Франс Халс. Весёлый собутыльник

          ФРАНС ХАЛС.Весёлый собутыльник. 1628-1630,холст, масло. 78 ; 54 см,Государственный музей, Амстердам

         Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.
        На картине "Весёлый собутыльник "изображён щегольски одетый и счастливый мужчина. Он смотрит на зрителя и протягивает ему бокал с вином и машет рукой.В начале девятнадцатого века в изображенном на картине мужчине видели гарлемского капитана Рипперда, однако, скорее всего, картина была создана как аллегория вкуса, возможно, отсылающая к политической ситуации Нидерландов: медаль Морица Оранского связывает собутыльника с движением, стремившимся превратить республику в монархию.

      Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.

       Халса больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия.

         Будучи выходцем из низов общества, Франс Хальс привнес "здоровую простонародную струю" в голландское искусство. Героями его портретов стали не только зажиточные бюргеры, но и бедные ремесленники, и завсегдатаи кабаков.
Люди эти менее всего выглядят забитыми, униженными, падшими - нет, они жизнерадостны и веселы.

           А городские "патриции", которых в изобилии можно встретить на заказных портретах Хальса, теряют под его кистью напыщенность и парадную стереотипность. Они ведут себя непосредственно и раскованно - точь-в-точь как их простые сограждане, не обремененные ни капиталами, ни хорошими манерами.
Для Хальса важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты.

         Стоит отметить, что не всем богатым заказчикам нравился подобный, "слишком реалистический", по их мнению, подход.
Но те, кто все же решился позировать Хальсу, а не другому художнику (который "приукрасил" бы их гораздо более искусно), теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.


Рецензии