10. А-а, всё понятно...

НА СНИМКЕ: Галина Лаевская, заведующая выставочным залом Дома учёных Со АН.


– С какими трудностями столкнулись вы, когда в 1970 году заступили на должность заведующей выставочным залом?

– Отношение к нам стало более жёстким – «оттепель» закончилась.

И в этих изменившихся условиях многие вещи стали для меня полной неожиданностью.

Один человек, которого я считала глубоко порядочным, найдя на выставлявшейся картине два инициала на иврите, обвинил меня в пропаганде сионизма.

Меня вызвали «на ковер» в областное управление культуры, где учинили натуральный допрос.

-Почему у вас за год из двенадцати выставок прошло пять, авторами которых были евреи?

– «Вы знаете, ничего удивительного здесь нет: евреи – это вообще высококультурная нация»

– «Вы еврейка?» – «Нет».

– «А муж?»

– «Еврей».

– «А-а, все понятно…».

Подобная работа велась даже без намёка на дипломатию, а напрямую, в лоб.

Я удержалась на этой должности только потому, что никто на моё место не метил.

И в этой ситуации все, что могла сделать власть, – объявить мне выговор «за систематическую организацию выставок художников формалистического направления», который я пару раз и получала.

– Что осталось от тех трёх выставок, кроме воспоминаний очевидцев?

– Остались картины: одна работа Филонова, две – Фалька, три – Шемякина.

Продолжение следует:


Рецензии