои действия. Получается так, что человек вроде бы и есть, и его как бы и нет. Оказалось, что давать теперь некому и подковерные игры с подкупом должностных лиц полностью исчезли. Все вероятно помнят трагические события произошедшие в начале весны 2010 года – Для защиты от паводковых вод элитных домов в Конче-Заспе, построенных незаконно в природоохранной зоне, по преступному сговору должностных лиц была сброшена вода из Киевского водохранилища в Каневское. В результате этого акта вандализма только по высокому правому берегу Киевского водохранилища вода отступила на 500 и более метров, а рыба на огромных площадях оказалась задавлена льдом. По самым скромным подсчетам от этого искусственного замора погибло более ста тонн рыбы. Выбранный крайним директор АЭС срочно отбыл на лечение заграницу, там он и остался. Может это все сказки про директора, про деньги, которые он получил от благодарных “спасенных” на лечение заграницей, но могу со всей ответственностью утверждать, на своей даче в дачном поселке “Каскад” что под Вышгородом он с тех пор не появлялся. Никто из функционеров за эту искусственно созданную экологическую катастрофу не пострадал. В очередной раз они прикрылись ведомственными инструкциями по обеспечения беспрерывного обеспечения водой промышленных(!) предприятий, забыв наверно, что предприятий этих почти не осталось. 
   С этой, можно сказать эпохой ручного регулирования водостоков закончились и такие шалости как презентные сбросы воды, приуроченные к визитам особо одаренных любителей, а чаще просто лохов от рыбалки, за государственный счет. Этот, ранее практикуемый эксклюзивный тип рыбалки, не имеющий аналогов в мировой практике, называется “персональная струя”. Не подумайте ничего такого, символом Брюсселя-писающим мальчиком здесь и близко не пахнет. В этой рыбалке для избранных ничего такого космического не просматривается и внешне все выглядит даже достаточно буднично. Под персону открывается шлюз, создается струя, рыба, в основном судак, охотно отзывается на струю и берет на ней все подряд.
  На примерах двух крайних весенних паводков система мониторинга, работающая пока в тестовом режиме, всесторонне доказала свою эффективность.  Независимые алгоритмы его работы не оставили ни единого шанса на принятие имевших ранее место волюнтаристических решений, а о сговоре, подкупе вообще речи не идет. Отсюда вывод: если эксперимент в рыбно-природном деле завершиться успешно, то везде где только можно, хоть даже в конфетном бизнесе, нужно вводить что-то подобное. Ждать осталось совсем не долго.
    Что же еще на сегодняшний день не решено? Вроде из самого животрепещущего все.  Попрятались с улиц и дорог всех уровней торговцы рыбой, в супермаркетах типа “Сельпо” мгновенно исчезли сомики и судачки запрещенных к вылову размеров, продлен срок, уже на введенный до этого на неопределенный срок мораторий, на мораторий на промышленный лов рыбы во внутренних водоемах. Самые оптимистично настроенные головы поговаривают что введенный мораторий на промышленный лов и непонятные никому промзоны, ведь сети и неводы промысловики бросают где и когда угодно, продлиться до полного понимания того что вообще делать с этим бывшим легальным браконьерством.  В таких вопросах как полное зарыбление, замена водоочистительной техники, требующей как затрат, так и времени, и других, включая интенсивно заработавшую отечественную рыбную науку, которая и сейчас не может понять на каком свете она находиться от свалившегося на ее голову счастья, подождать придется.
