Другое небо. И. А. Ефремову. Час Быка

 Не­бо бы­ло не­воз­можно тус­клым...
В детс­тве Шот­шек час­то смот­рел на не­го. Блед­но-го­лубое днем и блед­но-чер­ное ночью - дру­гим оно не бы­вало. Но тог­да ему ка­залось, что оно мо­жет быть дру­гим. И сей­час, пря­мо сей­час, как толь­ко он зап­ро­кинет го­лову, он это уви­дит.
Од­на­ко го­ды шли и ни­чего не ме­нялось. Шот­шек пе­рес­тал смот­реть на не­бо. Он ог­ля­дел­ся вок­руг и уви­дел жизнь, та­кую же не­воз­можно тус­клую. Шко­ла, дом. Ра­бота, дом. Ред­кие вы­ход­ные. Иног­да - вы­пив­ка с друзь­ями. Иног­да - де­вуш­ки... И так все вре­мя, из дня в день. По­ка од­нажды он не встре­тил ее. Че Ди-Зем.
Че Ди-Зем! Шот­шек пов­то­рил про се­бя стран­ное имя и скри­вил­ся. Как и дру­гих, он встре­тил эту де­вуш­ку поз­дним ве­чером. Как и дру­гие, она гу­ляла од­на и он пред­ло­жил сос­та­вить ей ком­па­нию. Как и дру­гим, ей не приш­ло в го­лову ему от­ка­зать. Но ког­да Шот­шек по­пытал­ся про­дол­жить зна­комс­тво в бо­лее у­еди­нен­ной об­ста­нов­ке, она вдруг ска­зала: "Нет!"
В пер­вую ми­нуту Шот­шек не по­верил сво­им ушам. Од­на­ко, Че Ди-Зем это пов­то­рила и ему приш­лось по­верить. Он по­пытал­ся вра­зумить ее сло­вами. Без­ре­зуль­тат­но. По­пытал­ся дей­ство­вать и тут про­изош­ло неч­то не­во­об­ра­зимое. Че Ди-Зем его уда­рила.
Он не сра­зу при­шел в се­бя. Ее удар ока­зал­ся очень силь­ным и бо­лез­ненным. И что еще ху­же - слиш­ком мно­го лю­дей ви­дели это.
В те­чении мно­гих дней он пы­тал­ся най­ти Че Ди-Зем. Он обо­шел все пар­ки, все двор­цы Раз­вле­чений. Она не по­яв­ля­лась ниг­де. И вот се­год­ня - по­яви­лась. На пус­тынной ули­це, од­на.
Шот­шек по­шел за ней.
Че Ди-Зем шла лег­кой и быс­трой по­ход­кой. Ни од­на из здеш­них де­вушек так не хо­дила. Но он пом­нил, что Че Ди-Зем го­вори­ла, что она не здеш­няя...
- Бей ее этим, - друг су­нул ему в ру­ки кас­тет.
Шот­шек кив­нул. В знак сог­ла­сия и бла­годар­ности.
Сей­час они бы­ли на лес­тни­це - не­дале­ко от Двор­ца Ве­чер­них Удо­воль­ствий. Крас­но-ли­ловый свет па­дал па­дал кас­ка­дом с фрон­то­на зда­ния и в нем все выг­ля­дело очень яр­ким. Да­же блед­ное ноч­ное не­бо пе­рес­та­ло быть тус­клым. Оно бы­ло чер­ным, слов­но уголь. Оно бы­ло... Дру­гим.
Од­на­ко, Шот­шек за­метил это слиш­ком поз­дно. Пос­ле то­го, как уда­рил.
- Вы? - го­лос де­вуш­ки проз­ву­чал еле слыш­но. - За что?
Она по­пыта­лась встать на ко­лени. За­тем скло­нилась на­бок и упа­ла.
Шот­шек опус­тился ря­дом, при­под­нял ее ли­цо. Че Ди-Зем смот­ре­ла на не­го, без стра­ха, с удив­ле­ни­ем и... С жа­лостью.
У не­го пе­рех­ва­тило ды­хание.
- Нет! - крик­нул он. - Не уми­рай!
Но она уми­рала. Свет в ее гла­зах ос­ты­вал, хоть и был по преж­не­му яр­ким. Толь­ко Шот­шек знал, что это не­надол­го. Еще не­дол­го и свет по­гас­нет, еще не­дол­го и нас­ту­пит день и не­бо ста­нет преж­ним... Тог­да как с Че Ди-Зем оно мог­ло быть дру­гим. Дру­гим, по­тому что она бы­ла дру­гой. Ни на ко­го не по­хожей, единс­твен­ной, нес­равнен­ной... Он не по­нял это­го сра­зу и те­перь по­терял все.
Че­рез час те­ло Шот­ше­ка ле­жало в го­род­ском мор­ге.
Нас­ту­пал но­вый день. Лю­ди про­дол­жа­ли жить, так же как жи­ли.
И не­бо, по преж­не­му, бы­ло не­воз­можно тус­клым...


Рецензии