  Было бы верхом несправедливости не упомянуть на этой рыбалке депутатский корпус, который собственно и привел ко всем сегодняшним неотвратимым переменам к лучшему. Извините, небольшая ошибочка все же вышла, пока не ко всем. Посудите сами. В результате независимой экспертизы за деньги МВФ и зеленых с привлечением мирового уровня юристов, юмористов и многих других специалистов широкого профиля был проведен аудит всех построек в береговых зонах водоемов Украины. Оказалось, причем для большинства заинтересованных лиц эта информация не стала неожиданностью, что практически все возведенные в прибрежных и запрещенных для строительства зонах, возможно это коснется и самых-самых, если конечно такие у них вдруг имеются, подлежат обязательному сносу, а береговой ландшафт должен быть приведен к аборигенному виду, т.е. к состоянию которое имело место до начала строительства. Ну что сказать по этому поводу. Например, один из бывших министров-силовиков, который исключительно за свои строил свое бунгало в Конче-Засповской природоохранной зоне, до последнего сомневался в законности этой стройки, ведь сам до мозга костей примерный законник, но по этому поводу отмолчался. Что уже тогда спрашивать с законников меньшей величины. Чисто по-человечески этих молчунов понять конечно можно. Для многих из них, включая самого-самого силовика, хотя и бывшего, и еще для очень многих мелких шкодников, это местожительство является не чем иным как пропуском в клуб избранных. Вот и появилась по этому вопросу в депутатском корпусе какая-то долгая и не понятная заминка. Все от независимых до зависимых вдруг стали кивать друг на друга, Президент так вообще занялся неотложными делами. В конечном итоге, хотя и неизвестно по какой причине это произошло, но депутаты всех созывов, это показало всеобщее финальное пофамильное голосование, проголосовали “за”, против никого нет. Почему-то вспомнился недавний телесериал “Недотурканi”. Но возникли сразу две проблемы, которые никто не предвидел, чисто техническая и техногенная.  Оказалось, что на сегодняшний день нигде в мире нет рекреационно - ломательной машины такой мощности, которая могла бы справиться с этой задачей. По подсчетам крупных специалистов, причем и наших, и не наших, при самой благоприятной обстановке, включая помощь МВФ, пожертвования частных лиц и диаспор из передовых стран, приведение береговой линии в норму займет как минимум 200 лет.  Вот удивительно, все относительно, - это уже по В.Высоцкому, строили всего 25 лет, а сносить нужно 200! И еще, в нашей далеко ни маленькой стране, как оказалось, нет даже подходящей территории для складирования после сноса такого количества бетона, металла и всякого другого мусора. Не бросать же по старой сложившейся традиции и практике весь строительный мусор в ближайшие водоемы.
   Было по вопросу сноса и еще одно альтернативное и в определенной степени заманчивое предложение, оно сейчас широко дебатируется общественностью. Оставить все как есть, а незаконные застройки дворцового и других типов передать в фонд детских домов, домов престарелых и всем другим нуждающимся. Конечно возникнут немалые проблемы по оплате за отопление таких площадей в зимний период, но никто не сомневается, что государство, ясно в каком лице, и здесь будет на высоте. При этом окончательно и бесповоротно будут убраны все заборы перегораживающие береговую зону ограничивающие конституционный доступ всем гражданам к береговой зоне.
   Из недавно впервые заполненных депутатских электронных деклараций на имущество следует, что у подавляющего большинства застройщиков в заповедных местах Украины имеются владения и в других государствах, преимущественно в зонах где в качестве основного вида транспорта используются спорт-кары. Встречаются и исключения, они относятся к достаточно редкой категории ностальгистов.  “Ностальгисты” имеют те же возможности что и “спорт-кары”, но в границах Украины, как правило. Вероятно, с вождением даже простейшего автомобиля у них не все сложилось.   Когда возникли дебаты со всякими законностями по декларациям часть спорт-каров и даже некоторые уважаемые ностальгисты спешно побросали свои местные загородные резиденции и переселились на свои вторые родины. А не захотевшие пока переселяться из тех и других быстро сделали для себя выводы и спокойно продолжили заниматься тем чем занимались. Отдать им должное подавляющее большинство при этом отошло от уж очень вопиюще открытого “межигорского” типа поведения, но строительства в природоохранных зонах не бросило. Теперь в строительной номенклатуре преобладают ресторанно-оздоровительные комплексы, клубы, спа и фитнесы самого широкого профиля.
   Ну и еще немного из будущего и уже чисто по рыбалке. Пригласили меня друзья порыбачить на Днепр под Золотоношу. Я к компьютеру, вижу, что за не киевскую зону, на которую распространяется мой рыболовный билет требуется доплата.  Быстренько не отходя от компьютера нахожу нужную мне платежную систему и оплачиваю дополнительный трехдневный билет. Деньги вполне внятные, поэтому один день оплатил про запас, а вдруг трофеи косяками пойдут.
  И еще, но уже на тему о деньгах за рыбу. За такое что привиделось, даже захотелось заплатить. А что, даже если каждый наш любитель скинется по одной гривне уже будет больше одиннадцати миллионов… и все вместе мы можем неплохо справиться, если конечно мониторинг не подведет.
   Позволю себе краткое резюме по итогам рыбалки, на которой мы только что побывали. Рыбалка из будущего это наше будущее. В этом я абсолютно убежден. А то что мы имеем сейчас называется БОЛЬЮ.
 Олег Смирнов
23.11.2016


Рецензии